Решение по иску Калининой Е.Н. к администрации г. Барабинска Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение



Дело № 2-731-2011

Поступило в суд 08.09.2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» октября 2011 г.                            г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,

с участием: истца Калининой Екатерины Николаевны и ее представителя Полекаренко А.В., действующего на основании доверенности от 04.04.2011 г., удостоверенной     нотариусом нотариального округа Барабинского района Новосибирской области ФИО16 и зарегистрированной в реестре

представителя ответчика – администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области – Зломановой И.Г., действующей на основании доверенности от 30.01.2009 года,

при секретаре судебного заседания Борисенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининой Екатерины Николаевны к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Калинина Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в котором просила признать за ней право пользования и право собственности жилым помещением - комнатой <адрес>, общей площадью 35,3 кв.м., жилой площадью 28,8 кв.м..

Определением суда от 17.10.2011 г. производство в части исковых требований Калининой Е.Н. к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о признании за ней права пользования жилым помещением – комнатой <адрес>, общей площадью 35,3 кв.м., жилой площадью 28,8 кв.м, прекращено, в связи с отказом истца в данной части от заявленного требования.

В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указала и в суде пояснила, что она в 2005 г. получила в пользование жилое помещение, общей площадью 35,50 кв.м., в том числе жилой площадью 28,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> 13.09.2010 г. между ней и администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области в очередной раз заключен договор найма указанного жилого помещения. При обращении в администрацию г. Барабинска с заявлением о приватизации ей отказано. Основаниями отказа в приватизации являлась ссылка ответчика, что жилые помещения, предоставленные гражданам в общежитиях, приватизации не подлежат. Считает данный отказ не правомерным, так она имеет право на приватизацию указанной комнаты, по основаниям указанным в иске.

Представитель истца Полекаренко А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования Калининой Е.Н., по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика - администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области – Зломанова И.Г., действующая на основании доверенности, просила суд в иске Калининой Е.Н.. отказать, так как комната, на которую истец просит признать право собственности, расположена в здании общежития, а согласно ст. 4 ФЗ о приватизации, общежития приватизации не подлежат. Законность вселения истца в указанную комнату ответчик не оспаривает.

Выслушав пояснения истца Калининой Е.Н. и ее представителя, представителя ответчика, показания свидетелей ФИО17 и ФИО18, изучив материалы дела, суд установил следующее:

Согласно справке архивной службы Барабинского района Новосибирской области от 22.08.2011 г., строительное управление «Новосибирскоблстрой» создано в 1955 году, в 1956 г. переименовано в строительное управление треста «Новосибирскоблстрой». С июля 1965 г. на основании приказа Новосибирскцелинстроя от 06.07.1965 г. переименовано в Барабинское строительно-монтажное управление «Новосибирскцелинстрой». На основании приказа Министерства сельского строительства от 04.12.1974 г. переименовано в передвижную механизированную колонну (ПМК-1142) (л.д. 22).

Общежитие на 150 мест, расположенное по адресу <адрес> построено Барабинской ПМК- 1142 УС «Новосибирскоблстрой» в 1979 г., что подтверждается актом приемки зданий (сооружений) государственной комиссией (л.д. 15-17)

Согласно вышеуказанной справке архивной службы, Барабинская ПМК-1142 УС «Новосибирскоблстрой» в 1986 г., на основании приказа от 03.03.1986 г. Госагропрома РСФСР, приказа объединения Новосибирскагропромстроя-1 от 18.06.1986г, переименовано в МПМК «Барабинская» объединения «Новосибирскагропромстрой».

В 1994 г. на основании Закона РФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» на базе МПМК «Барабинская» объединения «Новосибирскагропромстрой» учреждено    АООТ «МПМК «Барабинская», учредителем которого являлся комитет по управлению государственным имуществом Новосибирской области. АООТ «МПМК «Барабинская», зарегистрировано постановлением администрации Барабинского района Новосибирской области от 12.05.1994 г., согласно ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (л.д. 21).

До вступления в законную силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г. согласно ст.5, ст.6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд состоял из жилищного фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.

Со вступлением в законную силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г., с разграничением государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. к объектам государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга были отнесены предприятия общереспубликанского значения в строительстве, к которому относилось МПМК «Барабинская» объединения «Новосибирскагропромстрой», а к объектам, относящимся к муниципальной собственности, были отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующих городских (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета депутатов - жилищный фонд, находящийся в управление исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов (местной администрации).

С вступлением в законную силу Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24.12.1992 г., государственный жилищный фонд подразделялся на ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности РФ и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности; и фонд находящийся в собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящимся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

Следовательно, общежитие, расположенное по адресу <адрес>    до вступления в законную силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г., и разграничения государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г., находилось в государственной собственности РСФСР в силу ст.5 и ст.6 Жилищного кодекса РСФСР. После вступления в законную силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г., и разграничения государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г., находилось в государственной собственности Новосибирской области.

Данное обстоятельство подтверждается письменным сообщением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (л.д. ___).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», жилищный фонд не подлежал приватизации в соответствии с Закона РФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий».

06.05.1994 года Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Новосибирской области утвержден план приватизации межхозяйственной передвижной механизированной колонны «Барабинская», согласно которому находящиеся на балансе арендного предприятия объекты соцкульбыта необходимо было сохранить в государственной собственности, передав их АО в полное хозяйственное ведение по договору на 5 лет, оформив передачу договором от ДД.ММ.ГГГГ., актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-45,46).

