Административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ



Дело № 12-33/2011

Р Е Ш Е Н И Е

с. Барда. 24 августа 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.,

при секретаре Тляшевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Киндяшева Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 85 Бардымского муниципального района Пермского края по делу об административном правонарушении от 22 июля 2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 85 Бардымского муниципального района Пермского края Илибаева К.И. от 22 июля 2011 года Киндяшев Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Заявитель Киндяшев Н.А. с данным постановлением не согласен, просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с тем, что с протоколом об административном правонарушении он не ознакомлен, вину не признает, так как о выделении средств на закупку средств индивидуальной защиты он обращался со служебными записками к главе района в 2006 - 2011 годах, средства выделены не были. Кроме того, в его должностные обязанности не входит ответственность за состояние складских помещений средств индивидуальной защиты.

В судебном заседании Киндяшев Н.А. жалобу поддержал по доводам, изложенным в жалобе, просит постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить. Пояснил, что имеется ряд нарушений при составлении прокола об административном правонарушении и рассмотрении этого протокола, а именно в определении о передаче материалов дела по подведомственности указано, что просит признать главу района Ибраева виновным и назначить ему наказание, а не его. Протокол об административном правонарушении был составлен 9 июня 2011 года, 10 июня уже направлены материалы в суд. Его о составлении протокола не извещали, определение о вызове для составления протокола было направлено 8 июня в адрес администрации района, ему передали только 10 июня. С протоколом он не ознакомлен, считает, что его права при этом нарушены, объяснения и замечания дать не мог, данные нарушения существенные. По нарушению, указанному в п.1 протокола поясняет, что он с 2006 года по настоящее время предоставлял главе администрации докладные записки о необходимости выделения средств для приобретения противогазов для работников администрации, в 2008 году было приобретено 48 противогазов, т.е. в соответствии с приказом идет процесс накопления. Больше средств не выделялось. Он не юридическое лицо и не располагает денежными средствами для покупки СИЗ. Поэтому он считает, что не нарушил требования закона, в этом нет его вины. По нарушению, указанному в п.2 протокола поясняет, что в п.2.8 приказа МЧС №285 от 27 мая 2003 года изложены требования к складским помещениям для хранения средств индивидуальной защиты в большом количестве как гос.резерв. В п.1.4 этого приказа указано, что в организациях использующих и накапливающих СИЗ, назначаются должностные лица в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. Он такие должностные обязанности не имеет. Постановлением главы района №58 от 8.02.2008 года уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны администрации назначен К.

Постановлением об административном правонарушении начальник отдела ГО и ЧС, пожарной безопасности и мобилизационной работы администрации Бардымского муниципального района Киндяшев Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей в связи с нарушением п.8 приказа МЧС России №993 от 21.12.2005 года и п.1 приказа МЧС России №285 от 27.05.2003 года, в нарушение этих нормативных актов в администрации Бардымского муниципального района допускается хранение не нормативного числа средств индивидуальной защиты для сотрудников (работников) данной администрации. Штатная численность сотрудников (работников) - 117 человек, а в наличии имеются 48 противогазов и 10 респираторов. Должно быть в наличии не менее 123 средств индивидуальной защиты для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения (количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов) и складские помещения средств индивидуальной защиты эксплуатируются с нарушением Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, необходимо привести в соответствие с пунктом 2.8 вышеуказанных правил.

Ч.1 ст.20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Объективная сторона ч.1 ст.20.6 КоАП РФ состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В перечень этих обязанностей не включены обязанности, в нарушении которых признан виновным Киндяшев Н.А.

В ч.3 ст.13 указанного Федерального закона предусмотрено, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указаний о том, что должностные лица органов местного самоуправления несут какие-либо обязанности по данному Федеральному закону и могут быть привлечены за это к ответственности не имеется.

Суд считает, что все указанные в протоколе от 9.06.2011 года и постановлении мирового судьи от 22.07.2011 года о привлечении к административной ответственности Киндяшева Н.А. по ст.20.7 КоАП РФ состоит в нарушении правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Данные правила регламентированы Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами.

В постановлении о привлечении Киндяшева Н.А. к административной ответственности указано, что он нарушил требования п.8 Приказа МЧС России №993 от 21.12.2005 года, в котором указано, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

В п.7 данного приказа указано, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В материалах дела нет данных о том, что территория Бардымского района относится к вышеуказанным территориям, поэтому нет оснований считать, что Киндяшев Н.А. нарушил п.8 приказа МЧС России №993, что не влечет ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.20.6 КоАП РФ.

Также в постановлении о привлечении Киндяшева Н.А. к административной ответственности указано, что он нарушил требования Приказа МЧС России №285 от 27.05.2003 года, в п.1.2 которого указано, что исполнение требования настоящих Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны. В п. 1.4. данного приказа указано, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

Суду предоставлено постановление главы Бардымского муниципального района №58 от 8 февраля 2008 года, согласно которому уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны администрации Бардымского муниципального района назначен К.., ответственным за противопожарное состояние здания администрации и гаража назначен Т. т.е. никаких обязанностей на Киндяшева Н.А. не возложено.

Согласно исследованных служебных записок (л.д.30-35) Киндяшев Н.А., начиная с 2006 года по 2011 год неоднократно обращался к главе Бардымского муниципального района с просьбой предусмотреть в бюджете средства на закупку СИЗ, т.е. он предпринял все зависящие от него меры для обеспечения администрации Бардымского района средствами индивидуальной защиты. Его вины в том, что средства не были выделены и не имелось возможности закупить СИЗ, нет.

В обоснование виновности Киндяшева Н.А. в совершении правонарушения мировой судья ссылается на незаверенные копии документов, имеющихся в деле, а именно почтовую квитанцию о направлении материалов Ибраеву С.М., акт проверки от 7 июня 2011 года, распоряжение о проведении плановой, выездной проверки, уведомление о проведении проверки, что недопустимо.

Мировой судья сделал неправильный вывод о том, что доводы Киндяшева Н.А. о неполучении протокола не подтверждаются материалами дела, на определении о вызове лица для составления протокола имеется отметка о получении администрацией данного определения. В материалах дела не имеется доказательств о надлежащем извещении Киндяшева Н.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Факт получения администрацией 8 июня 2011 года определения о необходимости явиться для составления протокола на 9 июня 2011 года не свидетельствует о том, что Киндяшев Н.А. своевременно получил данное определение, так как вся почтовая корреспонденция сначала принимается канцелярией (секретарем), затем направляется руководителю и только после этого направляется работникам администрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6, ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения. Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств, использование юридической помощи защитника.

Таким образом, Киндяшев Н.А. был лишен возможности присутствовать при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и воспользоваться всеми процессуальными правами и гарантиями, предусмотренными законом.

В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Мировой судья в обоснование вины Киндяшева Н.А. приводит протокол об административном правонарушении. Данный протокол составлен с нарушением закона, поэтому его нельзя признать допустимым доказательством.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного, суд считает, что в действиях Киндяшева Н.А. не усматривается состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №85 Бардымского муниципального района от 22 июля 2011 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Киндяшева Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 85 Бардымского муниципального района Илибаева К.И. от 22 июля 2011 года в отношении Киндяшева Н.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Киндяшева Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня оглашения.

Судья : А.Р. Махмудова

Судья: подпись

Копия верна. Судья : А.Р. Махмудова

Секретарь А.Р. Тляшева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200