Решение по иску Муниципального унитарного предприятия `УК ЖКХ` г.Барабинска к Шульге Т.В., Канищеву А.В., Богдашовой С.А., Шульге И.С. о взыскании задолженности



Дело №2-53-11,

Поступило 24.12.2010 года

Решение

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года                                                 г.Барабинск Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Братчиковой Л.Г., с участием:

представителя истца Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска - Бобрышевой Т.И.,

ответчика Канищева А.Д.,

при секретаре Колпицыной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска к Шульге Татьяне Владимировне, Канищеву Анатолию Владимировичу, Богдашовой Светлане Анатольевне, Шульге Ивану Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, судебных издержек,

установил:

В Барабинский районный суд Новосибирской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска (далее по тексту МУП УК ЖКХ) с иском к Шульге Татьяне Владимировне, Канищеву Анатолию Владимировичу, Богдашовой Светлане Анатольевне, Шульге Ивану Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 51600 рублей 19 копеек солидарно и судебных издержек в размере 1748 рублей.

15.02.2011 года представитель истца уточнила заявленные требования и просила взыскать с Шульги Татьяны Владимировны, Канищева Анатолия Даниловича, Богдашовой Светланы Анатольевны, Шульги Ивана Сергеевича задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 51600 рублей 19 копеек солидарно и судебные издержки в размере 1748 рублей.

В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал и представитель в судебном заседании пояснил, что МУП УК ЖКХ г.Барабинска осуществляет реализацию населению жилищно-коммунальных услуг по тарифам, регулируемым государством и установленным муниципальным образованием г.Барабинска с предоставлением населению законодательно установленных льгот.

Так в 2007 году тарифы на холодное водоснабжение, канализацию, вывоз и размещение твердых бытовых отходов утверждены решением 19 сессии Совета депутатов №157 от 10.09.2007; тарифы на отопление, горячую воду были определены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №78-К от 21.11.2006 года; размер платы за текущее содержание определен Распоряжением главы администрации муниципального образования г.Барабинска Новосибирской области №147 от 29.12.2006 года. В 2008 году решением 22-ой сессии Совета депутатов г.Барабинска №177 от 24.12.2007 года утверждены тарифы по оплате услуг ЖКХ на холодное водоснабжение, канализацию, текущее содержание жилья, вывоз и размещение твердых бытовых отходов; тарифы на отопление и горячую воду утверждены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №32-К от 16.07.2007 года. В 2009 году постановлением главы администрации г.Барабинска №377 от 05.12.2008 года с февраля 2009 года утверждены тарифы на холодное водоснабжение; постановлением главы администрации №376 от 05.12.2008 года с февраля 2009 года утверждены тарифы на канализацию; постановлением главы администрации г.Барабинска с июня 2009 года утверждены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов; постановлением №126 от 14.05.2009 года с июня 2009 года утверждены тарифы на уборку придомовой территории, сбор и вывоз твердых бытовых отходов; тарифы на отопление, горячую воду утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 02.12.2008 года; тарифы на текущее содержание жилья утверждены постановлением главы администрации г.Барабинска №404 от 26.12.2008 года. В 2010 году постановлением главы администрации г.Барабинска №382 от 25.11.2009 года с февраля 2010 года утверждены тарифы на холодное водоснабжение; постановлением главы администрации №385 от 25.11.2009 года с февраля 2010 года утверждены тарифы на канализацию; тарифы на отопление, горячую воду утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 29.10.2009 года; тарифы на техническое содержание жилья с 2009 года не изменялись.

В г.Барабинске используется два вида систем горячего водоснабжения: централизованная – система закрытого типа от бойлерной системы и система открытого типа – прямой забор горячей воды из системы отопления. По адресу: <адрес> используется система открытого типа. Основанием для снятия с начисления является письменная заявка или устная заявка о том, что на систему отопления поставлена заглушка и водозабор прекращен. Ответчик обратился с устной заявкой в январе 2011 года. Подтверждения того, что жильцами <адрес> не использовалась горячая вода, нет.

Вопреки обязанностям, предусмотренным ст.ст.155-157 ЖК РФ, обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчиками не исполнены, оплата за жилищно-коммунальные услуги производилась ответчиками нерегулярно и не в полном объеме с октября 2007 года по октябрь 2010 года и, по этой причине образовалась задолженность в размере 51600, 19 рублей, которая до настоящего времени в добровольном порядке не погашена.

