Решение по иску прокурора Убинского района Новосибирской области к администрации Кожурлинского сельсовета Убинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации на территории поселения мест захоронения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года.                                                                        село Убинское.

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.

С участием прокурор Добровольского Д.И.

При секретаре Жарковой Г.А.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Убинского района Новосибирской области к администрации Кожурлинского сельсовета, Убинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации на территории поселения мест захоронения,

У С Т А Н О В И Л:

    В суд с исковым заявлением к администрации Кожурлинского сельсовета, Убинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации на территории поселения мест захоронения, обратился прокурор Убинского района Новосибирской области указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Убинского района Новосибирской области требований земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории поселения мест захоронения (кладбищ).

    В ходе проведенной проверки, в деятельности администрации Колмаковского сельсовета были выявлены нарушения указанного законодательства.

    Так в соответствии с информацией администрации Кожурлинского сельского совета на ее территории расположено 2 действующих кладбища:

- в <адрес> на расстоянии 250 метров в юго-восточном направлении от <адрес>;

- в <адрес> на расстоянии 2 километров в юго-западном направлении от <адрес>

    Вместе с тем, администрация Кожурлинского сельсовета правоустанавливающими, разрешительными и землеотводящими документами на указанные кладбища не располагает. Что противоречит требованиям действующего законодательства.

    Согласно ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.

    В соответствии с ч. 1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а так же иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    В соответствии с ч. 2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

    Вышеуказанный закон в ч.1 ст.4 определят, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а так же иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относится к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

    В соответствии с ч. 3,4 ст.16 вышеуказанного закона предусмотрено, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

    Предоставление земельного участка для размещения места погребения, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 №35 утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

    Согласно п. 2.1 «СанПиН 2.1.1279-03.2.1 Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений, похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом 06.04.2003 г., размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.

    Согласно п. 1,13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных.

    В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

    На основании ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных, а так же из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

    В соответствии с ч.7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

    Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) на объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и место положение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

    На основании ст.16 Федерального закона о 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованиям или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее так же – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7. 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

    Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня регистрации права на образованный объект недвижимости.

    Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Таким образом, ответчиком неправомерно не выполняется обязанность организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

    Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав истцов не поддается точному установлению, не только до начала судебного разбирательства, но после его окончания, а так же существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.

    В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

    Просит признать незаконным бездействие администрации Кожурлинского сельсовета Убинского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения соответствующих требованиям, земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

    Возложить на ответчика обязанность оформить правоустанавливающие документы соответствующие нормам земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенные:

- в <адрес> на расстоянии 250 метров в юго-восточном направлении от <адрес>;

- в <адрес> на расстоянии 2 километров в юго-западном направлении от <адрес>

    Прокурор в судебном заседании показал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, но считает, что возможно предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.06.2013 года.

    Представитель администрации Кожурлинского сельсовета показал, что согласен с исковыми требованиями, но просит предоставить ему отсрочку исполнения решения суда до 01.06.2013 года.

    Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, суд находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

    Действительно Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    В соответствии с ч. 2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

    Вышеуказанный закон в ч.1 ст.4 определят, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а так же иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относится к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

    В соответствии с ч. 3,4 ст.16 вышеуказанного закона предусмотрено, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

    Предоставление земельного участка для размещения места погребения, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно п. 2.1 «СанПиН 2.1.1279-03.2.1 Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений, похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом 06.04.2003 г., размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.

    Согласно п. 1,13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных.

    Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать незаконным бездействие администрации Кожурлинского сельсовета Убинского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения соответствующих требованиям, земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

    Обязать администрацию Кожурлинского сельсовета Убинского района Новосибирской области в срок до 01.06.2013 года оформить правоустанавливающие документы соответствующие нормам земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенные:

- в <адрес> на расстоянии 250 метров в юго-восточном направлении от <адрес>;

- в <адрес> на расстоянии 2 километров в юго-западном направлении от <адрес>

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                 Председательствующий                 Первушин Ю.Н.