Решение по иску Шмидт И.А. к администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, Администрации Барабинского района о признании незаконным отказа в постановке на учет



Дело № 2-179-2012

Поступило в суд 27.01.2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2012 г.                           г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В. Сафоновой,

с участием:

истца Шмидт Ивана Андреевича и его представителя Гонченко Анатолия Геннадьевича,

представителя ответчика администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области – Михайловой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации Барабинского района – Колпицыной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Стокоз О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шмидт Ивана Андреевича к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, администрации Барабинского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в обеспечении жильем; обязывании поставить на учет и предоставить жилое помещение как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Шмидт И.А. обратился в суд с иском к администрации города Барабинска Новосибирской области, администрации Барабинского района, в котором просил признать отказ администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным; обязать администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области поставить его на учет в качестве лица из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения вне очереди жилым помещением; обязать администрацию Барабинского района предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец в исковом заявлении указал и в судебном заседании пояснил, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как отца у него нет, а мать, ФИО4, лишена родительских прав решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 19.02.2001 года.

На основании распоряжения территориальной администрации г.Барабинска от 07.03.2001 года он был помещен в Барабинскую среднюю школу –интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находился с 25.04.2001 по 02.09.2002 года. Пунктом 2 указанного распоряжения за ним и за его братом ФИО2 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

После окончания 9 классов он продолжил обучение в <данные изъяты> <адрес>.

В 2004 году в результате пожара огнем был поврежден одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, уничтожена крыша дома, вместе с находящимся в нем имуществом. На момент когда закрепленное за ним имущество было повреждено пожаром, ему было 17 лет. В период с 01.09.2002 года по 16.06.2005 года он обучался в <данные изъяты> <адрес>. С 2006 года по 2009 год отбывал наказание в местах лишения свободы, поэтому не мог решать вопросы по обеспечению жильем. После освобождения проживает в <адрес>, <данные изъяты>. Ни он, ни его супруга собственного жилья не имеют, зарегистрированы и проживают совместно с родителями жены по адресу: <адрес>.

В связи с тем, что закрепленное за ним жилье стало непригодно для проживания, в мае 2011 года он обратился в администрацию города Барабинска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в чем ему было отказано постановлением главы администрации города Барабинска от ДД.ММ.ГГГГ, так как он обратился в администрацию с указанным заявлением после достижения 23-х летнего возраста, а Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только до 23-х лет.

Он считает, что отказом администрации города Барабинска нарушается его конституционное право на жилище в соответствии со ст.40 Конституции РФ, при этом в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не указан возраст, до которого распространяется данная социальная норма.

В соответствии с законом Новосибирской области от 09.12.2005 года № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» администрация Барабинского района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Учитывая указанные полномочия, он обратился в администрацию Барабинского района по вопросу предоставления жилья, но ему было разъяснено, что в связи с тем, что он не состоит на учете граждан, в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Барабинска, договор социального найма на жилое помещение, заключен быть не может.

В судебном заседании истец Шмидт И.А. и его представитель Гонченко А.Г. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что ранее в мае 2011 года истец Шмидт И.А. с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, после освобождения из мест лишения свободы в 2009 году он приходил к специалистам на консультации по указанному вопросу, но никто ему не сказал, что нужно было встать на учет, при этом, он считает, что когда он находился на полном государственном обеспечении, то указанное заявление в администрацию г.Барабинска от его имени должно было быть подано <данные изъяты>

Представитель ответчика администрации города Барабинска исковые требования Шмидт И.А. не признала, суду пояснила, что действие Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на истца не может распространяться, так как на момент обращения с заявлением ему исполнилось 24 года. Истец вправе встать в очередь на получение жилья в общем порядке.

Представитель ответчика администрации Барабинского района вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что из преамбулы статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Обязанность предоставить жилое помещение гражданам указанной категории возникает у органа местного самоуправления, только если гражданин встал на учет нуждающихся в жилых помещениях как сирота до достижения возраста 23 лет.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судом установлено:

Истец Шмидт Иван Андреевич, родился в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем 08.06.1987 года отделом ЗАГС территориальной администрации г.Барабинска Новосибирской области Российской Федерации составлена актовая запись о рождении . Родителями указаны: ФИО1 (со слов матери) и ФИО4 (л.д.10, ____).

Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 19.02.2001 года, вступившего в законную силу, мать истца ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Шмидт Ивана Андреевича и ФИО2 (л.д.____).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ территориальной администрации г.Барабинска Новосибирской области несовершеннолетние Шмидт Иван Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признаны оставшимися без попечения родителей, в связи с тем, что их мать ФИО4 лишена родительских прав, а отца у них нет; определены в учреждение для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за несовершеннолетними закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.____).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МКОУ школа-интернат для детей–сирот, оставшихся без попечения родителей «Кадеты Барабы» Барабинского района Новосибирской области Шмидт И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 25.04.2001 года по 02.09.2002 года обучался и проживал в средней школе-интернат, расположенной по адресу: <адрес> находился на полном государственном обеспечении (л.д.13).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Шмидт И.А. в период времени с 01.09.2002 года по 01.10.2003 года и с 01.09.2004 года по 16.06.2005 года проходил обучение в <данные изъяты> где также находился на полном государственном обеспечении (л.д.______).

23.10.2004 года по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем был поврежден одноквартирный дом, уничтожена крыша дома вместе с находящимся в нем имуществом, что подтверждается справкой, выданной ОГПН по Барабинскому району Новосибирской области (15). На момент обследования указанного жилого дома жилищной комиссии администрации г.Барабинска 31.05.2011 года установлено, что от дома остались только покосившиеся три наружные стены, отсутствует кровля со стропильной системой, перекрытие, оконные блоки, двери, перегородки, пол и печь разобраны полностью (л.д.____).

После произошедшего пожара образовательное учреждение <данные изъяты>, в котором с 01.09.2004 года по 16.06.2005 года (до достижения 18-ти лет) проходил обучение и находился на полном государственном обеспечении ФИО5, с заявлением от его имени и в его интересах о постановке на учет, нуждающегося в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не обращалось (л.д._____).

С 26.02.2007 года по 24.07.2009 года Шмидт И.А. отбывал наказание в колонии общего режима, что подтверждается приговором Барабинского районного суда Новосибирской области от 11.12.2007 года и справкой учреждения ИЗ -54/2 об освобождении (л.д.________).

С 30.07.2009 года Шмидт И.А. зарегистрирован и проживает в жилом доме, площадью 48 кв.м., принадлежащем на праве собственности ФИО6 (л.д.____), расположенным по адресу: <адрес> (л.д.________).

21.04.2010 года у Шмидт И.А. и ФИО7 родилась дочь – ФИО3; ДД.ММ.ГГГГ Шмидт И.А. и ФИО7 заключили брак (л.д._____).

25.05.2011 года ФИО8 обратился в администрацию г.Барабинска с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав, что он имеет семью из 3-х человек, включая его, супругу ФИО9 и дочь ФИО3, при этом он является лицом из числа детей – сирот и оставшихся без попечения родителей (л.д.______).

Постановлением главы администрации г.Барабинска от ДД.ММ.ГГГГ согласно п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ Шмидт И.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма отказано (л.д.____). Из уведомления администрации г.Барабинска, направленного в адрес Шмидт И.А. 06.06.2011 года, следует, что основаниям для отказа в постановке на учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как лица, оставшегося без попечения родителей является достижения Шмидт И.А. на момент обращения в администрацию с указанным заявлением 23-х летнего возраста (л.д.____).

Исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

Так, в части 2 и 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

По мнению истца, его право на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно абз.2, 3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

В соответствии с абзацем четвертым ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Данной нормой законодатель, в исключении из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-ти летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23-х лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Как следует из материалов дела Шмидт И.А. впервые обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей только 25.05.2011 года и на момент его обращения с заявлением о постановке на льготный учет ему исполнилось 23 года, при этом, от имени Шмидт И.А. с указанным заявлением в администрацию г.Барабинска не обращалось и образовательное учреждение, в котором он находился на полном государственном обеспечении, в период времени с 01.09.2004 года по 16.06.2005 года, следовательно администрацией г.Барабинска заявителю правомерно было отказано в постановке его на льготный учет.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица статуса ребёнка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа (статьи 1 федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года).

Истцом Шмидт И.А. статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, утрачен, поскольку данный статус сохраняется за указанными лицами до 23-х лет, а он обратился в орган местного самоуправления по вопросу предоставления жилья после достижения указанного возраста.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шмидт Ивана Андреевича к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, администрации Барабинского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в обеспечении жильем; обязывании поставить на учет и предоставить жилое помещение как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области                                                         Е.В. Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 17.04.2012 года.