Признать незаконным действия отдела пособий и соц.выплат



Дело № 2-396-2010

Поступило в суд 09.06.2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2010 г. г. Барабинск Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Братчиковой Л.Г.,

с участием:

заявителя - помощника прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры <адрес> ФИО94 действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО8,

представителя заинтересованного лица - отдела пособий и социальных выплат <адрес> ФИО93., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица - ФИО9

при секретаре судебного заседания Колпицыной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора в защиту интересов ФИО10 о признании незаконными действий отдела пособий и социальных выплат <адрес> в части истребования у ФИО12 решения суда о признании ФИО11 членом ее семьи и отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Барабинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов ФИО13, в порядке главы 25 ГПК РФ, оспаривая действия отдела пособий и социальных выплат <адрес>.

В требованиях своего заявления прокурор просил суд:

- признать незаконными действия отдела пособий и социальных выплат <адрес> в части истребования у ФИО14 решения суда о признании ФИО15 членом ее семьи и отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- обязать отдел пособий и социальных выплат <адрес> предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО16

В обоснование заявленных требований прокурор в заявлении указал и представитель в судебном заседании пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Барабинской межрайонной прокуратурой в пределах полномочий, определенных ст.ст. 21, 22 и 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка по обращению ФИО17 проживающей в <адрес>, квартал <адрес> <адрес> по факту нарушения законодательства в сфере предоставления субсидий гражданам по оплате услуг ЖКХ. Приказом руководителя Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создан территориальный орган департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту <адрес> - отдел пособий и социальных выплат <адрес>», также утверждено Положение «О территориальном органе департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту <адрес>- отделе пособий и социальных выплат <адрес>». В соответствии с пунктом 9 указанного Положения к функциям территориального органа относятся, в том числе и назначение, перерасчет и выплата пособий, компенсаций, и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, а также принятие решений об отказе в назначении, перерасчете и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, в том числе: субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В ходе проверки установлено, что в отдел пособий и социальных выплат <адрес> обратилась ФИО18. с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С пакетом документов заявительницей была представлена справка (выписка из лицевого счета №) о начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги, согласно которой в качестве члена семьи был указан ФИО19 который является ее гражданским супругом.

Согласно информации отдела пособий и социальных выплат <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО20 отказано по причине того, что в представленном ею пакете документов, отсутствовала справка о начислении за жилищно-коммунальные услуги на количество человек, равное количеству членов ее семьи. По их мнению, ФИО21 к членам семьи заявительницы отнести нельзя, так как брак не зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Действия отдела пособий и социальных выплат в части отказа ФИО22 в предоставлении субсидии являются незаконными. Так, в соответствии с п.п. 1,2 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) право на субсидии имеют, в том числе, собственники жилого помещения (квартиры). Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. В соответствии с требованием ч.1 ст.31 Жилищного Кодекса РФ в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В данном случае ФИО23 был вселен в квартиру собственником ФИО24 в качестве члена своей семьи и является ее гражданским супругом, они ведут совместное хозяйство и имеют общий семейный бюджет на протяжении 15 лет.

Согласно п.8 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии и другие документы. Но лишь, при наличии разногласий между заявителем и проживающим совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

В данном случае, разногласий между проживающими совместно, ФИО25 по вопросу принадлежности их к одной семье нет, следовательно, признания их членами одной семьи в судебном порядке не требуется.

Действия должностных лиц отдела пособий и социальных выплат по истребованию от гражданки ФИО26. дополнительных, не предусмотренных законодательством документов, незаконны и ущемляют права и законные интересы граждан, на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обращение в суд связано с дополнительными расходами, которые несут граждане-получатели мер социальной поддержки в виде субсидии. Незаконные действия отдела пособий и социальных выплат затрагивают и материальные права граждан, так как они на протяжении длительного времени не имеют возможности получать субсидии и оплачивать услуги ЖКХ с учетом предусмотренных законодательством льгот.

ФИО27. в судебном заседании поддержала требования заявления и суду пояснила, что она проживает в квартире, площадью 48,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, квартал «<адрес> <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, совместно с ФИО29 которого считает мужем, хотя брак между ними официально не зарегистрирован. До сентября 2009 г. она неоднократно обращалась в отдел пособий и социальных выплат <адрес> за предоставлением субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, данная субсидия ей предоставлялась. При обращении с аналогичным заявлением в сентябре 2009 г. в отдел пособий о предоставлении субсидии ей было отказано, в связи с тем, что она не предоставила справки о размере оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на каждого жильца, так как ФИО30 является членом её семьи, поскольку их брак не зарегистрирован в отделе ЗАГС. Однако, считает, что ФИО31. является членом ее семьи, так как с момента приобретения ею указанной квартиры он проживает вместе с ней постоянно, оба зарегистрированы по указанному месту жительства, ведут общее совместное хозяйство, заботятся друг о друге, имеют совместный бюджет, при этом до указанного времени отсутствие регистрации их брака не являлась основанием для отказа в предоставлении субсидии. ФИО32 вселен в ее квартиру как муж. Она жилье в аренду ему не сдает. Договор найма на жилое помещение ранее был составлен по требованию отдела пособий и социальных выплат. В сентябре 2009 года оформлять договор она отказалась.

