Дело №2-53-11,
Поступило 24.12.2010 года
Решение
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года г.Барабинск Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Братчиковой Л.Г., с участием:
представителя истца Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска - Бобрышевой Т.И.,
ответчика Канищева А.Д.,
при секретаре Колпицыной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска к Шульге Татьяне Владимировне, Канищеву Анатолию Владимировичу, Богдашовой Светлане Анатольевне, Шульге Ивану Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, судебных издержек,
установил:
В Барабинский районный суд Новосибирской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска (далее по тексту МУП УК ЖКХ) с иском к Шульге Татьяне Владимировне, Канищеву Анатолию Владимировичу, Богдашовой Светлане Анатольевне, Шульге Ивану Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 51600 рублей 19 копеек солидарно и судебных издержек в размере 1748 рублей.
15.02.2011 года представитель истца уточнила заявленные требования и просила взыскать с Шульги Татьяны Владимировны, Канищева Анатолия Даниловича, Богдашовой Светланы Анатольевны, Шульги Ивана Сергеевича задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 51600 рублей 19 копеек солидарно и судебные издержки в размере 1748 рублей.
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал и представитель в судебном заседании пояснил, что МУП УК ЖКХ г.Барабинска осуществляет реализацию населению жилищно-коммунальных услуг по тарифам, регулируемым государством и установленным муниципальным образованием г.Барабинска с предоставлением населению законодательно установленных льгот.
Так в 2007 году тарифы на холодное водоснабжение, канализацию, вывоз и размещение твердых бытовых отходов утверждены решением 19 сессии Совета депутатов №157 от 10.09.2007; тарифы на отопление, горячую воду были определены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №78-К от 21.11.2006 года; размер платы за текущее содержание определен Распоряжением главы администрации муниципального образования г.Барабинска Новосибирской области №147 от 29.12.2006 года. В 2008 году решением 22-ой сессии Совета депутатов г.Барабинска №177 от 24.12.2007 года утверждены тарифы по оплате услуг ЖКХ на холодное водоснабжение, канализацию, текущее содержание жилья, вывоз и размещение твердых бытовых отходов; тарифы на отопление и горячую воду утверждены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №32-К от 16.07.2007 года. В 2009 году постановлением главы администрации г.Барабинска №377 от 05.12.2008 года с февраля 2009 года утверждены тарифы на холодное водоснабжение; постановлением главы администрации №376 от 05.12.2008 года с февраля 2009 года утверждены тарифы на канализацию; постановлением главы администрации г.Барабинска с июня 2009 года утверждены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов; постановлением №126 от 14.05.2009 года с июня 2009 года утверждены тарифы на уборку придомовой территории, сбор и вывоз твердых бытовых отходов; тарифы на отопление, горячую воду утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 02.12.2008 года; тарифы на текущее содержание жилья утверждены постановлением главы администрации г.Барабинска №404 от 26.12.2008 года. В 2010 году постановлением главы администрации г.Барабинска №382 от 25.11.2009 года с февраля 2010 года утверждены тарифы на холодное водоснабжение; постановлением главы администрации №385 от 25.11.2009 года с февраля 2010 года утверждены тарифы на канализацию; тарифы на отопление, горячую воду утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 29.10.2009 года; тарифы на техническое содержание жилья с 2009 года не изменялись.
В г.Барабинске используется два вида систем горячего водоснабжения: централизованная – система закрытого типа от бойлерной системы и система открытого типа – прямой забор горячей воды из системы отопления. По адресу: <адрес> используется система открытого типа. Основанием для снятия с начисления является письменная заявка или устная заявка о том, что на систему отопления поставлена заглушка и водозабор прекращен. Ответчик обратился с устной заявкой в январе 2011 года. Подтверждения того, что жильцами <адрес> не использовалась горячая вода, нет.
Вопреки обязанностям, предусмотренным ст.ст.155-157 ЖК РФ, обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчиками не исполнены, оплата за жилищно-коммунальные услуги производилась ответчиками нерегулярно и не в полном объеме с октября 2007 года по октябрь 2010 года и, по этой причине образовалась задолженность в размере 51600, 19 рублей, которая до настоящего времени в добровольном порядке не погашена.
