Решение по иску прокурора Убинского района Новосибирской области к администрации Круглозерного сельсовета о признании незаконным бездействие



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года.                                                                    село Убинское.

    Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.

С участием прокурор Бервинова С.В.

При секретаре Селезневе Д.Н.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Убинского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц, круга лиц на благоприятную экологическую среду к администрации Круглоозерного сельсовета, Убинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Круглоозерного сельсовета и о понуждению к совершению действия по очистке территории сельсовета от бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

    В суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, круга лиц на благоприятную экологическую среду к администрации Крулооозерного сельсовета, Убинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Убинского сельсовета и о понуждению к совершению действия по очистке территории сельсовета от бытовых отходов, обратился и.о. прокурор Убинского района Новосибирской области указывая, что прокуратурой Убинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    В ходе проверки установлено, что на территории Круглоозерного сельсовета имеется несанкционированная свалка, расположенная в 700 метрах от <адрес> по направлению на юг.

    Бездействие администрации Круглоозерного сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации указанной несанкционированной свалки подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    В силу требований ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    Согласно ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.            Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

    Существование несанкционированной свалки в вышеуказанном месте свидетельствуют о бездействии администрации Круглоозерного сельсовета в области соблюдения экологического и санитарно -эпидемиологического законодательства. Бездействие подтверждается тем, что на месте выявленной свалок какие – либо работы по очистке территории не проводились на протяжении длительного времени.

    Такое бездействие не соответствует требованиям ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 8, ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную экологическую среду.

    Бездействие администрации Круглоозерного сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории сельсовета, на благоприятную окружающую среду.

    Процесс разложения отходов сопровождается выделением ядовитых веществ в атмосферу и почвенный слой, распространением грызунов – потенциальных носителей инфекционных заболеваний.

    В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц оспорить в судебном порядке незаконное бездействие органа местного самоуправления, нарушающее права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду.

    Право на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленном гражданским законодательством.

    Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    Просит признать не соответствующим ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 8, 13       Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и незаконным бездействие администрации Круглоозерного сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в 700 метрах от <адрес> по направлению на юг.

    Обязать администрацию Круглоозерного сельсовета организовать ликвидацию несанкционированной свалки путем очистки территории.

    Установить в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок исполнения решения суда.

    В судебном заседании прокурор поддержал свое требование в полном объеме и показал, что свалку необходимо ликвидировать не позднее 01.08.2012 года.

Представитель администрации Круглоозерного сельсовета в судебном заседании показал, что свалку они ликвидируют к 01.08.2012 года.

    Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, суд находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

    Действительно как указывает прокурор в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131 –ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    В силу требований ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    Согласно ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.    Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

    Согласно п.3.12 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов должна осуществляться с учетом норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)).

Указанный Федеральный закон устанавливает, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

    Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

    Кроме того, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" закрепляет ряд обязанностей органов местного самоуправления, которые также осуществляются ими в рамках экологического управления на соответствующей территории. К их числу, в частности, относятся обязанности по оказанию содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 13) и по принятию необходимых мер по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55).

    Специальными полномочиями по осуществлению экологического управления на территории муниципального образования, как правило, наделяются отдельные структурные подразделения администраций муниципальных образований.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать не соответствующим ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и незаконным бездействие администрации Круглоозерного сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в 700 метрах от <адрес> на юг.

    Обязать администрацию Круглоозерного сельсовета организовать ликвидацию несанкционированных свалок путем очистки территории в срок до 01.08.2012 года.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий                 Первушин Ю.Н.