Решение по иску Барабинского прокурора к администрации Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области об обязывании оформить дороги местного значения в границах муниципального образования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012г. г. Барабинск.

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,

при секретаре Токаревой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры Новосибирской области к администрации Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области об обязывании оформить дороги местного значения в границах муниципального образования – Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области, в муниципальную собственность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области, в котором просил суд обязать ответчика оформить дороги местного значения с Новоспасск Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области в муниципальную собственность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела истец увеличил размер заявленного требования и просит суд обязать ответчика оформить дороги местного значения в границах муниципального образования – Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области, в муниципальную собственность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного требования истец указал в исковом заявлении и пояснил в суде, что Барабинской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России « Барабинский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания дорого местного значения в надлежащем состоянии администрацией Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: дороги местного значения в <адрес> имеют выбоины превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см., на перекрестках и пересечениях улиц отсутствуют знаки приоритета, наружное освещение по <адрес>, <адрес>, <адрес> не соответствуют ГОСТу Р50591-93, вблизи школы и детского сада отсутствуют тротуары и пешеходные переходы, дороги местного значения муниципального образования Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области не оформлены в муниципальную собственность.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" определено, что система государственного учета обеспечивает организацию и проведение, в том числе, органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Основные требования по безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения". Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Статья 24 указанного федерального закона прямо закрепляет за гражданами право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Данные нарушения, как указывает истец, создают угрозу жизни и здоровью граждан неопределенного круга лиц на территории Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области, которые, как указал истец в судебном заседании, стали возможны, в том числе и потому, что дороги местного значения не оформлены в собственность муниципального образования.

Представитель ответчика иск не признал, сославшись на отсутствие финансовых средств для оформления дорого местного значения в муниципальную собственность.

Выслушав стороны, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги, которые в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. (ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Из пункта 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. что следует из правовых норм ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Судом установлено, что Новоспасский сельский совет имеет статус сельского поселения и состоит из объединенных общей территорией следующих населенных пунктов: <адрес>, <адрес>. Данное обстоятельство следует из п.1 и п.2 ст.1 Устава Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области.( л.д.

Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области 11.06.2009г., что следует из свидетельства о государственной регистрации Устава муниципального образования( л.д.

СХПК « Колхоз Новоспасский» 18.08.2004г. администрации муниципального образования Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области были переданы в муниципальную собственность поселковые дороги <данные изъяты> расположенные в <адрес>, <адрес>, что следует из акта приемки- передачи и инвентаризационной ведомости( л.д

Как следует из пояснений представителя ответчика – главы Новоспасского сельского совета, являющегося и главой администрации Новоспасского сельского совета, что следует из п.1 ст. 29 Устава Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области, указанные дороги стоят на балансе администрации Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области, но муниципальная собственность на них не зарегистрирована, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения органом местного самоуправления поселения не утвержден, идентификационные номера дорогам не присвоены.

В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Приведенные выше правовые нормы и установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, являются местными сооружениями инженерной инфраструктуры поселения, которые неразрывно связаны с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в силу чего в соответствии с п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются недвижимым имуществом, поэтому поселковые дороги <данные изъяты>, расположенные в <адрес>, <адрес>, являются недвижимым имуществом и относятся к собственности сельского поселения- Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области.

Статья 131 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как следует из п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Приведенные выше правовые нормы и установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что право муниципальной собственности Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области на поселковые дороги протяженностью <данные изъяты>, расположенные в <адрес>, <адрес>, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

К полномочиям администрации Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области относится владение, пользование и распоряжение от имени сельсовета имуществом, находящимся в муниципальной собственности Новоспасского сельского совета, что следует из п.3 ст. 30 Устава Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области.

Следовательно, к полномочиям администрации Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области относится выступать от имени собственника Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области недвижимого имущества при государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Отсутствие государственной регистрации прав муниципальной собственности на поселковые дороги протяженностью <данные изъяты> расположенные в <адрес>, <адрес>, нарушает права граждан неопределенного круга лиц на территории Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области.

Статья 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" прямо закрепляет за гражданами право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения"определяет, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Неисполнение ответчиком требований ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" об обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно, на поселковые дороги протяженностью <данные изъяты>, расположенные в <адрес>, <адрес>, создает препятствие в возмещении вреда в случае его причинения личности( жизни, здоровью) гражданина, вследствие ненадлежащего осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; информационного обеспечения пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; не утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, т.к. единственным доказательством права муниципальной собственности, указывающим на собственника автомобильной дороги, несущего в соответствии со ст. 201 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, является государственная регистрация права, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц на территории Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области пользующихся автомобильными дорогами местного значения.

Довод представителя ответчика об отсутствии финансовых средств для оформления дорого местного значения в муниципальную собственность является несостоятельным.

В подтверждение указанного довода ответчиком представлены суду решение 12 сессии четвертого созыва Совета депутатов Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области от 23.12.2011г. « О бюджете Новоспасского сельсовета Барабинского района на 2012год и плановый период 2013 и 2014годов» с приложением к указанному решению ведомственной структуры расходов бюджета Новоспасского сельсовета Барабинского района на 2012г., решение 12 сессии четвертого созыва Совета депутатов Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области от 23.12.2011г. « О внесении изменений в решение 6 сессии Совета депутатов Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области « О бюджете Новоспасского сельсовета Барабинского района на 2011год и плановый период 2012 и 2013годов» от 23.12.2010г. с приложением к указанному решению ведомственной структуры расходов бюджета Новоспасского сельсовета Барабинского района на 2011г., обращение главы Новоспасского сельсовета к главе Барабинского района о заложении в бюджет Новоспасского сельсовета на 2012г. 175тыс. руб. на разработку проекта безопасности дорожного движения ( л.д.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество с их финансовыми возможностями, довод представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности на оформление дорог местного значения в границах муниципального образования – Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области в муниципальную собственность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является необоснованным.

Из п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ответчик- администрация Новоспааского сельского совета Барабинского района Новосибирской области является органом местного самоуправления в силу ст. 34 ч.1, ч.2, ст.37 ч.1, ч.2 ФЗ № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Устава Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области. Следовательно, администрация Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194- ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Новоспасского сельского совета Барабинского района Новосибирской области оформить дороги местного значения в границах муниципального образования – Новоспасский сельский совет Барабинского района Новосибирской области, в муниципальную собственность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд чрез Барабинский районный суд Новосибирской области.

Председательствующий Г. А. Расколупова

Решение в окончательной форме составлено 25.01.2012г.

Судья