Решение по иску Барабинского межрайонного прокурора к администрации Барабинского района, Муниципальному учреждению здравоохранения, о понуждении к совершению действий



Дело № 2-720-2011

Поступило в суд 06.09.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 г.                                 г. Барабинск, Новосибирская область

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В. Сафоновой,

с участием:

помощника Барабинского межрайонного прокурора – И.А. Маморцева,

представителя ответчика – Муниципального учреждения здравоохранения Барабинского района Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница», - Светличного Д.А., действующего на основании доверенности № 32 от 09.11.2010 года,

представителя ответчика – администрации Барабинского района – Скасырской Т.С., действующей на основании доверенности № 865 от 14.09.2010 года,

при секретаре судебного заседания Е.А. Борисенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Барабинского района, Муниципальному учреждению здравоохранения Барабинского района Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Барабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Барабинского района, Муниципальному учреждению здравоохранения Барабинского района Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» (далее по тексту МУЗ «Барабинская ЦРБ»), в котором просил обязать администрацию Барабинского района осуществить финансирование мероприятий, направленных на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях поликлиники и стационара МУЗ «Барабинская ЦРБ» из бюджета 2012 года; обязать МУЗ «Барабинская ЦРБ» осуществить установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях поликлиники и стационара муниципального учреждения здравоохранения в течение 2 месяцев со дня поступления денежных средств из бюджета муниципального образования – Барабинского района.

В судебном заседании помощник прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры Маморцев И.В. изменил заявленные требования в части обязывания администрации Барабинского района, а именно просил обязать администрацию Барабинского района запланировать финансирование мероприятий, направленных на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях поликлиники и стационара муниципального учреждения здравоохранения «Барабинская центральная районная больница» в бюджете района на 2012 год. В остальной части заявленные требования прокурором оставлены без изменения.

В обоснование заявленных требований прокурор в исковом заявлении указал и в суде пояснил, что Барабинской межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности МУЗ «Барабинская ЦРБ». В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в нарушение п. 14 таблицы 1 пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. , помещение стационара и поликлиники МУЗ «Барабинская ЦРБ» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Помещение стационара и поликлиники МУЗ «Барабинская ЦРБ» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п. 5.1 таблицы 2 норм пожарной безопасности 104-03 «Проектирование систем оповещений людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. .

Администрация Барабинского района является учредителем МУЗ «Барабинская ЦРБ», которая в нарушение Устава Барабинского района не осуществила свои обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности и антитеррористического законодательства, а именно финансирования МУЗ «Барабинская ЦРБ» в части обеспечения стационара и поликлиники системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. МУЗ «Барабинская ЦРБ» не предприняла всех мер, направленных на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности и антитеррористического законодательства, а именно обеспечения стационара и поликлиники системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Выявленные нарушения правил противопожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей препятствует своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц и могут повлечь нарушение антитеррористической защищенности объекта.

Представитель ответчика МУЗ «Барабинская ЦРБ» Светличный Д.А. исковые требования прокурора об обязывании МУЗ «Барабинская ЦРБ» осуществить установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях поликлиники и стационара муниципального учреждения здравоохранения в течение 2-х месяцев со дня поступления денежных средств из бюджета муниципального образования – Барабинского района, признал в полном объеме, не отрицал, что здание поликлиники и стационара МУЗ «Барабинская ЦРБ» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Однако причинами, по которым в течение длительного времени данные работы не были МУЗ «Барабинская ЦРБ» произведены является отсутствие финансирования со стороны учредителя – Администрации Барабинского района.

Представитель ответчика – администрации Барабинского района исковые требования прокурора об обязывании администрацию Барабинского района запланировать финансирование мероприятий, направленных на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях поликлиники и стационара МУЗ «Барабинская ЦРБ» на 2012 год, не признала. Кроме этого, суду пояснила, что денежные средства на установку пожарной сигнализации и системы оповещения для МУЗ «Барабинская ЦРБ» в 2011 г. действительно не выделялись, однако, финансирование не было произведено только потому, что МУЗ «Барабинская ЦРБ» в администрацию района не был предоставлен договор на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. При предоставлении указанного договора финансирование мероприятий было бы произведено своевременно и в полном объеме. Соответственно, в 2012 году при наличии у МУЗ «Барабинская ЦРБ» соответствующих документов, подтверждающих необходимость финансирования обязательных мероприятий в сфере пожарной безопасности и своевременного предъявления указанных документов в администрацию Барабинского района, финансирование было бы произведено. Однако, в связи с тем, что с 01 января 2012 г. МУЗ «Барабинская ЦРБ» будет передана в государственную собственность, обязанность по финансированию указанных расходов у администрации Барабинского района не возникнет.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, показания свидетелей ФИО18, изучив представленные материалы дела, суд установил:

Согласно п.2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Так, согласно Уставу МУЗ Барабинского района Новосибирской области «Барабинская ЦРБ», является муниципальным учреждением, учредителем которого является администрация Барабинского района. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Как следует из ст. 3 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, в том числе органы местного самоуправления, организации … принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются, в том числе нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности…

Как следует из ст. 19 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся. .. оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Из ст. 21 названного ФЗ следует, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Согласно ст. 37 ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Требования пожарной безопасности составляют специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 указанного ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций; на лиц, в установленном порядке назначенных ответственным за обеспечение пожарной безопасности; на должностных лиц в пределах их компетенции.

