Решение по иску Токаревой Е.Р. к администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-497-2012

Поступило в суд: 05.05.2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2012 г.                                         г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,

с участием:

истца Токаревой Екатерины Романовны,

представителя ответчика администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области – главы Кукишева В.М., действующего на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Стокоз О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токаревой Екатерины Романовны к администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет,

УСТАНОВИЛ:

Токарева Е.Р. обратилась в суд с иском к администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

В обосновании заявленных требований истец в исковом заявлении указала и в суде пояснила, что она является вдовой ветерана Великой отечественной войны ФИО1, умершего в ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» и ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и состоящих по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме этого, в соответствии со ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидом ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

22.03.2012 г. она обратилась в администрацию Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Главы администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 27.04.2012 г. в постановке на очередь ей было отказано. В настоящее время она проживает у своей дочери по адресу: <адрес> в квартире, принадлежащей ее дочери ФИО2, жилье является неблагоустроенным. Собственного жилья она не имеет, и является нуждающейся в жилом помещении.

Считает, что отказ в признании ее нуждающейся в жилом помещении нарушает ее права, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.».

Представитель ответчика указал, что отказ в признании Токаревой Е.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, так как площадь дома ее дочери, где она зарегистрирована и проживает, составляет 61 кв.м. на 3-х человек, что выше учетной нормы на человека.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, свидетелей ФИО3 и ФИО4, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.23.2. Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем.

Данное полномочие Российской Федерацией передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, лиц, названных в настоящем Указе, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.метра.

Из анализа положений вышеизложенного Указа следует, что необходимыми основаниями получения права на улучшение жилищных условий является нуждаемость ветерана Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также его право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Так, согласно свидетельству о браке серии , истец Токарева Екатерина Романовна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в девичестве ФИО7, заключила брак с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (участником Великой Отечественной войны), ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге записей актов гражданского состояния Казанцевским сельским советом Барабинского горЗАГСа произведена соответствующая запись . После регистрации брака жене и мужу присвоены фамилии Токарева и ФИО6 соответственно (л.д.       ).

Муж истицы, ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем 10.11.1985 г. отделом Зюзинским сельсоветом Барабинского района Новосибирской области составлена запись акта о смерти (л.д.         ).

Как следует из удостоверений серии от ДД.ММ.ГГГГ, серии , а также справки администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, Токарева Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (л.д.          ).

Как следует из ст. 21 ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно пп.2 п.3 ст. 23.2 указанного ФЗ, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Кроме этого, ст.51 Жилищного Кодекса РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, указаны в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно заявлению от 22.03.2012 г. Токарева Е.Р. обратилась в администрацию Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.        ).

Распоряжением главы администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ , Токаревой Е.Р., вдове участника ВОВ, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. ___).

Из письма администрации Зюзинского сельского совета Барабинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ___) следует, что основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось, то, что Токарева Е.Р. зарегистрирована по месту проживания по адресу: <адрес>, с 01.03.2012 г. в квартире своей дочери ФИО2. Общая площадь квартиры, в которой она зарегистрирована, составляет 61,0 кв.м. на 3х человек, что является выше учетной нормы на 1 человека по Зюзинскому сельсовету. Документов, подтверждающих ветхость жилья, не имеется.

Вместе с тем, исследованными судом доказательствами установлено, что имеются основания для принятия Токаревой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Так, согласно справке администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ___) и выписке из похозяйственной книги 2012-2016 г.г. (л.д. ___) Токарева Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> общая площадь 61 кв.м., проживает совместно с дочерью ФИО2, правнуком ФИО5.

Как следует из справки администрации Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, Токарева Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ, проживала по адресу: <адрес> где вместе с мужем имели собственный дом, построенный ими совместно в 1951 г. из леса. В данном <адрес> семья ФИО6 проживала до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до смерти ФИО1. С 1985 г. по 1993 г. Токарева Е.Р. проживала одна. Ввиду обрушения потолка в собственном доме, вынуждена была выехать на зимний период в <адрес> к младшей дочери, где и прописалась для получения медицинской помощи. С 1998 г. проживает у своей дочери ФИО2 по адресу: <адрес> В данной квартире отсутствуют все инженерные коммуникации, нет никаких видов благоустройства, отопление печное, туалета, ванной в доме нет. Средств на ремонт собственного дома у Токаревой Е.Р. не было, материально никто из детей помочь не мог. Дом совсем обветшал и разрушился. С введением адресного хозяйства на территории Зюзинского сельсовета по решению сессии депутатов от 09.01.2004 г.    данному дому не был присвоен адрес по причине его разрушения.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4.

Факт принадлежности квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в которой проживает и зарегистрирована истец, ее дочери ФИО2 нашел свое подтверждение договором передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой ОГУП «Техцентр НСО» от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство не оспаривалось и представителем ответчика.

Однако, из показаний истца, а также свидетелей ФИО3 и ФИО4 следует, что Токарева Е.Р., проживая по вышеуказанному адресу, с дочерью и правнуком, не живут единой семьей, а, следовательно, Токарева Е.Р. не является членом семьи собственника дома, в котором зарегистрирована и проживает. Не доверять указанным пояснениям истца и свидетелей у суда оснований нет, суд признает их правдивыми и достоверными.

Вместе с тем, ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ определено, что учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.

На основании решения 6-й сессии третьего созыва совета депутатов Зюзинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области от 30.09.2005 г. установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 16 кв.м. общей площади жилого помещения на человека, а также норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 20 кв.м. общей площади жилого помещения на человека (л.д. ___)

Из кадастрового паспорта на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> следует, что общая площадь квартиры составляет 61 кв.м. (л.д. ___), что составляет по 20, 0 кв.м. на одного проживающего человека.

Однако, суд приходит к мнению, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в постановке Токаревой Е.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилого помещения, так как на момент обращения ею предоставлены все необходимые документы, что она не имеет в собственности жилого помещения, в том числе пригодного для проживания (л.д. _____), проживает в квартире дочери, не являясь членом ее семьи, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Токаревой Е.Р. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Токареву Екатерину Романовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Принять Токареву Екатерину Романовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес> на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области                                                                 Е.В.Сафонова

Мотивированное решение суда от 10.07.2012 г.