Решение по иску прокурора Убинского района Новосибирской области к администрации Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области, Лавриенко С.Б. о признании недействительным права на получение социальной выплаты на строительство



Дело №2-70/2011

Поступило в суд 11.01.2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 г.                                                                    г. Барабинск Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Братчиковой Л.Г.,

с участием:

заместителя прокурора Убинского района Новосибирской области Никулина А.Г.,

ответчика Лавриненко С.Б.,

представителя ответчика- адвоката Ванисова В.В., действующего на основании ордера №9, выданного 25.01.2011 года адвокатским кабинетом;

при секретаре Колпицыной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Убинского района Новосибирской области, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области, Лавриненко Сергею Борисовичу, о признании недействительным права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, о признании недействительным постановления от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; о взыскании неосновательно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Убинского района Новосибирской области, действующий в интересах Российской Федерации обратился в Барабинский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к администрации Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области, Лавриненко Сергею Борисовичу, о признании недействительным постановления от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б., нуждающегося в улучшении жилищных условий»; о признании недействительным права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и аннулировании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 17.07.2008 года, о взыскании неосновательно полученных денежных средств в размере 470 000 рублей.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просит суд: взыскать с Лавриненко Сергея Борисовича в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Новосибирской области, муниципального образования – Убинского района Новосибирской области 470 000 рублей; признать недействительным право Лавриненко С.Б. на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; признать недействительным постановление от 28.05.2007 г. «О постановке на учет Лавриненко С.Б. нуждающегося в улучшении жилищных условий».

В обоснование заявленных требований истец указал и пояснил в суде, что прокуратурой Убинского района осуществляется надзор за исполнением и соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе и при реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», утвержденного протоколом от 21.12.2005 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов. Установлено, что Лавриненко Сергей Борисович незаконно воспользовался государственной поддержкой в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года , и получил субсидию в размере 470000 рублей.

Лавриненко С.Б. 28.05.2007 года обратился к главе Убинского сельсовета ФИО9 с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В заявлении Лавриненко С.Б. указал, что проживает по адресу: <адрес> Общая площадь занимаемого помещения составляет 65,3 кв.метров. Им были представлены необходимые документы для постановки на учет, в том числе, справка о составе семьи, сообщение от государственного регистратора, выписка из домовой книги, акт проверки жилищных условий, справка МУ «УК ЖКХ» об отсутствии задолженности за предоставленные коммунальные услуги, сведения о годовом доходе, копия паспорта.

В соответствии со справкой о составе семьи , выданной Убинским сельсоветом на основании похозяйственной книги лицевого счета 1305 Лавриненко С.Б. проживает по адресу: с.<адрес> с матерью ФИО7, братом ФИО8 В соответствии с сообщением государственного регистратора об отказе в предоставлении информации от 22.05.2007 года Лавриненко С.Б., правообладателем объектов недвижимости не является. В соответствии с выпиской из домовой книги от 14.11.2006 года, выданной начальником территориального пункта УФМС России по Новосибирской области в Убинском районе Лавриненко С.Б. с 28.04.2003 года зарегистрирован по адресу: <адрес> матерью и братом. В соответствии с актом проверки жилищных условий установлено, что квартира принадлежит ФИО7 Общая площадь квартиры составляет 65,3 кв.м. В соответствии со справкой МУ «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» МО Убинского сельсовета от 22.05.2007 года Лавриненко С.Б., проживающий по адресу: <адрес>, задолженности за предоставленные коммунальные услуги не имеет. В соответствии со справкой МУЗ «Убинская ЦРБ» от 22.05.2007 года Лавриненко С.Б. работает в <данные изъяты> заработная плата за период с октября 2006 года по апрель 2007 года составила <данные изъяты>. Кроме того, установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным 04.04.2003 года ФИО7 является собственником квартиры площадью 65,3 кв.м. по адресу: <адрес>.

Советом депутатов МО Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области на 10 внеочередной сессии третьего созыва было принято решение от 26.12.2005 года «О социальной норме жилого помещения». Пунктом 1 решения установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на человека. Пунктом 2 решения установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.

Главой Убинского сельсовета ФИО9 было принято постановление от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б., нуждающегося в улучшении жилищных условий» согласно которому, на основании Закона Новосибирской области от 04.11.2005 года «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма, и статьи 51 Жилищного кодекса РФ Лавриненко С.Б., был поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий и получение жилья по договорам социального найма. Общая очередь .