Ответчик Канищев А.Д. исковые требования не признал, пояснив суду, что он с супругой Шульгой Т.В., Богдашовой С.А., Шульгой И.С. и двумя внуками проживает в <адрес> по договору социального найма, где действительно предоставляют все виды коммунальных услуг, кроме горячего водоснабжения. Внутридомовых инженерных систем для обеспечения горячей водой в данном доме нет; горячей водой из системы отопления жильцы квартиры не пользуются, что подтверждается актом от 18.01.2011 года. Считает, что МУП УК ЖКХ неправомерно начисляет плату за отопление за 12 месяцев, так как отопительный период составляет 7 месяцев и налог на добавленную стоимость.

Ответчики Шульга Т.В., Богдашова С.А., Шульга И.С. в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом; в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие ответчиков Шульги Т.В., Богдашовой С.А., Шульги И.С.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика Канищева А.Д., изучив материалы гражданского дела, суд установил следующее:

ответчики Канищев А.Д., Шульга Т.В., Богдашова С.А., Шульга И.С. зарегистрированы и проживают в многоквартирном доме в <адрес> на условиях договора социального найма.

Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч.1, 7 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч.3 ст.156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ответчики не оспаривают факт потребления в период с октября 2007 года по октябрь 2010 года следующих коммунальных услуг: холодное водоснабжение, канализация, отопление; жилищных услуг: текущее содержание, уборка территории, утилизация ТБО. Оспаривают правильность начисления платы за отопление и потребление коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения.

Суд, проверив правильность и законность начисления услуг в виде отопления и горячего водоснабжения в период с октября 2007 года по октябрь 2010 года, установил следующее:

в соответствии с ч.4 ст.2 ФЗ от 14.04.1995 года №41-ФЗ (введена в действие ФЗ №6-ФЗ от 10.01.2003 года) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. ФЗ №281-ФЗ от 15.12.2008 года в ч.4 ст.2 указанного закона внесены изменения и, указанная ч.4 ст.2 изложена в следующей редакции: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.

Согласно ст.6 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Согласно п.1.1 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением губернатора Новосибирской области №406 от 28.09.2009 года – Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию, к полномочиям которого отнесено, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Следовательно Департамент по тарифам Новосибирской области в пределах полномочий и в порядке, определенном Правительством РФ, в соответствии с ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»: с 01 января 2007 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №61-К от 02.11.2006 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 800,0 рублей/Гкал., без НДС; с 01 января 2008 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №12-К от 16.07.2007 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 854,4 рублей/Гкал., без НДС; с 01 января 2009 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 02.12.2008 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 994,4 рублей/Гкал., без НДС; с 01 января 2010 года Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 29.10.2009 года установил и ввел в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ г.Барабинска потребителям в размере 1028,1 рублей/Гкал., без НДС.

Ответчиком не оспаривалось, а истцом подтверждено, что тепловая энергия потребителям данного многоквартирного дома поставляется МУП УК ЖКХ г.Барабинска.

Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с приложением №2 указанных правил размер платы в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета определяется:

- за отопление по формуле P=SxNxT, где S- общая площадь квартиры, N- норматив потребления тепловой энергии на отопление Гкал/кв.м., Т- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Решением №101 от 30.11.2006 года 11-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва утверждены норматив на отопление в 2007 году для жилищного фонда г.Барабинска в размере 0,0243 Гкал/кв.м. общей площади в месяц.

Решением №177 от 24.12.2007 года 22-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва утвержден норматив на отопление в 2008 году для жилищного фонда г.Барабинска в размере 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади в месяц, который действует до настоящего времени.

Таким образом, плата за отопление в период с октября по декабрь 2007 года составляла 1395 рублей 90 копеек в месяц ( 60,85 кв.м. х 0,0243 х 800 рублей х 1,18 (НДС); в 2008 году составляла 1509 рублей 17 копеек ( 60,85 кв.м. х 0,0246 х 854,4 рублей х 1,18 (НДС); в 2009 году составляла 1756, 48 рублей ( 60,85 кв.м. х 0,0246 х 994,4 рублей х 1,18 (НДС); в 2010 году составляла 1815, 99 рублей ( 60,85 кв.м. х 0,0246 х 1028,1 рублей х 1,18 (НДС).

