Дело № 2-414/2012 Р Е Ш Е Н И Е с. Барда 21 июня 2012 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Аиткуловой И.Н., с участием помощника прокурора Бардымского района Бакунова Р.И., представителя администрации Брюзлинского сельского поселения Алапанова Р.А. при секретаре Каримовой И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Бардымского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – администрация Брюзлинского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, о признании бездействия администрации Брюзлинского сельского поселения незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бардымского района просит признать бездействие администрации Брюзлинского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер на передачу функции по добыче подземных вод, и имущества, предназначенного для этих целей хозяйствующему субъекту, имеющему специальное разрешение – лицензию на пользование недрами, незаконным и обязать администрацию Брюзлинского сельского поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предпринять меры по устранению нарушений лицензионного законодательства. Заявление обосновывается тем, что прокуратурой Бардымского района Пермского края проведена проверка соблюдения лицензионного законодательства администрацией Брюзлинского сельского поселения, в ходе которой установлено, что администрация Брюзлинского сельского поселения Бардымского муниципального района имеет в собственности водонапорную башню, расположенную по адресу: Пермский край, Бардымский район, с.Брюзли. Данное недвижимое имущество администрация использует для добычи подземных вод, в целях централизованного водоснабжения населения. Однако специальное разрешение – лицензия на пользование недрами у администрации отсутствует, которое предусмотрено законодательством о недрах и о лицензировании отдельных видов деятельности. Неисполнение лицензионного законодательства влечет к отсутствию контроля за качеством предоставления услуг населению сельского поселения по обеспечению их подземной водой. В судебном заседании помощник прокурора Бакунов Р.И. настаивает на заявленных требованиях по указанным в заявлении основаниям. Представитель администрации Брюзлинского сельского поселения глава Алапанов Р.А. с заявлением не согласен, суду пояснил, что водопроводная сеть с.Брюзли, протяженностью 5027 метров передана на баланс Брюзлинского сельского поселения Законом Пермского края от 14.11.2008г. №340-ПК без финансового обеспечения на инвентаризацию и государственную регистрацию. Она инвентаризована и зарегистрирована за счет бюджета поселения. Существующая скважина и водонапорная башня на баланс поселения никем не передана, то есть скважина и водонапорная башня оказались бесхозными и на балансе поселения без оформления соответствующих документов быть не могут. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ водопроводную сеть отключить не могут, потому что других источников питьевого водоснабжения не имеется. Все дома с.Брюзли, все учреждения, в том числе Брюзлинская основная школа с детским садом подключены к ней. В целях контроля качества воды составлен договор с Роспотребнадзором и ведется плановый забор воды. Качество воды удовлетворительное, администрация регулярно выплачивает водный налог. 15 февраля 2012 года принято решение Совета депутатов о выделении финансовых средств на восстановление скважины с получением паспорта на нее. С этой целью заключен договор с ООО «....». Также направлено заявление на межевание с определением защитной санитарной зоны с получением кадастрового паспорта. На основании паспорта на скважину и технического паспорта, скважина будет поставлена на учет в регистрационной палате как бесхозная, по истечении года скважина будет зарегистрирована в собственность поселения. Только после этого появится возможность передачи скважины лицензированному хозяйствующему субъекту для дальнейшей эксплуатации. Выслушав доводы помощника прокурора, объяснения представителя администрации Брюзлинского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.245 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьями 5, 8, 43 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. Формы собственности на подземные водные объекты и порядок использования которых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяются законодательством о недрах и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно ст.1.2 Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законом Пермского края от 14 ноября 2008 года №340-ПК «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Бардымского муниципального район» в собственность Брюзлинского сельского поселения передан водопровод, протяженность 5027 метров. Из письменных материалов дела следует, что администрацией Брюзлинского сельского поселения с Южным филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» 31 января 2012 года заключен договор №419Д о санитарно-бактериологическом исследовании питьевой воды сроком до 31 декабря 2012 года. В 2011 году администрацией Брюзлинского сельского поселения уплачивался водный налог. Администрацией Брюзлинского сельского поселения 4 июня 2012 года была внесена предоплата на ремонт водозаборной скважины с оформлением паспорта в сумме 29264 рубля 83 копейки. Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр, предусмотренных ст.23 Закона РФ «О недрах», является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Согласно ст.11 указанного Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В судебном заседании установлено, что администрацией Брюзлинского сельского поселения за счет эксплуатации водонапорной башни самостоятельно осуществляется добыча подземных вод для обеспечения питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения населения Брюзлинского сельского поселения, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 24 мая 2012 года и фототаблицей к нему, согласно которым, на территории с.Брюзли Бардымского района Пермского края имеется действующая водонапорная башня (л.д.5-9). Исходя из вышеуказанных требований Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1 органы местного самоуправления не могут выступать легитимными пользователями недр, самостоятельно, на законных основаниях осуществлять добычу подземных вод и получать лицензии на данный вид деятельности. Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В силу п.3 ч.1 ст.17 названного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, формированию и размещению муниципального заказа. Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Брюзлинского сельского поселения не выполняются требования Закона РФ «О недрах», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника недр, граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц), проживающих на территории Брюзлинского сельского поселения, на стабильное качественное и безопасное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде, и свидетельствуют о незаконном бездействии администрации поселения. Таким образом, заявление прокурора Бардымского района является обоснованным и законным, подлежащим удовлетворению. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст.12 Гражданского кодекса РФ, в том числе иными способами, предусмотренными законом. Одним из таких способов является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Бардымского района удовлетворить. Признать бездействие администрации Брюзлинского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, выражающееся в непринятии мер на передачу функции по добыче подземных вод, и имущества, предназначенного для этих целей хозяйствующему субъекту, имеющему специальное разрешение – лицензию на пользование недрами, незаконным. Обязать администрацию Брюзлинского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предпринять меры по устранению нарушений лицензионного законодательства. Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда И.Н. Аиткулова Секретарь И.Ф. Каримова