Дело № 2-254-2011
Поступило в суд 02.03.2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 г. г. Барабинск, Новосибирской области
Барабинский районный суд, в составе судьи Сафоновой Е.В.,
с участием:
истца Игнатьевой Марины Владимировны,
представителя ответчиков – Администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области – Зломановой И.Г., действующей на основании доверенности от 31.01.2009 года; Администрации Барабинского района – Колпицыной Н.В., действующей на основании доверенности № 951 от 07.10.2010 года;
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Голышкина Р.А.,
при секретаре судебного заседания Борисенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатьевой Марины Владимировны к Администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, Администрации Барабинского района о включении в наследственную массу имущества и признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Игнатьева М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о включении в наследственную массу имущества и признании права собственности на земельный участок.
Определением суда от 28.03.2011 г. в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Барабинского района, в качестве третьего лица привлечен Голышкин Р.А..
В судебном заседании истец на основании ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнила свои исковые требования и просила суд признать за Игнатьевой Мариной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок 350 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. В остальной части исковые требования оставила без изменения.
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указала и в суде пояснила, что она является дочерью ФИО10 и ФИО9. 23.03.1998 г. ее мать заключила договор купли-продажи земельного участка, площадью 350 кв.м., и 69/100 доли дома, расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать, ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец. После смерти матери она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в отношении вышеуказанного земельного участка и доли жилого дома. 26.01.2011 г. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 69/100 долей жилого дома на праве общей собственности. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок отказано, по причине отсутствия документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности на земельный участок. Считает, что данный земельный участок подлежит включению в состав наследственного имущества после смерти матери, так как при обращении матери в регистрирующие органы в установленном законом порядке, ей не могло быть отказано в регистрации права собственности.
Представитель ответчика – Администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области – Зломанова И.Г., действующая на основании доверенности от 31.01.2009 года, не возражает в удовлетворении заявленных Игнатьевой М.А. требований.
Представитель ответчика - Администрации Барабинского района – Колпицына Н.В., действующая на основании доверенности № 951 от 07.10.2010 года, не возражает в удовлетворении заявленных Игнатьевой М.А. требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Голышкин Р.А., не возражает в удовлетворении заявленных Игнатьевой М.А. требований.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, мнение третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд установил:
Марченко Марина Владимировна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В графе отец указан ФИО10, в графе мать ФИО9 (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Марченко М.В. заключила брак с ФИО16, о чем ДД.ММ.ГГГГ. отделом <данные изъяты> составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО17 (л.д. 10).
23.03.1998 г. мать истицы – ФИО9 заключила договор с ФИО11 о купли – продажи земельного участка, площадью 350 кв.м. и 69/100 долей жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 17) 23.03.1998 года договор удостоверен <данные изъяты> ФИО15 и зарегистрирован в реестре за №, зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти № Отделом ЗАГС территориальной администрации г. Барабинска Новосибирской области, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 6).
Как следует из ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что наследодателю ФИО9 на день смерти принадлежало имущество в виде 69/100 доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
31/100 доли данного жилого дома принадлежит ФИО18 на основании договора мены от 14.08.2003 г., право собственности зарегистрировано 30.09.2003 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области (л.д. ).
В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наличие завещания на наследуемое имущество, открывшегося после смерти ФИО9, не установлено.
Так, 26.01.2011 г. нотариус нотариального округа Барабинского района Новосибирской области ФИО12 выдала Игнатьевой М.В. свидетельство о праве на наследство по закону, открывшегося после смерти ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде 69/100 долей жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 19).
В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в виде земельного участка, находящегося в <адрес>, открывшегося после смерти ФИО9, ФИО14 отказано, в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий государственную регистрацию вышеуказанного объекта недвижимости.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Игнатьевой М.В. требования о включении в наследственную массу земельного участка, находящегося в <адрес>, и признании на него права собственности, подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 33 ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Первоначальный текст данного ФЗ опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594, следовательно, вступил в силу, 28.01.1998 г.
Согласно постановлению главы администрации Новосибирской области от 2 октября 1998 г. N 599 учреждение юстиции Новосибирской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирского регистрационного округа создано, начало свою деятельность с 1 января 1999 года.
Судом установлено, что до 01.01.1999 г., в соответствии с п. 13 примерных рекомендаций по оказанию помощи гражданам и районным (городским) комитетам поземельным ресурсам и землеустройству для осуществления купли-продажи земельных участков, одобренных Коллегией Роскомзема (протокол № от 22.06.1993 г), нотариально удостоверенный договор (купчая), должен был представляться в соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству для осуществления государственной регистрации сделки в Регистре договоров купли - продажи (купчих) земельных участков. С момента государственной регистрации договора в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству к покупателю переходит право собственности на купленный земельный участок.
Данную обязанность ФИО9 при жизни не исполнила, однако, в соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю не только вещи и имущество, но также имущественные обязанности, то данная обязанность переходит её наследникам, а именно наследнику первой очереди Игнатьевой М.В.. Иных наследников первой очереди после смерти ФИО9 не установлено, так муж ФИО9 – ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), сын ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Кроме этого, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.02.2011 г., земельный участок, расположенный относительно ориентира: <адрес>, площадью 350 кв.м., имеющий кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО9, что внесено на основании Перечня РУ ЗУ в границах кадастрового квартала № от 12.07.2004 г. (л.д. 21-23).
В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 15).
Таким образом, установлено, что земельный участок, расположенный относительно ориентира: <адрес>, площадь. 350 кв.м., имеющий кадастровый номер 54:31:011005:19, входит в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти наследодателя ФИО9 и ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на часть наследуемого имущества, что в соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о том, что Игнатьева М.В. приняла все причитающееся имущество, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, даже если в свое время какой-то объект не был заявлен и на него не было получено свидетельство о праве на наследство.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Включить в состав наследственного имущества наследодателя ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок 350 кв.м., с кадастровым № расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Игнатьевой Мариной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок 350 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента составления судом мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд.
Судья Барабинского районного
суда Новосибирской области Е.В.Сафонова
Мотивированное решение изготовлено судом 22.04.2011 г.