Лавриненко С.Б., являясь членом семьи ФИО7, в собственности которой находилось жилое помещение, площадь которого превышала учетную норму жилого помещения на человека, был зарегистрирован и проживал по адресу места жительства. Таким образом, главой Убинского сельсовета ФИО9 постановление от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б., нуждающегося в улучшении жилищных условий» было принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ.

В дальнейшем Лавриненко С.Б. решил принять участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года . 24.12.2007 года им было подано заявление в администрацию Убинского района с просьбой о включении его в список участников указанной программы. С целью участия в программе Лавриненко С.Б. были представлены: трудовой договор от 12.10.2006 года, диплом о присуждении степени бакалавра техники и технологии по направлению «Информатика и вычислительная техника», постановление от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б. нуждающегося в улучшении жилищных условий», копия паспорта, выписка из домовой книги, копия трудовой книжки.

Решением должностных лиц администрации Убинского района Новосибирской области в Департамент Новосибирской области был направлен пакет документов, обосновывающих включение Лавриненко С.Б. в список получателей государственной поддержки за счет средств федерального бюджета для строительства (приобретения) жилья. Между ФИО6 и Лавриненко Сергеем Борисовичем 25.04.2008 года был заключен договор - обязательство о том, что продавец обязуется продать, а покупатель купить квартиру общей площадью 39,3 кв.м. в доме по адресу<адрес> за 800000 рублей. 17.07.2008 года между администрацией Убинского района, работодателем МУЗ «Убинская ЦРБ» и получателем субсидии Лавриненко С.Б. был заключен договор о трудовых отношениях молодого специалиста - получателя субсидии с работодателем. Предметом договора являлось выполнение мероприятий по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Получатель субсидии обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет, с даты выдачи свидетельства.

15.09.2008 г. между департаментом агропромышленного комплекса Новосибирской области (далее ДАПК), департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее ДС и ЖКХ), администрацией Убинского района (далее Администрация) заключено соглашение . В соответствии с п.2.1.4. Соглашения ДАПК перечисляет Администрации субсидии, поступившие из федерального бюджета; п.2.2.1. Соглашения ДС и ЖКХ перечисляет Администрации денежные средства, выделяемые из областного бюджета; п.2.3.4. Соглашения Администрация обеспечивает софинансирование мероприятий Программы из местного бюджета в размере не менее 5 % от средств, предусмотренных на эти цели району в фонде софинансирования Новосибирской области. В соответствии с Приложением к Соглашению от 15.09.2008 года в список молодых семей и молодых специалистов-участников мероприятий по обеспечению жильем в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» включен Лавриненко Сергей Борисович. 13.11.2008 года.

ДАПК платежным поручением перечислены денежные средства в Администрацию на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности по Соглашению от 15.09.2008 года. 23.09.2008 года ДС и ЖКХ платежным поручением перечислены денежные средства в Администрацию на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. 25.09.2008 года Лавриненко С.Б. и ОАО Сбербанк РФ филиал Коченевского отделения заключили договор о банковском счете для обслуживания государственных программ в соответствии с которым, банк открывает на имя распорядителя счета банковский счет для обслуживания государственных программ , на который будет перечислена предоставленная распорядителю счета сумма субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 470000 рублей. В соответствии с распиской от 28.09.2008 года Лавриненко С.Б. личные денежные средства в размере 330000 рублей передал ФИО16 в счет расчетов по продаже квартиры по адресу: <адрес>. 29.09.2008 года между ФИО16, действующем за себя и по доверенности от 04.08.2008 года, ФИО10, ФИО15, ФИО11 с одной стороны и Лавриненко С.Б. с другой стороны был заключен договор купли-продажи 2 комнатной квартиры общей площадью 39,3 кв.м. по адресу: <адрес> за 800000 рублей. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным 02.10.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области за Лавриненко С.Б. зарегистрировано право собственности на основании договора купли-продажи от 29.09.2008 года на квартиру общей площадью 39,3 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>. Согласно постановлению главы Убинского района от 07.10.2008 года «О перечислении средств из бюджета администрации на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на основании Соглашения от 15.09.2008 года произведено зачисление на банковский счет в Убинском дополнительном офисе <данные изъяты> субсидии на приобретение жилья Лавриненко Сергею Борисовичу на счет в размере 470000 рублей по свидетельству от 17.07.2008 года , в том числе, платежным поручением от 14.10.2008 года перечислена 201000 рублей; платежным поручением от 10.10.2008 года перечислено 269000 рублей.

