РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2011г. г. Барабинск.
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,
при секретаре Токаревой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копышенок Татьяны Николаевны к администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области о признании права пользования и признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Копышенок Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в котором просила суд признать за Копышенок Татьяной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования и право собственности на жилое помещение, жилой площадью 13, 80 кв.м., расположенное на третьем этаже пятиэтажного жилого дома, по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истица указала в исковом заявлении, что в 2006 году она получила в пользование жилое помещение, состоящее из комнаты, жилой площадью 13,80 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>
20.11.2008 между ней и Администрацией г. Барабинска Новосибирской области, в лице директора МУП «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством » г. Барабинска ФИО10, был заключён, в очередной раз, договор найма жилого помещения в общежитии № на указанную выше комнату.
В соответствии с Законом РФ З 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» от 04.07.1991 истица полагает, что она вправе приобрести занимаемую ей комнату в собственность.
Однако при обращении с заявлением о приватизации в Администрацию г. Барабинска истица получила отказ. Основание отказа основывалось на том, что согласно ст. 4 Закона РФ 11541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» жилые помещения, предоставленные гражданам в общежитиях, приватизации не подлежат.
Истица считает отказ администрации г.Барабинска в приватизации незаконным по следующим основаниям: Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О ведение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в домах, принадлежавших государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из буквального смысла ст.7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
05.11.2003 между Администрацией Новосибирской области и Администрацией муниципального образования города Барабинска был подписан акт приёма- передачи, согласно которому из государственной собственности Новосибирской области в муниципальную собственность города Барабинска было передано недвижимое имущество: общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, при этом согласно свидетельства о государственной регистрации права, право собственности на <адрес> было зарегистрировано за Администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области 12.15.2009 года, что подтверждает факт передачи <адрес>, принадлежащего государственному предприятию, и используемого в качестве общежития в ведение органа местного самоуправления, то есть в собственность города Барабинска Барабинского района Новосибирской области.
Следовательно, граждане, занимающие жилые помещения в <адрес>, с момента вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», то есть с 01.03.2005 приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма и вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».( л.д.69)
В судебном заседании истица Копышенок Т.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, также суду пояснила, что она вселилась в спорное жилое помещение в феврале 2006года на основании заявления, которое при приеме у главы <адрес> – ФИО6 он сказал ей написать на имя ФИО9, директора МУП, в управлении которого находилось в то время общежитие по <адрес>. Она написала данное заявление, в тот же день ей выдали ключи от гостевой комнаты №, где она прожила некоторое время, до весны, а потом освободилась комната № и она переехала туда по решению коменданта общежития Шубина и живет там по настоящее время. Условия, срок, на которых её вселили в спорное помещение, не оговаривались. Договоры найма данного жилого помещения с ней стали заключать с 2008г., т.е. с того момента как её зарегистрировали постоянно по месту жительства в данном общежитии, а до этого она была зарегистрирована временно. Она оплачивает все коммунальные услуги, связанные с наймом спорного жилого помещения. Так же истец пояснила. что одна проживает в комнате 321, комната не оборудована мебелью и вся мебель приобретена ею, что она не состояла и не состоит в трудовых отношениях с собственником помещения, а так же с предприятиями в оперативное ведение которых было передано здание общежития, оплачивает коммунальные услуги и плату за жилое помещения согласно норм установленных для оплаты коммунальных услуг собственниками жилых помещений или нанимателей по договору социального найма, оплату за жилое помещение производит согласно норм платы, установленных для оплаты за жилое помещение по договору социального найма.( л.д.
Представитель ответчика - администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области исковые требования не признал, указав, что исковые требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1, предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
А так же указал в письменных возражениях на иск( л.д.38-40) и пояснил в суде, что здание, расположенное по <адрес>, изначально было построено как общежитие, и таковой его статус сохраняется до настоящего времени. В соответствии с договором от 31.12.1992 года, комитетом по управлению государственным имуществом Новосибирской области за АО «Антарес» было закреплено имущество, находящееся в государственной собственности и состоящее жилого фонда, общежития, детского комбината, профилактория, магазина, мобрезерва. Общежитие расположено в здании, специально построенном, для временного проживания на период работы, и соответствует своему функциональному значению, о чем свидетельствует секционное расположение комнат, наличие вахты, пропускного режима, обслуживающего персонала. В соответствии с постановлением главы администрации Новосибирской области от 07.08.2003 года №, здание общежития было передано в муниципальную собственность. Однако правовые акты, меняющие статус этого здания, не принимались; здание по <адрес> не утратило статуса общежития, решение о присвоении ему статуса жилого дома не принято.
