Дело№2-663/2011
Поступило в суд 15.08.2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«06» октября 2011 г. г. Барабинск Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Братчиковой,
с участием: истца Кривоносовой З.Г.,
представителя ответчика, администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области – Михайловой И.В., действующей на основании доверенности от 05.04.2010 года.
при секретаре судебного заседания Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кривоносовой Зиновьи Григорьевны к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Кривоносова З.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО14, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
15 января 2010 г. она обратилась в администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 14.04.2010 г. она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время она проживает у дочери по адресу: <адрес>. Квартира, по адресу: <адрес>, принадлежит ее дочери ФИО15 на основании договора о приватизации. Кривоносова З.Г. не является собственником жилого помещения, расположенного по указанному адресу, собственного жилья не имеет и является нуждающейся в жилом помещении.
Считает, что снятие ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, нарушает ее права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов».
Суду заявитель дополнительно пояснила, что на момент подачи заявления в администрацию г.Барабинска Барабинского района была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>; в настоящее время проживает либо по адресу: <адрес>, либо по адресу: <адрес>; зарегистрировалась по адресу: <адрес>
Представитель ответчика- администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области Михайлова И.В., пояснила, что 15.01.2010 г. в администрацию обратилась Кривоносова З.Г. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению были приложены все требуемые документы. Решением жилищной комиссии Кривоносова З.Г. была поставлена на учет, нуждающихся в жилых помещениях, как вдова умершего участника ВОВ, о чем было вынесено постановление Главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 05.02.2010 г. № «О принятии (снятии) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список нуждающихся в жилых помещениях»; номер очереди 951.
ФИО14 была включена в очередь, так как не являлась собственником жилого помещения по <адрес> а проживала по данному адресу у дочери с зятем. Барабинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка дел, нуждающихся в жилых помещениях. В последствие на жилищной комиссии учетное дело ФИО14 было пересмотрено и она была снята с учета, в связи с неправомерными действиями лиц, в момент постановки ее на учет, о чем вынесено постановление Главы администрации города Барабинска от 14.04.2010 г. № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список нуждающихся в жилых помещениях, о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Общая площадь жилого помещения, в котором была зарегистрирована и проживала Кривоносова З.Г. составляет 167,7 кв.м., жилая 75,5 кв.м; в жилом помещении проживали 3 человека; данная площадь значительно выше нормы обеспечения жилой площадью, которая в феврале 2010 г. составляла 12 кв.м. общей площади на одного человека. Акт обследования жилищно-бытовых условий, представленный в администрацию Кривоносовой З.Г. по адресу: <адрес>, комиссией во внимание не принимался, так как не являлся документом, необходимым для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
В соответствии со ст.14 данного Федерального закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включая получение жилых помещений в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статья 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из приведенных правовых норм следует, что законодательно установленные гарантии права вышеуказанных категорий граждан по обеспечению жилыми помещениями являются мерами их социальной поддержки.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 указанного закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.43 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят Устав Муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты Главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, иные должностные лица издают распоряжения и приказы.
Как следует из свидетельства о смерти, ФИО14 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Как следует из удостоверения отдела пособий и социальных выплат Барабинского района серии №, Кривоносова З.Г. является вдовой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы и преимущества, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ФЗ РФ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О Ветеранах» (л.д.13).
Таким образом, истцом утверждается, а ответчиком признаётся статус истца – вдова умершего участника Великой Отечественной войны.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Как следует из ч.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Как следует из ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно постановлению № от 07.09.2010 года главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области следует, что учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования города Барабинска установлена в размере не менее 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека (л.д.103).
Как следует из п.5.2 Положения «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области», утвержденного решением № от 08.10.2009 г. Совета депутатов Барабинского района 2-го созыва ( с изменениями от 03.12.09. и от 05.08.2010 года), ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, установленном законом Новосибирской области.
Согласно ст.4 закона Новосибирской области № от 04.11.2005 года «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, гражданин представляет в исполнительный орган: заявление о принятии на учет; выписку из домовой книги по месту жительства.
15.01.2010 года Кривоносова З.Г. обратилась к Главе администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области с заявлением о постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, что подтверждается заявлением (л.д.72).
Согласно распоряжения Главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 05.02.2010 г. «О принятии (снятии) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список, нуждающихся в жилых помещениях», Кривоносова З.Г., 05.05.1922 года рождения, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.85).
Как следует из поквартирной карточки, копии паспорта, Кривоносова З.Г. на момент обращения в администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. (л.д.82).
Как следует из справки отдела адресно-справочной службы Барабинского городского отдела внутренних дел Новосибирской области по состоянию на 02.09.2011 г. Кривоносова З.Г. зарегистрирована по месту жительства: <адрес> 19.02.2010 г.
Как следует из акта обследования материально- бытовых условий проживания Кривоносовой З.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, она проживает в однокомнатной благоустроенной квартире, жилой площадью 18,1 кв.м, принадлежащей дочери и внучке, нуждается в постановке на учет для улучшения жилищных условий (л.д.77).
Как следует из договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 29.05.1996 г., зарегистрированного в инвентаризационном бюро под №, <адрес>, по адресу: <адрес>, общей площадью 36, 2 кв.м. передана в собственность ФИО15, ФИО17 (л.д.14-15).
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности утверждения истца, об его обращении в администрацию города Барабинска Барабинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Между тем, как следует из пояснений Кривоносовй З.Г. в судебном заседании на момент обращения в администрацию с указанным заявлением, она проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>; в пакете документов, представленных в администрацию имеется акт обследования жилищно-бытовых условий Кривоносовой З.Г. по адресу: <адрес>.
Истица суду пояснила, что акт обследования жилищно-бытовых условий также был составлен и по адресу: <адрес>; почему он не был предоставлен в администрацию, пояснить не может; зарегистрировалась по адресу: <адрес> в феврале 2010 года.
В данных действиях истицы ФИО14 суд усматривает намеренные действия по ухудшению жилищных условий, с целью, признания ее нуждающейся в жилом помещении, поскольку, общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.98) составляет 167 кв.м.; общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет 36, 2 кв.м.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По адресу: <адрес> на 15.01.2010 года зарегистрированы ФИО19, ФИО18 и Кривоносова З.Г.
Таким образом, на одного члена семьи полагается 55 кв.м., что значительно превышает установленную учетную норму предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Довод Кривоносовой З.Г. о том, что она не является собственником жилого помещения помещения, не имеет правового значения при проверке законности, принятого решения администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области.
Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан; данное решение должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Как следует из постановления Главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 14.04.2010 г. № «О принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях и включении в список нуждающихся в жилых помещениях, о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Кривоносова З.Г., вдова участника ВОВ, проживающая по адресу: <адрес> снята с регистрационного учета на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Данное постановление главы администрации г.Барабинска Барабинского района издано правомерно, в связи с чем заявление истицы Кривоносовой З.Г. удовлетворению не подлежит.
Позиция же ответчика сообразуется с неукоснительным выполнением Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", так как только нуждающиеся граждане имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Кривоносовой Зиновье Григорьевне отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий Л.Г. Братчикова