В связи с тем, что Лавриненко С.Б. представлены в администрацию документы не соответствующие действительности, им незаконно были получены денежные средства.

Считает, что Лавриненко С.Б. не мог являться участником Программы, поскольку в соответствии с представленными документами, проживал в квартире площадью 65,3 кв.м. с матерью и братом по адресу: <адрес>, в связи с чем, не нуждался в улучшении жилищных условий и не имел право на участие в Программе.

Экономические     интересы     Российской     Федерации     заключаются     в надлежащем использовании бюджетных средств направленных на достижение целей определенных собственником средств для улучшения жилищных условий нуждающихся    граждан,    проживающих    в    сельской    местности.    Действия ответчиков, приведшие к неосновательному расходованию бюджетных средств, эти интересы нарушают.

Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал следующее, что исковые требования Убинского прокурора являются подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 г. №858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». В рамках указанной федеральной целевой программы предусмотрено выделение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной основе на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Согласно п.2 вышеуказанного постановления Правительства РФ Минсельхоз России утвержден государственным заказчиком, координатором данной программы. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ, для признания Лавриненко С.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий отсутствовали. Таким образом, Лавриненко С.Б. получил субсидию из федерального бюджета 201 000 рублей, из бюджета Новосибирской области в размере 255 000 рублей, из бюджета Убинского района в размере 14000 рублей без предусмотренных законом оснований. Учитывая изложенное, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит суд требования прокурора Убинского района удовлетворить. Также просят учесть, что возврат неосновательно полученной суммы субсидии в размере 201 000 рублей, выделенной из средств федерального бюджета, должен осуществляться на счет Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, открытый в органах федерального казначейства для последующего перечисления в доход федерального бюджета.

    Представитель Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (Минсельхоз НСО) в судебное заседание не явился; уведомлены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие; в отзыве на исковое заявление указали, что в силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся, совместно проживающие с ним его дети и родители. Как установлено в судебном заседании, на момент обращения за улучшением жилищных условий ответчик со своей матерью не проживал, а потому членом ее семьи не являлся. Фактически на тот момент он имел свою семью, с 01.03.07 проживал на съемной квартире, которую впоследствии и приобрел с использованием средств государственной поддержки. Это подтверждается договором найма, фактом устройства на работу в ФИО17, с которой он впоследствии вступил в законный брак, не оспаривается и прокурором.

Считаем, что неосновательного обогащения в данном случае не было, областной бюджет Новосибирской области не пострадал. Цели Федеральной программы достигнуты: сельский район получил двух молодых специалистов, Лавриненко С.Б. и его супругу ФИО14. К тому же после получения субсидии у них родился ребенок.

Представитель администрации Убинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом; ходатайства об отложении судебного заседания не поступило; просит рассмотреть дело в их отсутствие; в отзыве указал следующее: возражают против удовлетворения требований прокурора, так как район получил двух молодых специалистов, что является целью государственной программы социального развития села, в которой участвовала семья ответчика; кроме того семья ожидает рождение второго ребенка.

Представитель ответчика администрации Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что с исковым заявлением не согласен по следующим основаниям:

постановление от 28.05.2007 г. «О постановке на учет Лавриненко С.Б. нуждающегося в улучшении жилищных условий» составлено в соответствии с действующими законами, ни учетной нормы площади жилого помещения, ни площади квартиры по месту прописки, ни количество прописанных по данному адресу в постановлении не указано. Данное постановление содержит только номер общей очереди, на улучшение жилищных условий и получение жилья по договорам социального найма Лавриненко С.Б.

Администрацией Убинского сельсовета ежемесячно на проверку в прокуратуру направляются постановления и распоряжения. Постановление Главы Убинского сельсовета от 28.05.2007 г. было также направлено на проверку, что подтверждается сопроводительным письмом от 04.06.2007 г. , с момента направления постановления прошло три с половиной года, в адрес администрации Убинский сельсовет за данный период времени никакого предписания о выявлении нарушения не поступало. Оснований для признания недействительным постановления от 28.05.2007 г. нет, так как данное постановление уже фактически исполнено, тем самым уже утратило силу.

