Административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ



Дело № 12-31/2011

Р Е Ш Е Н И Е

с. Барда. 24 августа 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.,

при секретаре Тляшевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Бардымского муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка № 85 Бардымского муниципального района Пермского края по делу об административном правонарушении от 22 июля 2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 85 Бардымского муниципального района Пермского края Илибаева К.И. от 22 июля 2011 года администрация Бардымского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Администрация Бардымского муниципального района с данным постановлением не согласна, просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с тем, что за эти же действия (бездействия) составлены следующие протокола об административных правонарушениях : о нарушении требований пожарной безопасности от 09.06.2001 №4 в отношении должностного лица администрации Бардым­ского муниципального района Киндяшева Н.А., о нарушении требований пожарной безопасно­сти от 09.06.2001 №1 в отношении должностного лица администрации Бардымского муниципального района Ибраева С.М., о нарушении требований пожарной безопасно­сти от 09.06.2001 №2 в отношении должностного лица администрации Бардымского муниципального района Киндяшева Н.А.

При этом в соответствии с протоколами от 09.06.2011 №1, 2 действия (без­действия) должностных лиц администрации Бардымского муниципального рай­она квалифицированы по ст. 20.7 КоАП РФ «Нарушение правил гражданской обо­роны», где объективной стороной правонарушения является нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповеще­ния, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» установлены конкретные обязанности организаций, в том числе: проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных си­туациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объек­тах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним терри­ториях; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании этого считают, что в действиях (бездействиях) администра­ции Бардымского муниципального района отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. жалобу поддержала по доводам, изложенным в жалобе, пояснила, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Объективная сторона состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

В ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указаны обязанности организаций в данной области. Считает, что указанные в протоколе нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 КоАП РФ не предусмотрена. В связи с этим просит постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить.

Постановлением об административном правонарушении администрация Бардымского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей в связи с нарушением п.8 приказа МЧС России №993 от 21.12.2005 года и п.1 приказа МЧС России №285 от 27.05.2003 года, в нарушение этих нормативных актов в администрации Бардымского муниципального района допускается хранение не нормативного числа средств индивидуальной защиты для сотрудников (работников) данной администрации. Штатная численность сотрудников (работников) - 117 человек, а в наличии имеются 48 противогазов и 10 респираторов. Должно быть в наличии не менее 123 средств индивидуальной защиты для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения (количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов) и складские помещения средств индивидуальной защиты эксплуатируются с нарушением Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, необходимо привести в соответствие с пунктом 2.8 вышеуказанных правил.

Ч.1 ст.20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Объективная сторона ч.1 ст.20.6 КоАП РФ состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В перечень этих обязанностей не включены обязанности, в нарушении которых признана виновной администрация Бардымского муниципального района.

Суд считает, что все указанные в протоколе от 9.06.2011 года и постановлении мирового судьи от 22.07.2011 года о привлечении к административной ответственности администрации Бардымского муниципального района по ст.20.7 КоАП РФ состоит в нарушении правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Данные правила регламентированы Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами.

В постановлении о привлечении администрации Бардымского муниципального района к административной ответственности указано, что она нарушила требования п.8 Приказа МЧС России №993 от 21.12.2005 года, в котором указано, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

В п.7 данного приказа указано, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В материалах дела нет данных о том, что территория Бардымского района относится к вышеуказанным территориям, поэтому нет оснований считать, что администрация Бардымского муниципального района нарушила п.8 приказа МЧС России №993, что не влечет ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.20.6 КоАП РФ.

Также в постановлении о привлечении администрации Бардымского муниципального района к административной ответственности указано, что она нарушила требования Приказа МЧС России №285 от 27.05.2003 года, в п.1.2 которого указано, что исполнение требования настоящих Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны. В п. 1.4. данного приказа указано, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

В обоснование виновности администрация Бардымского муниципального района в совершении правонарушения мировой судья ссылается на незаверенные копии документов, имеющихся в деле, а именно почтовую квитанцию о направлении материалов Ибраеву С.М., акт проверки от 7 июня 2011 года, распоряжение о проведении плановой, выездной проверки, уведомление о проведении проверки, что недопустимо.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного, суд считает, что в действиях администрации Бардымского муниципального района не усматривается состава правонарушения, предусмотренного ст.20.7 КоАП РФ не предусмотрена, поэтому переквалифицировать действия по данной статье не

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №85 Бардымского муниципального района от 22 июля 2011 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях администрация Бардымского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 85 Бардымского муниципального района Илибаева К.И. от 22 июля 2011 года в отношении администрации Бардымского муниципального района отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации Бардымского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня оглашения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья : А.Р. Махмудова

Секретарь А.Р. Тляшева