Ответчик Канищев А.Д. исковые требования не признал, пояснив суду, что он с супругой Шульгой Т.В., Богдашовой С.А., Шульгой И.С. и двумя внуками проживает в <адрес> по договору социального найма, где действительно предоставляют все виды коммунальных услуг, кроме горячего водоснабжения. Внутридомовых инженерных систем для обеспечения горячей водой в данном доме нет; горячей водой из системы отопления жильцы квартиры не пользуются, что подтверждается актом № от 18.01.2011 года. Считает, что МУП УК ЖКХ неправомерно начисляет плату за отопление за 12 месяцев, так как отопительный период составляет 7 месяцев и налог на добавленную стоимость.
Ответчики Шульга Т.В., Богдашова С.А., Шульга И.С. в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом; в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие ответчиков Шульги Т.В., Богдашовой С.А., Шульги И.С.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика Канищева А.Д., изучив материалы гражданского дела, суд установил следующее:
ответчики Канищев А.Д., Шульга Т.В., Богдашова С.А., Шульга И.С. зарегистрированы и проживают в многоквартирном доме в <адрес> на условиях договора социального найма.
Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч.1, 7 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч.3 ст.156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчики не оспаривают факт потребления в период с октября 2007 года по октябрь 2010 года следующих коммунальных услуг: холодное водоснабжение, канализация, отопление; жилищных услуг: текущее содержание, уборка территории, утилизация ТБО. Оспаривают правильность начисления платы за отопление и потребление коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения.
Суд, проверив правильность и законность начисления услуг в виде отопления и горячего водоснабжения в период с октября 2007 года по октябрь 2010 года, установил следующее:
в соответствии с ч.4 ст.2 ФЗ от 14.04.1995 года №41-ФЗ (введена в действие ФЗ №6-ФЗ от 10.01.2003 года) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. ФЗ №281-ФЗ от 15.12.2008 года в ч.4 ст.2 указанного закона внесены изменения и, указанная ч.4 ст.2 изложена в следующей редакции: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Согласно ст.6 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно п.1.1 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением губернатора Новосибирской области №406 от 28.09.2009 года – Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию, к полномочиям которого отнесено, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Следовательно Департамент по тарифам Новосибирской области в пределах полномочий и в порядке, определенном Правительством РФ, в соответствии с ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»: с 01 января 2007 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №61-К от 02.11.2006 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 800,0 рублей/Гкал., без НДС; с 01 января 2008 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №12-К от 16.07.2007 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 854,4 рублей/Гкал., без НДС; с 01 января 2009 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 02.12.2008 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 994,4 рублей/Гкал., без НДС; с 01 января 2010 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 29.10.2009 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 1028,1 рублей/Гкал., без НДС.
Ответчиком не оспаривалось, а истцом подтверждено, что тепловая энергия потребителям данного многоквартирного дома поставляется МУП УК ЖКХ г.Барабинска.
Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с приложением №2 указанных правил размер платы в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета определяется:
- за отопление по формуле P=SxNxT, где S- общая площадь квартиры, N- норматив потребления тепловой энергии на отопление Гкал/кв.м., Т- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Решением №101 от 30.11.2006 года 11-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва утверждены норматив на отопление в 2007 году для жилищного фонда г.Барабинска в размере 0,0243 Гкал/кв.м. общей площади в месяц.
Решением №177 от 24.12.2007 года 22-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва утвержден норматив на отопление в 2008 году для жилищного фонда г.Барабинска в размере 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади в месяц, который действует до настоящего времени.
Таким образом, плата за отопление в период с октября по декабрь 2007 года составляла 1395 рублей 90 копеек в месяц ( 60,85 кв.м. х 0,0243 х 800 рублей х 1,18 (НДС); в 2008 году составляла 1509 рублей 17 копеек ( 60,85 кв.м. х 0,0246 х 854,4 рублей х 1,18 (НДС); в 2009 году составляла 1756, 48 рублей ( 60,85 кв.м. х 0,0246 х 994,4 рублей х 1,18 (НДС); в 2010 году составляла 1815, 99 рублей ( 60,85 кв.м. х 0,0246 х 1028,1 рублей х 1,18 (НДС).