Кроме того, при постановке на учет Лавриненко С.Б. проживал в фактическом браке с гр. ФИО14 в квартире по договору аренды по адресу: <адрес>, которую в последствии и приобрел.

ФИО14 постановлением Главы Убинского сельсовета от 18.02.2008г. «О постановке на учет ФИО13, ФИО14, нуждающихся в улучшении жилищных условий» также была поставлена в очередь на улучшении жилищных условий как молодой специалист.

При получении денежных средств Лавриненко С.Б. уже состоял официально в браке с гр. ФИО14, поэтому согласно приложению к постановлению Главы Убинского сельсовета от 11.06.2009 г. из очереди были исключены и Лавриненко С.Б. и ФИО14

Согласно приложениям , 3, 4 данного постановления установлена очередность на внеочередное и первоочередное получение жилья, общая очередность граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий.

Никакого умысла незаконного обогащения Лавриненко С.Б. здесь не наблюдается, ведь данная семья могла получить намного больше денежных средств, так при возврате в очередь гр. ФИО14 она получит денежные средства уже не на одного человека (470 000 рублей), а на 3-х (756 000 рублей), так как, в семье родился ребенок, а на данный момент семья Лавриненко ожидают второго ребенка. Государство не понесло ущерб, а даже сэкономило на приобретении двух специалистов.

Ответчик Лавриненко С.Б. суду пояснил, что он закончил институт и приехал на работу в <адрес>. Он проживал в гражданском браке с ФИО14 и в марте 2007 г., они с гражданской женой сняли квартиру с последующим выкупом. Впоследствии он узнал, что для участия в программе на получение жилья необходима регистрация по месту проживания, и он зарегистрировался по месту жительства матери ФИО7 О том, что можно было зарегистрироваться по месту пребывания, не знал, требования в программе прописаны не были. Он написал заявление в администрацию, предоставил все необходимые документы, и его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. С условиями программы был ознакомлен и считал, что имеет право на получение субсидии. Заявление заполняла его мама, которая являлась председателем Совета депутатов Убинского района, так как у него была сломана рука, которая и поставила в нем подпись по его просьбе.

В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие вышеуказанных лиц по делу.

Выслушав истца, ответчика, его представителя Ванисова В.В., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к мнению, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

    в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;

согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

как следует из п.2 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» предусмотренных Приложением № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих:

а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее – социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1;

б) предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения, согласно приложению N 2;

как следует из п. 5 Постановления администрации Новосибирской области «О Порядке предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Новосибирской области от 30.07.2007 года, утратившего силу с 01.01.2010 года, действовавшего на момент получения субсидии ответчиком, (далее Постановление Администрации НСО), доля средств, выделяемых в форме субсидий, составит: из средств федерального бюджета - не более 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, из средств областного и местного бюджетов - 40 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, не менее 30 % за счет собственных (в том числе заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов либо средств работодателей и органов местного самоуправления (в случае предоставления жилья молодым семьям и молодым специалистам по договорам коммерческого найма);

согласно п.4 Постановления Администрации Новосибирской области доля софинансирования расходов за счет средств местных бюджетов определяется в соглашении между администрациями муниципальных районов, департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области и департаментом агропромышленного комплекса Новосибирской области;

как следует из Закона Новосибирской области от 19.07.2006 № 18-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» доля средств местных бюджетов составляет не менее 5 % от средств, предусмотренных на эти цели в фонде муниципального развития Новосибирской области;

как следует из раздела III федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 (далее Программа), Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи;

порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16;

пунктом 4 раздела II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся приложением № 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Типовое положение), предусмотрено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

    а) постоянное проживание в сельской местности;

    б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

    в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Согласно ст.ст.214, 215 ГК РФ средства Федерального бюджета, бюджета Новосибирской области, бюджета Убинского района НСО составляют государственную казну Российской Федерации.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Экономические интересы Российской Федерации заключаются в надлежащем использовании бюджетных средств, направленных на достижение целей, определенных собственником средств для улучшения жилищных условий нуждающихся граждан, проживающих в сельской местности.