С учетом положений статьи 4 Федерального закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, администрацией г. Барабинска было правомерно отказано истице в приватизации занимаемой комнаты. Положения статьи 7 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004г., могут быть применимы только тогда, когда жилые помещения находились в жилых домах, построенных изначально как многоквартирный жилой дом. Поскольку жилое помещение, о котором возник спор, когда не имело статуса жилого дома, а изначально использовалось в качестве общежития, отказ в приватизации комнаты является правомерным.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
- жилищный фонд социального использования,
- специализированный жилищный фонд,
- индивидуальный жилищный фонд,
- жилищный фонд коммерческого использования.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, в том числе: жилые помещения в общежитиях. Частью 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом. Такая же норма содержится в п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 26.01.2006 года № 42. Соответственно, главой администрации было вынесено постановление № 106
от 24.04.2008 года, которым жилые помещения по <адрес> включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к жилым помещениям в общежитиях..
12.05.2009г. было зарегистрировано право собственности города Барабинска на здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №
Несостоятельна ссылка истца на нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 189-Ф3, так как жилые помещения, находящиеся в здании общежития по <адрес>,:
1. не находились в жилых домах, принадлежавшим государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям;
2. не были переданы из собственности указанных предприятий и учреждений в ведение органов местного самоуправления.
а, в соответствии с постановлением главы администрации Новосибирской области от 07.08.2003 года №, здание общежития (а не жилой дом) было передано из государственной собственности Новосибирской области в муниципальную собственность муниципального образования г. Барабинска.
Таким образом, по мнению ответчика, можно сделать вывод о том, что к отношениям по пользованию жилым помещением по <адрес> не подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. ( л.д.
Также представитель ответчика не оспаривал факт законного вселения истицы в спорное жилое помещение.( л.д.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.
Спорное жилое помещение имеет номер 321, расположено на 3 этаже <адрес>, жилая площадь его составляет 13,8 кв.м., общая площадь 13,8 кв.м., что подтверждается планом объекта и экспликацией к поэтажному плану здания (строения), выданного ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»(л.д.78-79), постановлением Администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 26.11.2009г. № «О присвоении почтового адреса»(л.д.70-71), кадастровым паспортом здания(л.д.68-69).
Согласно плана объекта и экспликации к поэтажному плану здания (строения), выданного ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» по состоянию на 23 июля 2008 года спорное жилое помещение расположено на 3 этаже <адрес>, поименовано под номером 15, жилая площадь его составляет 13,8 кв.м., общая площадь 13,8кв.м.( л.д.78-79).
Согласно постановлению администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 26.11.2009г. № «О присвоении почтового адреса» жилому помещению № общей площадью 13,8 кв.м., расположенному по адресу <адрес>, присвоен номер 321(л.д.70-71).
Согласно кадастровому паспорту здания по <адрес> расположено 5- этажное здание общежития жилого назначения (л.д.68-69).
Исследованными в судебном заседании доказательствами нашло свое подтверждение, что жилое помещение №, находящееся в здании общежития № по <адрес>, находилось в доме, принадлежавшем государственному предприятию и использовалось в качестве общежития, а впоследствии было передано в собственность органов местного самоуправления.
До вступления в законную силу Закона РСФСР « О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г. согласно ст.5, ст.6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд состоял из жилищного фонда местных Советов народных депутатов и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
Согласно Указа Президента РФ от 10.01.1993г. № 8 « Об использовании объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» п.1 не подлежал приватизации в соответствии с Закона РФСР « О приватизации государственных и муниципальных предприятий» жилищный фонд.
Из постановления Правительства Российской Федерации № 235 от 07.03.1995г. « О порядке передачи объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» следует, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения и в соответствии со своими полномочиями Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке передачи указанных объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а так же рекомендовала органам исполнительно власти субъектов Российской Федерации руководствоваться установленным настоящим Постановлением порядком передачи объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации», в муниципальную собственность.