Представитель отдела пособий и социальных выплат <адрес> считает совершенные ими действия законными, в связи с чем, требования прокурора не признают. В письменном отзыве на заявление указал и в судебном заседании пояснил, что признание ФИО33 членом семьи ФИО34 носит рекомендательный характер, по той причине, что ей было отказано управляющей компанией ЖКХ <адрес> в выдаче справки о начислении за жилищно-коммунальные услуги на одного человека с разделением общей площади жилого помещения пропорционально количеству зарегистрированных, по адресу: <адрес>, <адрес>, граждан, в то время как ранее такая справка ей выдавалась, и на основании данной справка рассчитывался размер субсидии. В заявлении прокурора указано, что право на субсидию имеют собственники жилого помещения, но это условие не является единственным для назначения субсидии. Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Методические рекомендации) разработан целый ряд условий, при которых гражданин имеет право на получение субсидии и согласно пункту 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) представление заявителем неполных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил, для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). В заявлении прокурора говорится о том, что ФИО36 является гражданским супругом ФИО35. и ведёт с ней совместное хозяйство, имеет общий семейный бюджет на протяжении 15 лет, однако данный факт может быть установлен только судом при наличии, подтверждающих свидетельских показаний, а также определение «гражданский супруг» является бытовым, а не юридическим понятием, закрепленным в Семейном кодексе РФ. Кроме того, главным основанием в отказе предоставления субсидии явился факт отсутствия справки о начислении за жилищно-коммунальные услуги на одного человека, т.к. согласно пунктам 41; 42 Методических рекомендаций в соответствии со статьей 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Фактические брачные отношения без государственной регистрации брака, независимо от продолжительности и наличия совместных детей (так называемый "гражданский брак"), не являются браком в юридическом смысле.

Граждане, не являющиеся членами семьи получателя субсидий, могут иметь самостоятельное право на субсидию, если они соответствуют всем условиям предоставления субсидий, этим правом наравне с ФИО37. ранее до сентября 2009 года пользовался ФИО38 предъявляя при обращении справку из УК ЖКХ <адрес> о начислении за жилищно-коммунальные услуги на одного человека. Кроме того, ранее между ФИО39 был заключен договор найма жилого помещения. Начислить субсидию только ФИО40 они не могут, если она предоставляет справки на каждого жильца. Считает действия отдела в части истребования с ФИО41 документа, подтверждающего правовые основания отнесения ФИО42 к члену семьи собственника правомерными, не противоречащими действующему законодательству.

Заинтересованное лицо ФИО43 суду пояснил, что он с ФИО44 проживает с 1996 года. Они ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, разногласий и споров в семье нет. С мая 2010 года они проживают на его пенсию, так как ФИО45 работает. В квартиру он вселен как член семьи. В октябре 2009 года жена ему пояснила, что отдел пособий требует заключить договор найма жилого помещения с ним, он отказался.

Выслушав представителя прокурора, ФИО46 представителя отдела пособий и социальных выплат <адрес> НСО, ФИО47 изучив письменные материалы дела, суд установил следующее:

как следует из свидетельства о регистрации права <адрес>, выданного Управлением федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО48 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, квартал «<адрес> <адрес>, площадью 48,6 кв.м.( л.д.18).

Как следует из поквартирной карточки в указанной квартире по постоянному месту жительства зарегистрированы и проживают ФИО49, являющаяся собственником указанного помещения и ФИО50 (л.д.35).

Как следует из пояснений ФИО51 которые не оспаривались представителем отдела пособий и социальных выплат, в сентябре 2009 года ФИО52 обратилась в отдел пособий и социальных выплат <адрес> по вопросу предоставления субсидии по оплате за жилищно-коммунальные услуги на указанную квартиру, указав в качестве члена своей семьи ФИО53 однако, данное заявление и приложенные к нему документы не были приняты у заявителя, в связи с тем, что у последней отсутствовал документ, подтверждающий правовое основание для отнесения ФИО54 к членам ее семьи, что в соответствии с п.14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, явилось основанием для отказа в предоставлении субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО55 вновь обратилась с заявлением в отдел (зарегистрировав его в книге входящей корреспонденции за №), предоставив пакет документов (л.д.84).