Судом установлено, что подтверждается материалами дела, следующее:

28.05.2007 г. Лавриненко С.Б. обратился к главе Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области ФИО9 с заявлением о принятии на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, где указал, что проживает по адресу: <адрес> занимаемого помещения составляет 65,3 кв.м. (л.д.18).

Как следует из справки о составе семьи , выданной Убинским сельсоветом на основании похозяйственной книги лицевого счета 1305 Лавриненко С.Б. проживает по адресу: <адрес> матерью ФИО7, братом ФИО8 (л.д.19).

Как следует из сообщения об отказе в предоставлении информации от 22.05.2007 года Лавриненко С.Б. правообладателем объектов недвижимости не является (л.д.20).

Как следует из выписки из домовой книги от 14.11.2006 года, выданной начальником территориального пункта УФМС России по Новосибирской области в Убинском районе Лавриненко С.Б. с 28.04.2003 года зарегистрирован по адресу: <адрес> матерью и братом (л.д.21).

В соответствии с актом проверки жилищных условий, проведенной, на основании заявления Лавриненко С.Б. от 14.11.2006 года, установлено, что квартира принадлежит ФИО7; общая площадь квартиры составляет 65,3 кв.м; на данной площади проживают: Лавриненко С.Б., ФИО7 и ФИО8 (л.д.22).

В соответствии со справкой МУ «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» МО Убинского сельсовета от 22.05.2007 года Лавриненко С.Б., проживающий по адресу: <адрес> задолженности за предоставленные коммунальные услуги не имеет (л.д.23).

В соответствии со справкой МУЗ «Убинская ЦРБ» от 22.05.2007 года Лавриненко С.Б. работает в МУЗ «Убинская ЦРБ», заработная плата за период с октября 2006 года по апрель 2007 года составила 48956 рублей 46 копеек (л.д.24).

В соответствии с копией паспорта на имя Лавриненко Сергея Борисовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт выдан <адрес> 09.01.2005 года паспорт (л.д.73-75).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 04.04.2003 года ФИО7, она является собственником квартиры площадью 65,3 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.27).

Как следует из п.1 решения 10 внеочередной сессии третьего созыва Совета депутатов МО Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области от 26.12.2005 года «О социальной норме жилого помещения учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на человека; согласно п. 2 решения установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на человека (л.д.28).

Как следует из постановления Главы Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б., нуждающегося в улучшении жилищных условий», на основании Закона Новосибирской области от 04.11.2005 года -ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма и статьи 51 Жилищного кодекса РФ Лавриненко С.Б, был поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий и получение жилья по договорам социального найма. Общая очередь (л.д.26).

В дальнейшем Лавриненко С.Б., решил принять участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года .

24.12.2007 года им было подано заявление в администрацию Убинского района с просьбой, о включении его в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года (л.д.31).

С целью участия в программе, Лавриненко С.Б. были представлены: трудовой договор от 12.10.2006 года, диплом о присуждении степени бакалавра техники и технологии по направлению «Информатика и вычислительная техника», постановление от 28.05.2007 года «О постановке на учет Лавриненко С.Б. нуждающегося в улучшении жилищных условий», копия паспорта, выписка из домовой книги, копия трудовой книжки (л.д.32-34).

Решением должностных лиц администрации Убинского района Новосибирской области в Департамент Новосибирской области был направлен пакет документов, обосновывающих включение Лавриненко С.Б. в список получателей государственной поддержки за счет средств федерального бюджета для строительства (приобретения) жилья.

Между ФИО6 и Лавриненко Сергеем Борисовичем 25.04.2008 года был заключен договор - обязательство о том, что продавец обязуется продать, а покупатель купить квартиру общей площадью 39,3 кв.м. в доме по адресу: <адрес> за 800000 рублей (л.д.51).

17.07.2008 года между администрацией Убинского района, работодателем МУЗ «Убинская ЦРБ» и получателем субсидии Лавриненко С.Б. был заключен договор о трудовых отношениях молодого специалиста - получателя субсидии с работодателем. Предметом договора являлось выполнение мероприятий по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Получатель субсидии обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (л.д.35).