Согласно договору о закреплении за акционерным обществом открытого типа « Антарес» объектов социально- культурного и социально- бытового назначения на праве полного хозяйственного ведения(л.д.61-62) и акту приема - передачи объектов социально – бытового и социально – культурного назначения от 31.12.1992года(л.д.63-64), Комитетом по управлению государственным имуществом Новосибирской области на основании ст. Закона РФ «О собственности» общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, было передано в числе прочих объектов социально- культурного и социально – бытового назначения и других объектов, остающихся в государственной собственности, Акционерному обществу «Антарес» в полное хозяйственное ведение.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Новосибирской области № от 27.07.2001 года были внесены изменения в план приватизации арендного предприятия – «Барабинской швейной фабрики», и в собственность Новосибирской области, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» было передано общежитие на 360 мест, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается распоряжением(л.д. 72, ), актом приемки – передачи объекта жилищного фонда и жилищно – коммунального хозяйства, закрепленного за ОАО «Антарес», передаваемого в государственную собственность г.Барабинска на баланс предприятия жилищно – коммунального хозяйства (л.д. ), приложением № к акту приемки – передачи(л.д. ), приложением № – характеристикой объекта общежития, передаваемого в государственную собственность(л.д. ), приложением № – актом технического состояния общежития(л.д. ), актом передачи технической документации(л.д. ), финансовым планом(л.д. ), расчетом доходов и расходов на содержание общежития(л.д. ).
Из распоряжения территориальной администрации г.Барабинска Новосибирской области от 28.05.2001г. №, следует, что общежитие ОАО «Антарес», расположенное по адресу: <адрес> поставлено на баланс МПЖКХ на праве оперативного управления по исполнение распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом администрации области от 27.07.2001г. № « О внесении изменений в план приватизации арендного предприятия « Барабинской швейной фабрики»(л.д. 66) и, как следует из распоряжения главы территориальной администрации г.Барабинска Новосибирской области от 21.08.2001г. № ( л.д. 65), было передано на техническое обслуживание МПЖКХ.
Из ст. 2 Закона Новосибирской области « О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области» от 11 декабря 1996 года N 51-ОЗ (в ред. Закона Новосибирской области от 10.12.2000 N 130-ОЗ) следует, что территориальные администрации городов областного значения относятся к территориальным органам государственной власти в Новосибирской области.
07.08.2003 Главой администрации Новосибирской области было принято постановление о передаче объектов, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность муниципального образования г.Барабинска Новосибирской области, в том числе предприятие МПЖКХ и его имущество, что подтверждается постановлением главы администрации Новосибирской области от 07.08.2003г. № и приложением к указанному постановлению в котором под № 28 МПЖКХ (л.д.76-77).
05.11.2003 из государственной собственности Новосибирской области общежитие, расположенное в <адрес>, было передано в муниципальную собственность муниципального образования города Барабинска Новосибирской области, что подтверждается актом приема – передачи от 05.11.2003г.(л.д.73-75).
Здание общежития распоряжением главы муниципального образования г. Барабинска Новосибирской области № от 22.05.2006г. было передано в хозяйственное ведение МУП « Комбинат бытовых услуг»( л.д.
24.04.2008г. постановлением главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, было включено в специализированный жилищный фонд г.Барабинска и отнесено к жилым помещениям в общежитиях, что следует из распоряжения главы администрации муниципального образования города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 24.04.2008г.(л.д.32).
Постановлением главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области общежитие по адресу: <адрес>, г. Барабинска закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП « Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г. Барабинска с 01.10.2008г., что следует из постановления главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 30.09.2008г. №( л.д.31).
Однако право собственности на данное здание общежития за городом Барабинском Барабинского района Новосибирской области было зарегистрировано только 12.05.2009, что подтверждается свидетельством о регистрации права №( л.д.67) и на момент рассмотрения дела в суде данное здание общежития находится в муниципальной собственности г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области.
Оценив в совокупности, приведенные выше распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Новосибирской области № от 27.07.2001г. «О внесении изменений в план приватизации арендного предприятия – «Барабинской швейной фабрики», распоряжение Территориальной администрации г.Барабинска Новосибирской области от 28.05.2001г. №, распоряжения главы территориальной администрации г.Барабинска Новосибирской области от 21.08.2001г. №, постановление Губернатора № от 07.08.2003г., акт приема – передачи от 05.11.2003г., распоряжением главы муниципального образования г. Барабинска Новосибирской области № от 22.05.2006г распоряжение главы администрации муниципального образования города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 24.04.2008г., постановление главы администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 30.09.2008г. №, суд признает установленным, что здание общежития, расположенного по адресу <адрес>, до 05.11.2003г. принадлежало государственному предприятию и использовалось им в качестве общежития, а 05.11.2003г. было передано в муниципальную собственность муниципального образования г. <адрес>, но право муниципального образования на него возникло с 12 мая 2009г., что следует из свидетельства о государственной регистрации права(л.д.67).
