Дело № 2- 180/2011
Поступило в суд 17.02.2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 годаг. Барабинск, Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе: судьи Сафоновой Е.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры Новосибирской области Ершовой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Борисенко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоненко Михаила Вениаминовича о признании решения избирательной комиссии г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии № 95 от 07.02.2011 г.об отказе в регистрации Антоненко Михаила Вениаминовича кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Барабинска Новосибирской области третьего созыва по одномандатному округу № 11 - незаконным, обязывании избирательную комиссию г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии зарегистрировать Антоненко Михаила Вениаминовича кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва по одномандатному округу № 11,
УСТАНОВИЛ:
17.02.2011 года Антоненко М.В. обратился в Барабинский районный суд Новосибирской области с заявлением о признании решения избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии № 95 от 07.02.2011 г. об отказе в регистрации Антоненко М.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Барабинска Новосибирской области третьего созыва - незаконным, обязывании избирательную комиссию г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии зарегистрировать Антоненко Михаила Вениаминовича кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва по одномандатному округу № 11.
В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении указал, что избирательной комиссией города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 11 было принято решение от 07.02.2011 года № 95 об отказе в регистрации Антоненко М.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва. С вынесенным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, так как, при заполнении подписных листов данные об избирателях вносились по просьбе избирателя им самостоятельно, при этом, в графе адрес места жительства вносились данные в соответствии с информацией, содержащейся в паспорте. В полученной им ведомости проверке подписных листов указано на неполный адрес места жительства избирателя. Однако, в сведениях адреса места жительства избирателя указано: Новосибирская область, г. Барабинск, соответствующая улица, дом, квартира. Устно представители избирательной комиссии сослались на отсутствие указание в адресе места жительства слов «Барабинский район», иного города Барабинска в Новосибирской области не существует и иначе воспринимать информацию об адресе места жительства невозможно. В подписных листах указана полная и достоверная информация о месте жительства избирателей – субъект Российской Федерации – Новосибирская область, населенный пункт – г. Барабинск, и адрес места жительства в населенном пункте – указанные сведения необходимы и достаточны для определения места жительства избирателя и соответствуют данным, указанным в паспортах избирателей в штампах, удостоверяющих регистрацию по месту жительства. Считает, что отказ избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты, нарушает его права, так как граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, все обладают равными правами и несут равные обязанности. Кроме этого, решение № 95 от 07.02.2011 г. избирательной комиссии об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты, не мотивированное.
Заявитель Антоненко М.В., представитель избирательной комиссии г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, при этом, представителем избирательной комиссии представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Избирательной комиссией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области предоставлен в суд письменный отзыв на заявление Антоненко М.В., согласно которому избирательная комиссия считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.____).
Огласив отзыв избирательной комиссии, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований Антоненко М.В. отказать, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст. 84 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» решения … избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 11 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», настоящий Закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Новосибирской области выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области (далее - муниципальное образование). В настоящем Законе используются термины и понятия, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом, в соответствии с п.1 ст.2 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2006 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26.11.1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Устава Новосибирской области, настоящего Закона, иных законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации, устава муниципального образования.
Так, решением 45-й сессии Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 387 от 16.12.2010 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва на 13.03.2011 г. (л.д.).
Решением 43-й сессии Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 371 от 19.10.2010 г., утвержден состав избирательной комиссии г. Барабинска, в которую входят Брик Э.А., Войцехович М.Г., Зломанова М.Г., Макуха В.В., Михнева Т.И., Новикова М.Ф., Сатырева В.П., Чернова О.Л. (л.д.)
Решениями № 3 и № 5 от 26.10.2010 г. избирательной комиссией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области избран председатель избирательной комиссии г. Барабинска Барабинского района Войцехович М.Г. и секретарь избирательной комиссии Михнева Т.И.. (л.д.)
Решением № 12 от 21.12.2010 года Избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области утверждена рабочая группа по проведению проверки соблюдения сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в составе руководителя: Войцехович М.Г. и членов: Брик Э.А. и Черновой О.Л. (л.д.).
Согласно ст. 34 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам может быть осуществлено путем самовыдвижения.
Как следует из ст. 35 вышеуказанного закона Новосибирской области, избирательная комиссия, в которую кандидат представляет документы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязана выдать кандидату письменное подтверждение получения этих документов. Подтверждение выдается незамедлительно после представления и приема документов.
21 января 2011 года Антоненко М.В. обратился в избирательную комиссию г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области с заявлением о приеме документов о его самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района. Избирательной комиссией г. Барабинска 21.01.2011 г. выдано Антоненко М.В. письменное подтверждение о приеме документов. (л.д.).
Статьей ст. 39 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ установлен порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
Согласно п.7 вышеуказанной статьи, избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку разных кандидатов, разных списков кандидатов. Избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку одного и того же кандидата, одного и того же списка кандидатов один раз. При этом избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющего паспорт гражданина, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату внесения подписи. По просьбе избирателя указанные выше данные о нем могут быть внесены в подписной лист лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. При этом подпись и дату ее внесения избиратель проставляет в подписном листе собственноручно.
По результатам подсчета голосов составляется и подписывается протокол об итогах сбора подписей избирателей (п.14 данной статьи).
Решением избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 13 от 21.12.2010 года «О количестве подписей избирателей в поддержку кандидата, необходимых для регистрации кандидата и представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидата выборах депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области» определено количество подписей избирателей в поддержку кандидата, необходимых для регистрации кандидата по избирательному округу № 15 от 10 до 14 подписей (л.д.).