15.09.2008 г. между департаментом агропромышленного комплекса Новосибирской области (далее ДАПК), департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее ДС и ЖКХ), администрацией Убинского района (далее Администрация) заключено соглашение . В соответствии п. 2.1.4. Соглашения ДАПК перечисляет Администрации субсидии, поступившие из федерального бюджета; п. 2.2.1. Соглашения ДС и ЖКХ перечисляет Администрации денежные средства, выделяемые из областного бюджета; п.2.3.4. Соглашения Администрация обеспечивает софинасирование мероприятий Программы из местного бюджета в размере не менее 5 % от средств, предусмотренных на эти цели району в фонде софинансирования Новосибирской области (л.д.36-38).

Как следует из Приложения к Соглашению от 15.09.2008 года в список молодых семей и молодых специалистов- участников мероприятий по обеспечению жильем в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» включен Лавриненко Сергей Борисович (л.д.39).

Как следует из платежного поручения от 13.11.2008 г. ДАПК перечислены денежные средства в Администрацию на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности по Соглашению от 15.09.2008 года (л.д.44).

Как следует из платежного поручения от 23.09.2008 года Департаментом строительства и ЖКХ перечислены денежные средства в Администрацию на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности по Соглашению от 15.09.2008 года (л.д.45).

25.09.2008 года между Лавриненко С.Б. и ОАО Сбербанк РФ филиалом Коченевского отделения был заключен договор о банковском счете для обслуживания государственных программ в соответствии с которым, банк открывает на имя распорядителя счета банковский счет для обслуживания государственных программ , на который будет перечислена предоставленная распорядителю счета сумма субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 470000 рублей (л.д.42-43).

Как следует из расписки от 28.09.2008 года Лавриненко С.Б. передал личные денежные средства в размере 330000 рублей ФИО16 в счет расчетов по продаже квартиры по адресу: <адрес>.(л.д.52).

29.09.2008 года между ФИО16, действующим в своих интересах и интересах, ФИО10, ФИО15, ФИО11, согласно доверенности от 04.08.2008 года с одной стороны и Лавриненко С.Б. с другой стороны, был заключен договор купли-продажи 2 комнатной квартиры общей площадью 39,3 кв.м. по адресу: <адрес> за 800000 рублей (л.д.53-54.)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного 02.10.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области за Лавриненко С.Б. зарегистрировано право собственности на основании договора купли-продажи от 29.09.2008 года на квартиру общей площадью 39,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.55).

Согласно постановлению главы Убинского района от 07.10.2008 года «О перечислении средств из бюджета администрации на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на основании Соглашения от 15.09.2008 года произведено зачисление на банковский счет в Убинском дополнительном офисе 2295-052 Коченевского ОСБ субсидии на приобретение жилья Лавриненко Сергею Борисовичу на счет в размере 470000 рублей по свидетельству от 17.07.2008 года (л.д.46, 41).

Как следует из платежного поручения от 14.10.2008 года на расчетный счет Лавриненко С.Б. перечислена сумма 201000 рублей (л.д.47).

Как следует из платежного поручением от 10.10.2008 года на расчетный счет Лавриненко С.Б. перечислена сумма 269000 рублей (л.д.48).

Таким образом, судом установлено, что Лавриненко С.Б. получил денежные средства в размере 470 000 рублей по программе «Социальное развитие села до 2012 года».

Однако, согласно ст.4 Закона Новосибирской области №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, гражданин представляет в исполнительный орган: заявление о принятии на учет; выписку из домовой книги по месту жительства; копию финансового лицевого счета; справку территориального органа федерального органа исполнительной власти о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую по каждому дееспособному члену семьи гражданина.

Как следует из материалов дела, ответчиком Лавриненко С.Б. в администрацию Убинского сельсовета были предоставлены выше указанные документы, на основании которых глава администрации Убинского сельсовета, в нарушение названного Закона и ст.51 ЖК РФ признала Лавриненко С.Б. постановлением 352 от 27.05.2007 года нуждающимся в улучшении жилищных условий, которое дало право Лавриненко С.Б. на подачу заявления в администрацию Убинского района с просьбой, о включении его в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858.