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из буквального смысла статьи 7 Закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", то есть с 01.03.2005года приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Приведенные выше обстоятельства согласно ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О ведение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для применения в отношениям по пользованию жилым помещением, в которых граждане стали проживать до 01.03.2005г., правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что истец в спорном жилом помещении проживает с мая 2006г., что следует из пояснений заявительницы, договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 23.05.2006(л.д.12), поквартирной карточки, показаний свидетелей.
Согласно договору социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 23.05.2006, Копышенок приобрела право проживать в спорном жилом помещении с 23.05.2006(л.д.12).
Как следует из пояснений истца основанием для её вселения в спорное жилое помещение явилось указание главы администрации г. Барабинска начальнику МУП « Барабинскжилсервис» ФИО9 о предоставлении ей комнаты в общежитии по <адрес>, из-за отсутствия у неё жилья.
Данное обстоятельство подтверждается заявлением истца на имя директора МУП « Барабинскжилсервис» ФИО9 с просьбой предоставить ей комнату в общежитии, на котором имеется резолюция руководителя о срочном заселении истца( л.д.11)
Как следует из договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 23.05.2006(л.д.12), договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 23.05.2007(л.д.13), договора найма жилого помещения в общежитии от 20.11.2008(л.д.14-15),договора найма жилого помещения в общежитии № от 06.10.2009(л.д.16-17), договора найма жилого помещения в общежитии № от 06.09.2010(л.д.18-19), с истцом ежегодно заключались договора на проживание в спорном жилом помещении, но всего на 1 год
Согласно копии поквартирной карточки от 19.04.2011 истица была зарегистрирована в спорном жилом помещении 20.05.2008(л.д.20).
На момент рассмотрения дела в суде Копышенок Т.Н., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, проживает в спорном жилом помещении, что подтверждается пояснениями истицы Копышенок Т.Н.(л.д. ), копией поквартирной карточки от 19.04.2011(л.д.20), договором найма жилого помещения в общежитии № от 06.09.2010(л.д.18-19), свидетелей.
Так, свидетель ФИО7 пояснила, что Копышенок Т.Н. проживает в комнате № общежития № по <адрес> с 2006года одна, из данной комнаты в другую не переезжала, при вселении оборудовала данную комнату своими вещами.
Свидетель ФИО8 пояснила, что Копышенок Т.Н. проживает в комнате № общежития № по <адрес>, из данной комнаты с момента вселения никуда не переезжала, живет одна, оборудовала данную комнату своими вещами, разрешение на вселение Копышенок Т,Н. в данную комнату дал комендант общежития.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец вселился и занимает спорное жилое помещение не самовольно, а на законных основаниях.
Данное обстоятельство не оспаривается и представителем ответчика.
То, что Копышенок Т.Н. не состояла и в настоящее время не состоит на учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что следует из сообщения администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 07.06.2011(л.д. ), не свидетельствует о незаконности проживания истца в спорном жилом помещении.
В тоже время оценив в совокупности пояснения истца, свидетелей ФИО7, ФИО8, из которых следует. что спорное жилое помещение, не оборудовано мебелью, в комнате истец проживает одна, предоставленный истцом чек на оплату коммунальных услуг и платы за жилое помещение( л.д. ), оповещения о размере начисленной оплаты за коммунальные услуги и за жилое помещение( л.д. ), согласно которых истец оплачивает коммунальные услуги и за пользование жилым помещением по нормам, установленным для нанимателей жилого помещения по договору социального найма, учитывая, что истец не состоит в трудовых отношениях с собственником спорного жилого помещения, а так же МУП « УК ЖКХ» г. Барабинска. в хозяйственном ведении которого находится здание общежития, что следует из пояснений истца, суд приходит к выводу, что договора найма жилого помещения в общежитии, заключаемые с истцом, имеют формальный характер, фактически между истцом и ответчиком сложись отношения социального найма жилого помещения.
Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что истец не вправе приватизировать спорное жилое помещение, по тому основанию, что был вселен в спорное жилое помещение после 01.03.2005г., поскольку согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 425-О-О ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Перечень прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предусмотренный ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации», не является исчерпывающим (ч. 2 ст. 67 названного Кодекса).
Так в силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьи 288,289 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают право собственности на жилое помещение.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
При этом, по смыслу ч. 2 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната).
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были переданы в муниципальную собственность (муниципальный жилищный фонд), могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, что это жилое помещение является изолированным, и ранее они не использовали своего права на приватизацию.
Копышенок Т.Н. ранее участия в приватизации не принимала, что подтверждается:
- справкой №, выданной ОГУП «Техцентр Новосибирской области» на 18.04.2011, из которой следует, что за Копышенок Татьяной Николаевной в г. Барабинске и Барабинском районе объекты недвижимости не учтены(л.д.22);
- уведомлением № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, из которой следует, что в ЕГРПНИ записи о регистрации прав Копышенок Татьяны Николаевны, ДД.ММ.ГГГГг.рождения на объекты недвижимости, находящиеся на территории Куйбышевского, Барабинского, Северного, Здвинского районов Новосибирской области, отсутствуют(л.д.21).
Из копии поквартирной карточки(л.д.20), пояснений истицы Копышенок Т..Н., свидетелей ФИО7 и ФИО8 следует, что Копышенок Т.Н. проживает в спорном жилом помещении одна.
Истица Копышенок Т.Н. обращалась в администрацию г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области с заявлением о приватизации комнаты № в <адрес>, что подтверждается заявлением от имени Копышенок Т.Н. от 26.10.2011 в адрес администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области с просьбой разрешить приватизацию занимаемой комнаты(л.д.23).
В приватизации данного жилого помещения истице администрацией г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области было отказано, что подтверждается письмом администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 28.10.2010, из которого следует, что на обращение Копышенок Т.Н. с просьбой разрешить приватизацию комнаты № в общежитии по адресу: <адрес>, администрацией г.Барабинска ей было отказано в связи с тем, что согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, предоставленные гражданам в общежитиях, приватизации не подлежат(л.д.24).
Суд признает не состоятельными доводы ответчика, изложенные в письменном отказе администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 28.10.2010, доводах, изложенных представителем ответчика в обоснование его позиции по заявленным требованиям о приватизации, в связи с тем, что в судебном заседании нашло свое подтверждение, что общежитие по адресу: <адрес> принадлежало государственному предприятию и использовалось им в качестве общежития, после приватизации данного предприятия, общежитие по адресу: <адрес>, оставалось в государственной собственности, было передано в муниципальную собственность муниципального образования г. Барабинска, Барабинского района Новосибирской области по следующим основаниям, что истец вселилась в спорное жилое помещение на законных основаниях, что договора найма жилого помещения в общежитии, заключаемые с истцом, носят формальный характер, а фактически между истцом и ответчиком сложились отношения по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
Кроме этого судом установлено, что несмотря на то, что здание общежития, расположенное по <адрес>, было передано в муниципальную собственность муниципального образования г. Барабинска, Барабинского района Новосибирской области 05.11.2003г., было передано в хозяйственное ведение 22.05.2006г. МУП « Комбинат бытовых услуг»,, затем 30.09.2008г. МУП « УК ЖКХ» г. Барабинска, право собственности с муниципального образования г. Барабинск, Барабинского района Новосибирской области на здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> с 05.11.2003г. не возникло в силу ч.1 ст. 131, ч.2 ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и право собственности у приобретателя в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности города Барабинска Новосибирской области с 12 мая 2009г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №(л.д. ).
Поскольку общежитие, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> ранее принадлежало государственному предприятию и использовалось в качестве общежития, при этом помещение в виде отдельной, изолированной комнаты №, а на плане объекта и экспликации к нему, имеющей номер 15 было предоставлено в 2006году Копышенок Т.Н. для проживания, 05.11.2003 года из государственной собственности Новосибирской области передано в муниципальную собственность города Барабинска, право собственности за муниципальным образованием, на которое зарегистрировано 12.05.2009 году, то с момента вступления в силу ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», т.е. с 01.03.2005 года указанный жилой дом утратил статус общежития.
