Решение по иску Подосинниковой Н.С. к администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области о признании недействительным распоряжения главы администрации Зюзинского сельсовета



Дело№2-629/2011

Поступило в суд 21.07.2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«09» августа 2011 г.                                               г. Барабинск Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Л.Г. Братчиковой,

с участием: истца Подосинниковой Н.С., представителя истца Подосинникова А.А.,

представителя ответчика администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области – Кукишева В.М.,

при секретаре судебного заседания Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Подосинниковой Натальи Степановны к администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области о признании недействительным распоряжения главы администрации Зюзинского сельсовета от 15.07.2011 г.,

УСТАНОВИЛ:

Подосинникова Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области и просит суд признать недействительным распоряжение главы администрации Зюзинского сельсовета от 15.07.2011 г.

В обоснование заявленных требований истица указала и в судебном заседании пояснила, что она Подосинникова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением от 24.11.2010 г. «О постановке на учет на улучшение жилищных условий» Главы администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области поставлена на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдова участника (инвалида ВОВ) и проживала на тот момент у внука, на <адрес>, куда она вынуждена была переехать из дома умершего мужа ФИО15 в связи с недееспособностью. Дом, из которого она переехала, предварительно уведомив главу администрации Кукишева В.М., построен в 1959 году. В данном доме полностью отсутствовали инженерные коммуникации, кроме электричества. В настоящий момент она снята с учета, глава администрации ссылается на причину снятия ее с учета, мотивируя тем, что по последнему адресу она проживала менее 5 лет. Жилье, в котором она сейчас проживает, так же не является благоустроенным.

Представитель истца Подосинников А.А. суду дополнительно пояснил, что дом, в котором ранее проживала его мать Подосинникова Н.С., на <адрес>, был неблагоустроенным; переехала к дочери по адресу: <адрес>, в связи с тем, что она нуждается в уходе, в силу возраста. Она зарегистрировалась по месту проживания, чтобы получать пенсию. Распоряжением от 15.07.2011 года главы администрации Зюзинского сельсовета Подосинникова Н.С. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Глава администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области Кукишев В.М., действующий на основании Устава и решения от 24.03.2010 года Избирательной комиссии Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, пояснил, что Подосинникова Н.С., 24.11.2010 года была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, как вдова инвалида ВОВ. Проверкой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития было выявлено, что Подосинникова Н.С. поставлена на учет незаконно. В связи с этим им было вынесено распоряжение 15.07.2011 года, о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Подосиниковой Н.С. Однако, считает, что она имеет право на получение жилого помещения, в связи с тем, что она проживает в жилом помещении, не являющимся благоустроенным, а также общая площадь, занимаемая жильцами квартиры, ниже учетной нормы. Кроме того, она является вдовой инвалида ВОВ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

В соответствии со ст.14 данного Федерального закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включая получение жилых помещений в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статья 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из приведенных правовых норм следует, что законодательно установленные гарантии права вышеуказанных категорий граждан по обеспечению жилыми помещениями являются мерами их социальной поддержки.

Согласно п.4 ч.1 ст.21 указанного закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно свидетельства о браке, выданного 07.05.1968 г., Подосинникова Наталья Степановна является женой ФИО15 (л.д.14).

Как следует из свидетельства о смерти на л.д.12, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Как следует из удостоверения отдела пособий и социальных выплат Барабинского района серии , Подосинникова Н.С. является вдовой умершего инвалида ВОВ и имеет право на льготы и преимущества, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ФЗ РФ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О Ветеранах» (л.д.14).

Таким образом, истцом утверждается, а ответчиком признаётся статус истца – вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как следует из ч.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Как следует из ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно постановления Губернатора Новосибирской области от 28.11.2005 года «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности Барабинского района Новосибирской области и расположенных в его границах» <адрес>, является муниципальной собственностью, владеть, пользоваться и распоряжаться которой, согласно ст.30 Устава Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, принятого решением 33-ей сессии (3-го созыва) Совета депутатов Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 26.05.2009 года, от имени муниципального образования, вправе администрация муниципального образования Зюзинского сельсовета (л.д.68).

20.09.2010 года наймодатель в лице Главы администрации Зюзинского сельсовета Кукишев В.М. передал нанимателю ФИО18 и членам его семьи Подосинниковой Н.С. и ФИО19 в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 36,0 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д.64).

17.09.2011 года Подосинникова Н.С. обратилась к Главе администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области с заявлением, в котором просит поставить ее и ее семью, состоящую из 3-х человек, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма (л.д.10).

Согласно протокола заседания жилищной комиссии администрации Зюзинского сельсовета от 20.09.2010 года решено, поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Подосинникову Н.С. по основаниям: <адрес> является неблагоустроенной: в ней отсутствуют холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление; площадь жилого помещения составляет 36 кв.м., что ниже учетной нормы предоставления жилой площади по договору социального найма, утвержденной решением 6 сессии Совета депутатов Зюзинского сельсовета третьего созыва от 30.09.2005 года, которая составляет 20 кв.м. на одного человека (л.д.63).

Согласно распоряжения Главы администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 24.11.2010 г. «О постановке на учет на улучшение жилищных условий», Подосинникова Н.С., 1924 года рождения поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24.11.2010 г. (л.д.11).

Как следует из справки администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 04.07.2011 г. на л.д.16, Подосинникова Н.С. действительно проживает постоянно по адресу: <адрес>, имеет следующий состав семьи: дочь- ФИО19, внук- ФИО18 (л.д.16).

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности утверждения истца, о его обращении в администрацию Зюзинского сельсовета Барабинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о доказанности факта признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и, соответственно, доказанности факта постановки её на указанный учет.

Как следует из ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно информации администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 21.07.2011 г. на л.д.20, Подосинникова Н.С. была вынуждена переехать с <адрес>, 20.09.2010 г. к внуку в связи с полной недееспособностью (л.д.20).

Согласно Распоряжения от 15.07.2011 года «О снятии с учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения» Подосинникова Н.С. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.53 ЖК РФ (л.д.22).

Из ответа администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Подосинникова Н.С. снята с регистрационного учета на улучшение жилищных условий, как необоснованно поставленная на учет на основании ст.ст.53, 54 Жилищного Кодекса РФ. В связи с тем что, квартира в которой проживает Подосинникова Н.С., не является ветхой и аварийной; постоянно зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. (л.д.21).

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что истица Подосинникова Н.С. таких намеренных действий не совершала; как следует из пояснений представителя ответчика, ранее она проживала по адресу: <адрес> в доме, также являющимся <данные изъяты>, 1959 года постройки; <данные изъяты> более того, она имеет право на данную меру социальной поддержки, как вдова инвалида ВОВ.

Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан; данное решение должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Оснований для снятия Подосинниковой Н.С. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса РФ судом не усматривается.

Позиция же ответчика не сообразуется с неукоснительным выполнением Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и кроме того, является неверной.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.

Поскольку целью признания права истца нахождения на учете с 24.11.2010 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, является дальнейшая реализация её права на получение жилья в соответствии с нормами Федерального закона «О ветеранах», то суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения на эти правовые последствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Подосинниковой Натальи Степановны удовлетворить.

Признать распоряжение главы администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 15.07.2011 года в части, снятия с учета нуждающейся в жилом помещении Подосинниковой Натальи Степановны недействительным.

Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для нахождения Подосинниковой Натальи Степановны на учёте нуждающихся в жилых помещениях, с учетом фактического нахождения истца на указанном учете с 24.11.2010 по настоящее время.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Председательствующий                                                                  Л.Г. Братчикова