Довод ответчика о том, что плата за отопление должна начисляться в течение отопительного периода, который составляет 7 месяцев, а не весь календарный год, необоснован, поскольку Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №306, норматив отопления определяется в Гкал на 1 кв.м. в месяц, то есть количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными или жилыми домами, не оборудованными приборами учета, распределяется равномерно в течение года, т.е. на 12 месяцев, что следует из формулы определения норматива отопления (Приложение указанных Правил).

Довод ответчика о том, что МУП УК ЖКХ незаконно начисляет налог на добавленную стоимость при исчислении размера оплаты за отопление, не основан на законе.

Согласно п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке: тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию; сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

(п. 54 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 344).

Согласно п. 57 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);

стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.

Как следует из выписки из приказов Департамента по тарифам Новосибирской области №61-К, №12-К, ;60-К от 02.12.2008 года, №60-К от 29.10.2009 года установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями с первого числа первого месяца следующего года на территории МУП ЖКХ без НДС. В отношении МУП ЖКХ на территории муниципальных образований Барабинского района, где тариф устанавливается без начисления НДС, прямо указано в приложениях приказов Департамента по тарифам Новосибирской области. В отношении МУК ЖКХ г.Барабинска такого указания не установлено.Таким образом, тарифы на отопление для МУП ЖКХ г.Барабинска установлены в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

Суд, проверив правильность и законность начисления услуг за водоотведение (канализацию), холодное водоснабжение, текущее содержание, вывоз (уборка, утилизация) твердых бытовых отходов, уборка придомовой территории за оспариваемый период, пришел к выводу, что начисления МУП УК ЖКХ произведены верно. Однако, истцом, согласно выпискам лицевого счета также начислена плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в период с октября 2007 года по декабрь 2008 года в размере 1250 рублей 46 копеек, что является нарушением ст.154 ЖК РФ, согласно которой капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах производится за счет собственника жилого помещения.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307, горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Как следует из акта от 18.01.2011 года о непредоставлении коммунальной услуги, горячего водоснабжения, при обследовании <адрес> установлено, что врезка в систему отопления отсутствует, инженерная коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления горячего водоснабжения отсутствуют; жильцы данной квартиры горячей водой из системы отопления не пользуются; в квартире установлен водонагреватель «Термекс» (л.д.     ).

Таким образом, истцом законность и обоснованность начисления ответчикам платы за горячее водоснабжение за оспариваемый период не доказаны. Начисленная сумма за горячее водоснабжение за период с октября 2007 года по октябрь 2010 года составила 21016, 87 рублей.

Довод истца о том, что основанием для снятия с начисления платы за коммунальную услугу является письменная либо устная заявка потребителя, не основана на законе, по следующим основаниям: согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307, размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным ресурсоснабжающими организациями в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Как указывалось выше горячее водоснабжение – это круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества. Согласно разделу 8 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду и надбавки к тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения; стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.

Как следует из пояснений представителя истца, многоквартирный <адрес> обеспечивается горячей водой из системы отопления, химической очистки и деаэрации не производится.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании изложенного, с ответчиков подлежит взысканию солидарно с учетом излишне начисленных сумм: 1250, 46 рублей ( капитальный ремонт) и 21016,87 рублей (горячее водоснабжение) 29332, 86 копеек.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

При подаче искового заявления МУП УК ЖКХ г.Барабинска оплатило государственную пошлину в размере 1748 рублей. Поскольку исковые требования подлежат частичному удовлетворению, судебные издержки подлежат взысканию с ответчиков соразмерно, удовлетворенным требованиям, в размере 1079, 98 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска удовлетворить частично.

Взыскать с Шульги Татьяны Владимировны, Канищева Анатолия Даниловича, Богдашовой Светланы Анатольевны, Шульги Ивана Сергеевича в пользу муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г.Барабинска 29 332 рубля 86 копеек; государственную пошлину в размере 1079 рублей 98 копеек.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд в течение 10 суток с момента ознакомления с решением в окончательной форме.

Председательствующий                                                Л.Г.Братчикова