Однако, судом установлено, что Лавриненко С.Б., являлся членом семьи ФИО7, собственника жилого помещения, был зарегистрирован и проживал совместно с ней по адресу: <адрес> 2003 года; площадь, занимаемого жилого помещения составляет 65,3 кв.м., что больше, установленной, Решением 10-ой внеочередной сессии третьего созыва от 26.12.2005 года Совета депутатов МО Убинского сельсовета <адрес>, учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем, довод ответчика о том, что он зарегистрировался по месту жительства матери в 2007 году, так как необходима была регистрация по месту жительства, является неубедительным.

Представленные к заявлению, о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, Лавриненко С.Б. документы, не давали право администрации признавать Лавриненко С.Б., нуждающимся в жилом помещении, а следовательно, у него не возникло право на участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», на получение субсидии на приобретение жилья в размере 470 000 рублей.

Следовательно, суд приходит к убеждению, что постановление от 28.05.2007 г., вынесенное главой Убинского сельсовета «О постановке на учет Лавриненко С.Б. нуждающегося в улучшении жилищных условий» было принято с нарушением требований ст.51 Жилищного кодекса РФ; Закона Новосибирской области от 04.11.2005 года «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма, то есть является незаконным, равно как и нарушающим интересы Российской Федерации.

Суд считает необоснованным требование истца о признании недействительным права Лавриненко Сергея Борисовича на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, так как ст.12 ГК РФ, не предусматривает такого способа защиты гражданских прав, как признание недействительным права.

Кроме того, основание истца о том, что Лавриненко С.Б. представлены в Администрацию документы не соответствующие действительности, в следствие чего, ДАПК Лавриненко С.Б. было выдано свидетельство от 17.07.2008 года не подтверждено документально, в связи с чем, суд признает их необоснованным.

При этом суд учитывает, что участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» является правом гражданина, которое возникает при соблюдении определенных условий; подаче заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и иных документов, в том числе, подтверждающих место жительства, и носит заявительный характер. Все документы были представлены в администрацию Убинского сельсовета Лавриненко С.Б. лично; из которых четко просматривается, что местом жительства и регистрации Лавриненко С.Б. является <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.

Доводу ответчика о том, что на момент подачи данного заявления он фактически проживал по адресу: <адрес> ФИО14 по договору найма, суд не доверяет, поскольку сам ответчик суду пояснил, что, для того, чтобы воспользоваться правом на получение субсидии, требовалась регистрация по месту жительства; и, чтобы воспользоваться этим правом, он предоставил сведения по месту жительства, а именно: <адрес>. Более того, как следует из акта проверки жилищных условий заявителя, проведенного на основании заявления Лавриненко С.Б., обследование жилищных условий было проведено 15.11.2006 года на основании заявления от 14.11.2006 года, что дает суду основание полагать, что правом на получение субсидии ответчик Лавриненко С.Б. решил воспользоваться ранее, чем 01.03.2007 года, как указано в договоре найма жилого помещения.

Представленные в суд Лавриненко С.Б. справка о беременности ФИО12; справки о доходах физических лиц, значения для разрешения дела по существу не имеют.

При таких обстоятельствах, суд пришел к убеждению, что Лавриненко С.Б. обязан возвратить полученные без законных оснований денежные средства в сумме 470000 рублей в соответствующие уровни бюджетов.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ст. 333.36 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ от оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления.

Так как Убинский прокурор является истцом по делу, рассматриваемому по защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то он освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, приходит к выводу, что с ответчика Лавриненко С.Б., к которому обращены требования имущественного характера, должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 6300 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ; от уплаты государственной пошлины Убинский сельсовет Убинского района Новосибирской области освобожден в соответствии со ст.333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. 194- ст.199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Убинского района Новосибирской области удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление Главы Убинского сельсовета Убинского района Новосибирской области от 28.05.2007 г. «О постановке на учет Лавриненко С.Б., нуждающегося в улучшении жилищных условий».

Взыскать с Лавриненко Сергея Борисовича в пользу Российской Федерации: получателя <данные изъяты> – 201000 рублей;

субъекта Российской Федерации - Новосибирской области: получателя УФК по <данные изъяты>- 255000 рублей;

муниципального образования – Убинского района Новосибирской области: получателя УФК по <данные изъяты>- 14000 рублей.

В удовлетворении требования о признании недействительным права Лавриненко Сергея Борисовича на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности- отказать.

Взыскать с Лавриненко Сергея Борисовича государственную пошлину в размере 6300 рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Председательствующий                            Л.Г. Братчикова