Решение по иску прокурора Убинского района в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черномысенского сельсовета Новосибирской области о признании не законным бездействия по проведению антикоррупционной экспертизы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 апреля 2012 года.                                                                        село Убинское.

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.

С участием прокурор Панафидина С.Д.

При секретаре Жарковой Г.А.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Убинского района Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черномысенского сельсовета, Убинского района, Новосибирской области о признании не законным бездействия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

У С Т А Н О В И Л:

    В суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черномысенского сельсовета Убинского района Новосибирской области о признании не законным бездействия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов обратился прокурор Убинского района Новосибирской области, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в ходе, которой, установлено следующее.

В соответствии с ч.1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

     Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу требований приведенного Федерального закона бремя принятия всех муниципальных правовых актов по вопросам местного значения непосредственно возложено на орган местного самоуправления и (или) должностных лиц органа местного самоуправления.

    Администрацией муниципального образования Черномысенского сельсовета Убинского района Новосибирской области в 2011 году принято 57 нормативных правовых актов, что подтверждается информацией главы органа местного самоуправления.

Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» от 17.07.2009 года № 172-ФЗ (далее – Закон №172-ФЗ) установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (часть 1 статьи 1 Закона №172-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлено, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

Оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

Обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а так же их должностных лиц (далее органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

     В соответствии с п.3 части 1 статьи 3 Закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

    Органом местного самоуправления Черномысенского сельского совета Убинского района Новосибирской области Постановлением от 08.06.2010 года утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов в администрации Черномысенского сельского совета», однако, органом местного самоуправления антикоррупционная экспертиза принятых в 2011 году нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, заключения не составлялись, что подтверждается информацией главы органа местного самоуправления.

Указанные факты свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления обязательных требований:

      - части 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ в соответствии с которой, органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы их правовой экспертизы и мониторинге их применения;

      - п. 2 части 1 статьи 4 Закона №172-ФЗ в соответствии с которой, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего федерального закона.

     Таким образом, незаконное бездействие органа местного самоуправления, выраженное в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, нарушает требования указанного федерального законодательства Российской Федерации и соответственно интересы Российской Федерации в части совершенствования деятельности, направленной на противодействие коррупции в рамках Национальной стратегии противодействия коррупции.

Согласно п. «б» ч.5 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 (далее – Национальная стратегия) целью национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции является совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и повышение ее результативности (п. «р» ч.8 Национальной стратегии).

    Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – едина федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьями 27, 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защите интересов Российской Федерации.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

     Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Черномысенского сельсовета Убинского района Новосибирской области по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Обязать администрацию Черномысенского сельсовета Убинского района Новосибирской области во исполнение требований Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    Прокурор в судебном заседании показал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

    Представитель администрации Черномысенского сельсовета показал, что согласен с исковыми требованиями.

Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, суд находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.     Действительно Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» от 17.07.2009 года № 172-ФЗ (далее – Закон №172-ФЗ) установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (часть 1 статьи 1 Закона №172-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлено, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

Оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

Обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а так же их должностных лиц (далее органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

     В соответствии с п.3 части 1 статьи 3 Закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

    Согласно п. «б» ч.5 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 (далее – Национальная стратегия) целью национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции является совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и повышение ее результативности (п. «р» ч.8 Национальной стратегии).

    Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать бездействие администрации муниципального образования Черномысенского сельсовета Убинского района Новосибирской области по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов незаконным и обязать администрацию муниципального образования Черномысенского сельсовета Убинского района Новосибирской области проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                 Председательствующий                 Первушин Ю.Н.