о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-10 /2012 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 17 января 2012 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зайнышева А.С.

с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З.,

истца Балтаевой А.Ф.,

представителя администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.,

при секретаре Мусагитовой И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Бардымского района в интересах Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. к администрации Бардымского муниципального района, третье лицо Правительство Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Балтаевой А.Ф. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что ее мать А. умерла в ДД.ММ.ГГГГ года, отец Ф. решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Балтаева (Алдарова) А.Ф. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Алдарова А.Ф. вышла замуж за Б., Алдаровой присвоена фамилия Балтаева.

В июне 2011 года Балтаева (Алдарова) А.Ф. окончила ГОУВПО «Пермский государственный университет», но жильем по договору социального найма не обеспечена.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Балтаева (Алдарова) А.Ф. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Истец Балтаева А.Ф. исковые требования поддержала.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. исковые требования признала в полном объеме.

Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, которые ей понятны. В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.

Представитель третьего лица Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме.

Предоставление жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей, члены семьи не являются льготополучателями.

Предоставление жилья по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения, устанавливаемом органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном районе, городском округе.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт отсутствия у родителей Балтаевой А.Ф. жилых помещений на праве собственности или пользования.

В связи с этим просят отказать в удовлетворении иска, считают, что у Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Алдарова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Ф. и А. (л.д. 7).

Согласно свидетельству о смерти А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Ф. лишен родительских прав (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между Б. и Алдаровой АФ. и ей присвоена фамилия Балтаева (л.д. 11).

Постановлением главы администрации Бардымского района от ДД.ММ.ГГГГ М. назначена опекуном Алдаровой А.Ф. (л.д. 9).

Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Алдарова А.Ф. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, очередность на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Согласно информации администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Алдарова А.Ф. состоит на учете в списках внеочередной очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, очередность (л.д. 16).

Балтаева (Алдарова) А.Ф., в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. 19-20).

Балтаева А.Ф. зарегистрирована в <адрес> (л.д. 13). Жилой дом по адресу <адрес> Бардымского района принадлежит на праве долевой собственности И., З. (л.д. 17, 18).

Согласно диплому от ДД.ММ.ГГГГ Алдарова Аниса Фирдавесовна окончила ГОУВПО «Пермский государственный университет» (л.д. 14).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Балтаева (Алдарова) А.Ф. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имела, до 23 лет она в установленном законом порядке встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания учебы не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению, Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Частью 3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Балтаевой (Алдаровой) И.Ф. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - А.С. Зайнышев

Секретарь И.Д.Мусагитова