Согласно распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом от 27.11.1996 г. из государственной собственности Новосибирской области в муниципальную собственность г. Барабинска передано здание общежития на 150 мест, расположенного по адресу <адрес> ( л.д.56).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.1997 г. СБ/23 АООТ «МПМК «Барабинская» признано несостоятельным (банкротом), ликвидировано на конкурсной основе, правопреемника нет. Данные обстоятельства подтверждаются вышеуказанной справкой архивного службы Барабинского района Новосибирской области от 22.08.2011 г.

30.04.2009г. на 3-х этажное здание общежития инвентарный , расположенное <адрес> зарегистрировано право собственности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 68).

Согласно постановлению от 24.04.2008 года главы Администрации города Барабинска Барабинского района жилое помещение муниципального жилищного фонда <адрес> - отнесено в специализированный жилищный фонд – к жилым помещениям в общежитиях (л.д.19).

Калинина Е.Н. заселилась в общежитие с 2005 года, в комнату <адрес> (согласно плану объекта и экспликации к поэтажному плану здания данная комната имеет , – л.д. 77), что подтверждается свидетельскими показаниями:

- ФИО17, из которых следует, что она работает дежурной в общежитии по <адрес> в течение 3-х лет, в комнате одна проживает Калинина Е.Н. с разрешения администрации <адрес>. Комната изолированная, состоит из кухни, комнаты и прихожей, вещи в комнате принадлежат Калининой Е.Н., которая своевременно оплачивает коммунальные платежи;

- ФИО18, из которых следует, что с Калининой Е.Н. она вместе работает и проживает в одном общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Ей известно, что в данном общежитии в комнате Калинина Е.Н. стала проживать с июля-августа 2005 г., с разрешения администрации г. Барабинска по ходатайству руководителя их предприятия, в связи с нуждаемостью в жилье, проживает по настоящее время. Все имущество в комнате принадлежит Калининой Е.Н., комната изолированная, она своевременно производит оплату за жилищно - коммунальные услуги.

На основании исследованных выше доказательств, судом установлено, что Калинина Е.Н. была вселена в общежитие, в том числе в комнату , в связи с нуждаемостью в жилье.

Доказательствами того, что Калинина Е.Н. нуждалась в предоставлении жилья, по убеждению суда является то, что по состоянию на 2005 год, на момент вселения Калининой Е.Н. в общежитие, она не владела, не пользовалась, не распоряжалась на законных основаниях каким-либо жильем. Данные обстоятельства подтверждаются сообщениями об отказе в предоставлении запрашиваемой информации УФРС по Новосибирской области, согласно которым в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества, находящихся на территории Куйбышевского, Барабинского, Северного, Здвинского районов Новосибирской области отсутствуют (л.д. 85), следовательно, Калинина Е.Н., не имевшая в собственности объекта недвижимости (комнаты, жилого дома, квартиры) действительно нуждалась в предоставлении ей жилого помещения.

Суд, оценив указанные доказательства по делу, считает, что Калинина Е.Н. законно вселилась в комнату <адрес>, так как по состоянию на 2005 год данное здание общежития было передано Администрации г.Барабинска, а, следовательно, глава Администрации, мог принимать решения о вселении граждан, а Калинина Е.Н. действительно нуждалась в жилье.

Согласно данным кадастрового паспорта комната расположена на третьем этаже здания и является изолированной (л.д. 77). При этом, из поэтажного плана 3-го этажа здания и экспликации к нему, общая площадь данного жилого помещения составляет 35,3 кв.м., жилая площадь составляет 28,8 кв.м. и имеет . Согласно Постановлению Администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 25.11.2009 года «Об уточнении почтового адреса» жилым помещениям расположенным в здании по адресу: <адрес> присвоен номер (л.д. 72).

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Калинина Е.Н. с 1999 г. по 2001 г. проживала на территории <адрес>, с 2001 г. в <адрес>, при этом право на приватизацию жилого помещения не использовала (л.д. 85,86).

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно же ст. 7 Закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из буквального смысла статьи 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", то есть с 01.03.2005 года приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Перечень прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предусмотренный ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ, не является исчерпывающим (ч. 2 ст. 67 названного Кодекса).

Так в силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

При этом, по смыслу ч. 2 ст. 62 Жилищного кодекса РФ приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната).

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальную собственность (муниципальный жилищный фонд), могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, что это жилое помещение является изолированным, и ранее они не использовали своего права на приватизацию.

Поскольку общежитие, расположенное по адресу: <адрес> ранее принадлежало государственному предприятию и использовалось в качестве общежития, при этом помещение в виде отдельной, изолированной комнаты , а на плане объекта и экспликации к нему, ,, было предоставлено Калининой Е.Н. в 2005 г., а 27.11.1996 года из государственной собственности Новосибирской области передано в муниципальную собственность города Барабинска, право собственности, на которое зарегистрировано 30.04.2009 года, то с момента вступления в силу ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», т.е. с 01.03.2005 года указанный жилой дом утратил статус общежития и Калинина Е.Н., занимающая в данном доме изолированное жилое помещение – комнату на третьем этаже здания, не использовавшая ранее своего права на приватизацию, вправе приобрести это жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

Довод представителя ответчика о том, что истец занимает жилое помещение в общежитии, а жилые помещения, предоставленные гражданам в общежитиях, приватизации не подлежат, является не состоятельным, по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Калининой Е.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать за Калининой Екатериной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на комнату , общей площадью 35,3 кв.м., жилой площадью 28,8 кв.м., находящуюся на третьем этаже жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области                                                         Е.В. Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 21.10.2011 г.