Рассмотрев указанное заявление ФИО56 и предоставленные ею документы начальник отдела пособий письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ (полученное ФИО57 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на почтовом конверте) отказала последней в назначении субсидии, указав в качестве основания отказа: отсутствие в предоставленном пакете документов справки о начислении за жилищно-коммунальные услуги на количество человек равное количеству членов семьи, так в справке было указано о количестве начислений, исходя из расчета 2-х человек, тогда как ФИО58 членом семьи последней не является. По вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

Согласно ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее -«Правила»), которыми определены порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан

В соответствии с п.п.1,2 «Правил» право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры). Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно п.8 «Правил» для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии и другие документы. При наличии разногласий между заявителем и проживающим совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

В п.19 названных Правил указано, что уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидий и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п.7 решение о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в п. 51 настоящих Правил - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее уполномоченные органы). Органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

ДД.ММ.ГГГГ приказом № департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО создан территориальный орган департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО - отдел пособий и социальных выплат <адрес> НСО и утверждено прилагаемое Положение об этом органе (л.д.7-8).

Согласно п. 9 Положения о территориальном органе, последний в соответствии с возложенной на него задачей осуществляет назначение, перерасчет и выплату пособий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, а также принимает решения об отказе в назначении, перерасчете и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, следовательно, в соответствии с названными Правилами заявитель обратилась к уполномоченному органу о предоставлении субсидий, который и должен определять состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.

Аналогичный вывод содержится и в п.4 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

В п. 18 Правил указано, что в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 ЖК РФ.

В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из заявления ФИО59 в ОУФМС по НСО в <адрес>, она просит зарегистрировать ФИО60 на постоянное место жительства по адресу: НСО, <адрес>, <адрес> <адрес>, не указывая в качестве члена семьи либо нет. Но с учетом ее пояснений в судебном заседании и пояснений ФИО61 суд принимает во внимание тот факт, что ФИО62 проживают совместно 15 лет, приобрели жилое помещение в 2007 г. на совместные средства, ФИО63. был вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащее ФИО64 праве собственности, в качестве члена ее семьи- супруга (л.д.133).

Факт регистрации ФИО65 по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также и копией паспорта ФИО66д.48)

Таким образом, суд пришел к выводу, что для признания членом семьи собственника жилого помещения других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях иных граждан не требуется признание их членами семьи в судебном порядке, поскольку между выше указанными лицами отсутствует спор по вопросу принадлежности к одной семье, а достаточно установление факта вселения лица собственником в качестве членов своей семьи.

Аналогичные требования содержатся и в п. 35 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Факт вселения ФИО76 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> качестве члена семьи собственника установлен в судебном заседании.

Кроме того, как следует из пояснений представителя отдела пособий и социальных выплат, а также предыдущих актов расчетов субсидии, ФИО77., согласно п.19 названных «Правил» имела право на получение субсидий и расчета ее размера.

Незаконны действия отдела пособий и социальных выплат по <адрес> НСО и по требованию предоставления в отдел пособий и социальных выплат ФИО78 справки Управляющей компании о начислении за жилищно-коммунальные услуги на одного человека с разделением общей площади жилого помещения пропорционально количеству зарегистрированных лиц, поскольку разногласий между собственником жилого помещения ФИО79 и, вселенным ею в качестве члена ее семьи ФИО80., по вопросу принадлежности к одной семье между ними не было.

Утверждение представителя отдела пособий и социальных выплат о том, что ранее ФИО81 проживал в данной квартире на условиях договора найма жилого помещения, заключенного с собственником жилого помещения ФИО82 и данное обстоятельство подтверждает, что ФИО83 не является членом семьи ФИО84 подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-44).

Однако в судебном заседании установлено, что данный договор был составлен ФИО85 по требованию отдела пособий и социальных выплат в марте 2010 года с целью назначения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, так как брак между ней и ФИО86 не зарегистрирован. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем заинтересованного лица.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.31 ЖК РФ, «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, суд пришел к выводу, что требование отдела пособий у ФИО87. документа, подтверждающего правовое основание отнесения ФИО88. к членам ее семьи, справки о начислении за жилищно-коммунальные услуги на количество человек, равное количеству членов ее семьи, необоснованно, а, следовательно, отказ отдела в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения в связи с отсутствием указанных документов не основан на требованиях закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора и признать незаконными действия отдела пособий и социальных выплат <адрес>, в части истребования у ФИО90 решения суда о признании ФИО89 членом ее семьи и отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать отдел пособий и социальных выплат <адрес> предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО92, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение 10 суток со дня его оглашения.

Председательствующий Л.Г. Братчикова