Решение по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области к первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации о прекращении деятельности общественного деяния



Дело № 2-462-2012

Поступило в суд 25.04.2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 г.                                  г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Стокоз О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области к первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо о прекращении деятельности общественного объединения,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту – ГУ Минюст РФ по НСО) обратилось в суд с исковым заявлением к первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо о прекращении деятельности общественного объединения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 13.04.1998 г. Управление юстиции Администрации Новосибирской области зарегистрировало Первичную профсоюзную общественную организацию работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо. В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о данной организации не внесены.

За непредставление отчетов о деятельности за период 2006-2010 г.г. ГУ Минюст РФ по НСО 27.02.2012 г. вынесено предупреждение об устранении организацией имеющихся нарушений в срок до 12.04.2012 г.. Указанная организация не устранила нарушения и продолжила нарушать требования закона, не представляла отчеты о своей деятельности, чем грубо нарушила действующее законодательство.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений в соответствии с абз.8 ч.1 ст. 29 ФЗ № 82-ФЗ является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения в суд с требованием о признании данного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

Указанные обстоятельства являются основанием для ликвидации организации в порядке п. 10 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ, а ликвидация влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ.

Представитель истца – Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области, в судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ, суд удовлетворил ходатайство истца, и посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца.

             Представители ответчика - Первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо, третьего лица, федеральной налоговой службы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений об отложении рассмотрении дела либо уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

    Кроме этого, председателем профсоюзного комитета ФИО1 был предоставлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому первичная профсоюзная общественная организация работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо считает, что иск удовлетворению не подлежит, так как запрашиваемая информация по представлению ГУ МинЮста от 27.02.2012 г. была направлена в адрес указанного учреждения 15.03.2012 г, и вручено 21.03.2012 г. согласно почтовому уведомлению. Таким образом, ответчиком еще до подачи искового заявления устранены нарушения, указанные в предупреждении.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Так, согласно ст. 1 ФЗ РФ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившего в силу 01 июля 2002 г., настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из ч.2 ст. 4 названного ФЗ следует, что ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме этого, из ст. 10 названного ФЗ следует, что Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Как следует из ст. 18 ФЗ РФ от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены ФЗ РФ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно ст. 13.1 ФЗ РФ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

На территории Новосибирской области данным уполномоченным органом является Главное Управление Министерства Юстиции по Новосибирской области, а орган, который вносит сведения о некоммерческих организациях в ЕГРЮЛ и в котором хранятся регистрационные дела юридических лиц, в том числе некоммерческих организациях, на территории Новосибирской области является Федеральная налоговая служба России по Новосибирской области.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ управления юстиции Новосибирской области, предложено зарегистрировать Первичную профсоюзную общественную организацию работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо, действующей на основании устава Российского профсоюзного союза работников потребительской кооперации и предпринимательства, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 28.11.1997 г. № 3454, и входящей в состав Новосибирской территориальной организации профсоюза работников потребительской кооперации и предпринимательства, зарегистрированной Управлением юстиции Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ у (л.д.___ ).

Согласно Уставу Российского профсоюзного союза работников потребительской кооперации и предпринимательства - Первичная профсоюзная общественная организация работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо является структурным подразделением указанного профсоюзного союза и входит в состав территориальной организации профсоюзов. Территориальная организация Профсоюза признается юридическим лицом в случае ее государственной (уведомительной) регистрации.

На основании указанного заключения от ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Администрации Новосибирской области была зарегистрирована Первичная профсоюзная общественная организация работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо (л.д. ).

Согласно ч.3 ст. 26 ФЗ № 129 уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.07.2002 г., обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган, то есть Федеральную налоговую службу России по Новосибирской области, сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

Данное требование закона ответчиком не выполнено.

Так, согласно ответу Управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области, в Едином государственном реестре юридических лиц не содержится сведений ни о регистрации, ни об исключении из ЕГРЮЛ первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирское сельпо.

Кроме этого, из ст.29 ФЗ № 82 следует, что общественное объединение обязано, в том числе ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Согласно ч.3 ст. 32 ФЗ №7 некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

Так, Первичная профсоюзная общественная организация работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо за период 2006-2010 г.г. указанные сведения в ГУ МинЮст РФ по НСО представлены не были, в связи с чем, 27.02.2012 г. Главным Управлением Министерства юстиции РФ по НСО было направлено в адрес Первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирское сельпо предупреждение об обращении в суд с исковым заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ, в случае не предоставления в срок до 12.04.2012 г. заявления и информации о продолжении своей деятельности в 2006-2010 г.г. (л.д. ___).

До установленного срока, как и на момент подачи настоящего искового заявления, указанная информация в адрес истца не поступила, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Из абз. 8 ч.1 ст. 29 ФЗ № 82 следует, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно п.10 ст. 32 ФЗ № 7, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно ч.1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Как следует из ст. 21 ФЗ № 7, ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, судом установлено, что первичной профсоюзной общественной организацией работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирское сельпо неоднократно, а именно в период с 2006 по 2010 г.г. не предоставлялись уполномоченному органу, а именно ГУ МинЮст РФ по НСО, сведения, перечисленные в ст. 29 ФЗ № 82, ст. 32 ФЗ № 7, что является основанием для прекращения деятельности данной некоммерческой организации.

Вместе с тем, в соответствии со ст.ст. 1-11 ФЗ № 129, налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области к Первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо о прекращении деятельности общественного объединения в связи с не предоставлением сведений о продолжении своей деятельности в 2006-2010 г.г. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Первичную профсоюзную общественную организацию работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо прекратившей свою деятельность.

Исключить сведения о Первичной профсоюзной общественной организации работников потребительской кооперации и предпринимательства Сибирского сельпо из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области                                                                Е.В.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 10.07.2012 г.