Судом установлено, что жилое помещение муниципального жилищного фонда г.Барабинска по адресу: <адрес> отнесено в специализированный жилищный фонд – к жилым помещениям в общежитиях, что следует из постановления № от 24.04.2008 года главы Администрации города Барабинска Барабинского района (л.д.32).
Постановление главы администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 24.04.2008г. о включении здания по <адрес> в специализированный жилищный фонд и отнесении его к общежитию( л.д.32) противоречит ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006г..
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Из п. 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006г. следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1.4 «Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования г. Барабинска», утвержденного решением № 40 4-й сессии Совета депутатов г. Барабинска второго созыва 04.05.2006г.(л.д. ), действовавшего на момент принятия решения, главой администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области- постановления № 106 от 24.04.2008г. о включении здания по <адрес> в специализированный жилищный фонд и отнесения его к общежитию, муниципальному образованию г. Барабинска как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом.
Как следует из п.2.2. указанного «Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования г. Барабинска», утвержденного решением № 40 4-й сессии Совета депутатов г. Барабинска второго созыва 04.05.2006г, глава администрации г. Барабинска принимает решение об отнесении жилых помещений муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фронду в порядке, установленном законодательством.
Пункт 2.2 «Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования г. Барабинска», противоречит п. 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006г., ст. 34 ч.1, ч.2, ст.37 ч.1, ч.2 ФЗ № 131 -ФЗ« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которых следует, что глава администрации муниципального образования не входит в структуру органов местного самоуправления.
Согласно ст. 2 ч.1 ФЗ № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшего до 01.06.2007г.; ст. 2 ч.1 ФЗ № 25 – ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.06.2007г.; ст. 32 ч.2 Устава г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области(л.д.42) глава администрации является муниципальным служащим, в силу чего он не может рассматриваться как орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом в нарушение прав собственника жилого помещения, в нарушение полномочий органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, по отнесению помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда 24.04.2008г. главой администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области принято решение о включении здания по <адрес> в специализированный жилищный фонд и отнесении его к общежитию.
Так как постановление главы администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от 24.04.2008г. о включении здания по <адрес> в специализированный жилищный фонд и отнесении его к общежитию противоречит Жилищному кодекса Российской Федерации, «Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006г., а так же ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», довод ответчика о том, что спорное жилое помещение отнесено к общежитиям и согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации не подлежит, является неправомерным.
Следовательно, довод ответчика о том, что спорное жилое помещение отнесено к общежитиям и согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации не подлежит, является неправомерным.
При таких обстоятельствах суд полагает, что утверждение истца Копышенок Т.Н. о нарушении её права на приватизацию занимаемого жилого помещения является обоснованным, а исковые требования подлежат удовлетворению.
Представленное ответчиком «Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области», утвержденного решением 36- ой сессии № 316 Совета депутатов г. Барабинска второго созыва от 08.10.2009г.(л.д.50-60) регулирует вопросы порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в части принятия нормативно – правовых актов органами, уполномоченными управлять жилыми помещениями и зданиями муниципального жилищного фонда, изданными после утверждения данного положения, поэтому не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего приватизации спорного жилого помещения.
Исходя из изложенного выше, суд приходит к мнению, что исковое заявление Копышенок Т.Н. к администрации г. Барабинска, Барабинского района Новосибирской области о признании права пользования и права собственности на жилое помещение подлежит удовлетворению, за Копышенок Т.Н., занимающей жилое помещение, состоящее из жилой комнаты общей площадью 13,8кв.м, жилой площадью 13,8кв.м., расположенной по адресу: <адрес> может быть признано право пользования и право собственности в порядке приватизации.
Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется положениями п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Ответчик- администрация города Барабинска, Барабинского района Новосибирской области является органом местного самоуправления в силу ст. 34 ч.1, ч.2, ст.37 ч.1, ч.2 ФЗ № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и ст. 20 Устава города Барабинска, Барабинского района Новосибирской области ( л.д.41-47).
Руководствуясь ст. 194 ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право пользования Копышенок Татьяны Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на изолированное жилое помещение – комнату номер 321, расположенную на 3 этаже <адрес>, общей площадью 13,8кв.м., жилой площадью 13,8кв.м..
Признать право собственности Копышенок Татьяны Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на изолированное жилое помещение – комнату номер 321, расположенную на 3 этаже <адрес>, общей площадью 13,8кв.м., жилой площадью 13,8кв.м..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий
Решение в окончательной форме составлено 11.07.2011.
Судья