Так, требования пожарной безопасности на территории РФ установлены Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, которые являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.3 указанных ППБ-01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 4 данных правил, руководители организации … на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Так, согласно заключению органа государственного пожарного надзора от 16.08.2011 г. в МУЗ «Барабинская ЦРБ» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В нарушении п.14.таблицы 1 норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г , помещение стационара и поликлиники МУЗ «Барабинская ЦРБ» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; в нарушение п. 5.1 табл. 2 норм пожарной безопасности 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. , помещения стационара и поликлиники МУЗ «Барабинского ЦРБ» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

П. 11 вышеуказанных Правил гласит, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции … реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 5 Бюджетного Кодекса РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Как следует из ст. 169 Бюджетного Кодекса РФ, проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

Из ст.12 Бюджетного Кодекса РФ следует, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями.

Порядок формирования муниципального задания, определен положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.09.2011 г. №671.

Согласно п.12 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе … организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. (п. 12 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Как следует из п.8 ч.3 указанного закона, в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 120-ФЗ)

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права серии , выданного 22.07.2010 г. и серии , выданного 07.07.2010 г. - Барабинскому району на праве собственности принадлежат здание поликлиники, расположенное по адресу: <адрес>, и здание больницы, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. ___).

Из распоряжения Главы администрации Барабинского района Новосибирской области от 24.01.2006 г., следует, что за МУЗ «Барабинская ЦРБ» на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся в муниципальной собственности Барабинского района, согласно приложению, в том числе здание поликлиники, расположенное по адресу: <адрес> здание больницы, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. ____). Согласно акту от 24.01.2006 г. и приложению к нему, указанное имущество принято МУЗ «Барабинская ЦРБ» (л.д. ___).

Таким образом, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что администрация Барабинского района, как собственник указанного выше имущества, была обязана при выполнении муниципального задания запланировать финансирование мероприятий, направленных на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> в здании больницы, расположенной по адресу: <адрес>, а МУЗ «Барабинская ЦРБ», как лицо на праве оперативного управления которому принадлежит данное имущество, установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Однако, согласно сведениям администрации Барабинского района от 02.09.2011 г., денежные средства для установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах МУЗ «Барабинская ЦРБ» не выделялись (л.д. __).

Согласно справке от 11.10.2011 г., выданной администрацией Барабинского района Новосибирской области, при формировании проекта бюджета Барабинского района на 2011 г и плановый период 2012 и 2013 г. МУЗ «Барабинская ЦРБ» не предоставляла заявку на потребность в денежных средствах на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях поликлиники и стационара, в связи с чем, при утверждении бюджета Барабинского района данные расходы не планировались (л.д. ___).

Кроме того, Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ, в п.12 ст. 15 и п.8 ст. 50 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения, указанные абзацы изложены в следующей редакции:

П.12 ст. 15 - создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

П.8 ст. 50 - имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района. Настоящий закон вступает в силу с 01.01.2012 г.

Вышеуказанные положения нашли свое отражение в Законе Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными.

В целях реализации изменений ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ, созданной распоряжением Правительства Новосибирской области от 18.07.2011 г. № 326-рп (л.д. ___) рабочей группой, подготовлены методические рекомендации для муниципальных образований Новосибирской области по реализации плана мероприятий по организации медицинской помощи на территории Новосибирской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В целях недопущения срыва сроков передачи муниципального имущества в государственную собственность Новосибирской области, рекомендовано руководствоваться в работе указанным планом мероприятий и методическими рекомендациями (л.д. ___).

Как следует из письма от 31.08.2011 г. администрации Барабинского района руководителю департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, администрация Барабинского района согласна на передачу МУЗ «Барабинская ЦРБ», в том числе имущества в виде больницы (лечебного корпуса) и поликлиники в государственную собственность Новосибирской области (л.д. ___).

Согласно справке от 27.10.2011 г. администрации Барабинского района, в связи с указанными изменениями в ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», имущество, находящееся в настоящее время в муниципальной собственности Барабинского района и необходимое для оказания медицинских услуг, в том числе здание поликлиники и здание больницы, в рамках реализации методических рекомендаций, утвержденных Министром здравоохранения Новосибирской области, будут переданы в государственную собственность (л.д.___).

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в связи с тем, что проект местного бюджета администрации Барабинского района составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период), а финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, следовательно, администрация Барабинского района при составлении проекта бюджета на 2012 г. не обязана запланировать финансирование мероприятий, направленных на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> в здании больницы, расположенной по адресу: <адрес>, в следствии того, что с 01.01.2012 г. не будет являться собственником указанного недвижимого имущества, которое перейдет в государственную собственность.

Однако, несмотря на вышеизложенное, МУЗ «Барабинская ЦРБ» обязана установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> в здании больницы, расположенной по адресу: <адрес>, как лицо, которому указанное недвижимое имущество принадлежит на праве оперативного управления и используется в целях осуществления уставной деятельности.

При этом, в соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить МУЗ «Барабинская ЦРБ» срок для установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, 5 месяцев, что, по мнению суда, является достаточным для предъявления заявки в уполномоченный орган для формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, для заключения соответствующего договора и проведения работ, в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как выявленные нарушения правил противопожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей препятствует своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц и могут повлечь нарушение антитеррористической защищенности объекта.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Барабинского района, Муниципальному учреждению здравоохранения Барабинского района Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.

Обязать    Муниципальное учреждение здравоохранения Барабинского района Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> в здании больницы, расположенной по адресу: <адрес> течение 5-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области к администрации Барабинского района об обязывании запланировать на 2012 год финансирование мероприятий, направленных на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> в здании больницы, расположенной по адресу: <адрес> отказать.

    Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения <адрес> «Барабинская центральная районная больница» государственную пошлину в размере 4000 рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области                                                        Е.В. Сафонова

Мотивированное решение составлено 03.11.2011 г.