Довод ответчика о том, что плата за отопление должна начисляться в течение отопительного периода, который составляет 7 месяцев, а не весь календарный год, необоснован, поскольку Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №306, норматив отопления определяется в Гкал на 1 кв.м. в месяц, то есть количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными или жилыми домами, не оборудованными приборами учета, распределяется равномерно в течение года, т.е. на 12 месяцев, что следует из формулы определения норматива отопления (Приложение указанных Правил).
Довод ответчика о том, что МУП УК ЖКХ незаконно начисляет налог на добавленную стоимость при исчислении размера оплаты за отопление, не основан на законе.
Согласно п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке: тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию; сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
(п. 54 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 344).
Согласно п. 57 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Как следует из выписки из приказов Департамента по тарифам Новосибирской области №61-К, №12-К, ;60-К от 02.12.2008 года, №60-К от 29.10.2009 года установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями с первого числа первого месяца следующего года на территории МУП ЖКХ без НДС. В отношении МУП ЖКХ на территории муниципальных образований Барабинского района, где тариф устанавливается без начисления НДС, прямо указано в приложениях приказов Департамента по тарифам Новосибирской области. В отношении МУК ЖКХ г.Барабинска такого указания не установлено.Таким образом, тарифы на отопление для МУП ЖКХ г.Барабинска установлены в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
Суд, проверив правильность и законность начисления услуг за водоотведение (канализацию), холодное водоснабжение, текущее содержание, вывоз (уборка, утилизация) твердых бытовых отходов, уборка придомовой территории за оспариваемый период, пришел к выводу, что начисления МУП УК ЖКХ произведены верно. Однако, истцом, согласно выпискам лицевого счета также начислена плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в период с октября 2007 года по декабрь 2008 года в размере 1250 рублей 46 копеек, что является нарушением ст.154 ЖК РФ, согласно которой капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах производится за счет собственника жилого помещения.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307, горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Как следует из акта № от 18.01.2011 года о непредоставлении коммунальной услуги, горячего водоснабжения, при обследовании <адрес> установлено, что врезка в систему отопления отсутствует, инженерная коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления горячего водоснабжения отсутствуют; жильцы данной квартиры горячей водой из системы отопления не пользуются; в квартире установлен водонагреватель «Термекс» (л.д. ).
Таким образом, истцом законность и обоснованность начисления ответчикам платы за горячее водоснабжение за оспариваемый период не доказаны. Начисленная сумма за горячее водоснабжение за период с октября 2007 года по октябрь 2010 года составила 21016, 87 рублей.
Довод истца о том, что основанием для снятия с начисления платы за коммунальную услугу является письменная либо устная заявка потребителя, не основана на законе, по следующим основаниям: согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307, размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным ресурсоснабжающими организациями в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Как указывалось выше горячее водоснабжение – это круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества. Согласно разделу 8 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду и надбавки к тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения; стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Как следует из пояснений представителя истца, многоквартирный <адрес> обеспечивается горячей водой из системы отопления, химической очистки и деаэрации не производится.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании изложенного, с ответчиков подлежит взысканию солидарно с учетом излишне начисленных сумм: 1250, 46 рублей ( капитальный ремонт) и 21016,87 рублей (горячее водоснабжение) 29332, 86 копеек.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
При подаче искового заявления МУП УК ЖКХ г.Барабинска оплатило государственную пошлину в размере 1748 рублей. Поскольку исковые требования подлежат частичному удовлетворению, судебные издержки подлежат взысканию с ответчиков соразмерно, удовлетворенным требованиям, в размере 1079, 98 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска удовлетворить частично.
Взыскать с Шульги Татьяны Владимировны, Канищева Анатолия Даниловича, Богдашовой Светланы Анатольевны, Шульги Ивана Сергеевича в пользу муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска 29 332 рубля 86 копеек; государственную пошлину в размере 1079 рублей 98 копеек.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд в течение 10 суток с момента ознакомления с решением в окончательной форме.
Председательствующий Л.Г.Братчикова