29.01.2011 года Антоненко М.В. в избирательную комиссию были представлены подписные листы в количестве 2 штук, содержащие 14 заявленных подписей и протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, в связи с чем, было выдано подтверждение о приеме подписных листов (л.д.).
Как следует из ст. 41 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона… Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия вправе образовать рабочую группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее трех человек), а также, при необходимости, работников аппарата избирательной комиссии.
Избирательной комиссией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области принято решение № 26 от 13.01.2011 года «Об утверждении ведомости проверки подписных листов и таблицы кодов перечня нарушений», в соответствии со ст. 41 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ от 07.12.2006 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», и в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей на муниципальных выборах, утвержденными решением избирательной комиссии Новосибирской области 11.12.2009 года №8/112, которым утверждена ведомость проверки подписных листов кандидатов в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области; таблицу кодов, необходимую для проверки заполнения ведомости проверки подписных листов кандидатов в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва. (л.д.)
05.02.2011 года рабочей группой были проверены, представленные Антоненко М.В., подписные листы и указано, что в адресе места жительства избирателей допущено нарушение избирательного законодательства (указание в подписных листах неполного адреса места жительства избирателей), о чем была составлена ведомость проверки подписных листов, с указанием кода нарушения, как неполный адрес места жительства избирателя и составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, где указано количество недостоверных подписей – 14 с кодом нарушения 9. (л.д.), что согласно приложению № 2 к решению избирательной комиссии г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 13.01.2011 г. № 26 является – отсутствие или неполный адрес места жительства избирателя (л.д.).
Решением № 95 избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 11 от 07.02.2011 года Антоненко М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва (л.д.).
Основанием для отказа в регистрации кандидата явилось установление из числа представленных в количестве 14 подписей избирателей, недействительных 14 подписей или 100%, что на основании подпункта 5 п.7 ст.42 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», который в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Новосибирской области выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судом, при проверке подписных листов, представленных Антоненко М.В. в избирательную комиссию г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области, установлено, что во всех подписных листах в сведениях о лицах (количество 14 штук), указанных в качестве избирателей, в адресе места жительства избирателей не указан район, обязательное указание которого в подписном листе предусмотрено пунктом 7 статьи 39 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», с учетом требований п.2 ст.1, п.1 ст.2 указанного закона, исходя из того, что в указанном законе используются термины и понятия, установленные ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Так, из п.5 ст. 2 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из буквального толкования указанных норм в их совокупности следует, что п.7 ст.39 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» содержащей требование об указании в подписном листе адреса места жительства избирателя означает адрес избирателя в соответствии с понятием, указанным в п.5 ст.2 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который подлежит применению в целях вышеуказанного Закона Новосибирской области, имеет прямое действие и подлежит применению на всей территории Российской Федерации, а, следовательно, адрес места жительства избирателя в подписном листе должен в обязательном порядке содержать наименование района.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что у избирательной комиссии имелись законные основания для признания подписей 14 избирателей недействительными, в силу п.п.3, п.9 ст.41 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», как-то указание в подписных листах подписей избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений, а именно не указание в адресе места жительства избирателей наименование Барабинского района.
Таким образом, действующим законодательством установлены четкие требования к содержанию записей в подписных листах, несоблюдение которых означает нарушение закона и влечет за собой недействительность подписей избирателей.
Исходя из приведенных положений закона, довод Антоненко М.В. о достаточности указания в подписных листах адреса места жительства избирателей так, как он указан в паспортах избирателей (л.д.______), согласно штампу регистрационной службы, несостоятелен.
Кроме этого, согласно имеющимся в материалах дела свидетельства о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации, свидетельства о государственной регистрации Устава муниципального образования и Устава г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области (л.д. __________), наименование и территориальный статус муниципального образования – город Барабинск Барабинского района Новосибирской области, следовательно, указание «Барабинский район» в адресе места жительства избирателей, является необходимым условием при заполнении подписных листов в поддержку кандидата в депутаты.
Довод Антоненко М.В. о том, что решение избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии от 07 февраля 2011 года № 95 об отказе регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Антоненко М.В. не мотивированное, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, так как из данного решения следует, что кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Барабинска Новосибирской области третьего созыва Антоненко М.А. были представлены 14 подписей избирателей, которые в соответствии с законодательством были проверены и в количестве 14 штук признаны недействительными. Избирательной комиссией при принятии решения сделаны ссылки на нормы законодательства, которыми она руководствовалась при принятии данного решения. Из этого следует, что вышеуказанное решение мотивированное и полностью соответствует требованиям действующего законодательства о выборах.
Кроме этого, суд признает не состоятельными доводы Антоненко М.В. о том, что избирательной комиссией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области при принятии решения о регистрации кандидатов в депутаты нарушено равное избирательное право граждан.
Учитывая, вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии от 07 февраля 2011 года № 95 об отказе регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Антоненко М.В. является законным, поэтому в удовлетворении заявления Антоненко М.В. следует отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 197-199, ст.261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Антоненко Михаила Вениаминовича о признании решения избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии № 95 от 07.02.2011 г. об отказе в регистрации Антоненко Михаилу Вениаминовичу кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва - незаконным, обязывании избирательную комиссию г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области с правами окружной избирательной комиссии зарегистрировать Антоненко Михаила Вениаминовича в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва по одномандатному округу № 11, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение 5 дней со дня составления судом мотивированного решения.
Судья Барабинского районного
суда Новосибирской областиЕ.В. Сафонова
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2011 г.