Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 сентября 2010г. г. Барабинск
Судья Барабинского районного суда Новосибирской области Расколупова Г.А.,
рассмотрев жалобу Семёнова Валерия Михайловича на постановление старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 30.06.2010г. № О-198-В о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Семёнов В.М. обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 30.06.2010г. № О-198-В о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2000 руб.
Семёнов В.М. в жалобе указал следующее, что считает постановление незаконным, просит отменить его и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
В обоснование своего мнения Семёнов В.М. в жалобе указал следующее.
1. Гос.инспектором Мазоха В.В. при составлении протокола не выяснялось кто именно управлял автомобилем, каким образом он попал на данное место, схема места нарушения не составлялась и не брались объяснения с понятых (свидетелей). В решении Барабинского районного суда от 30.11.2009 г. было указано на данные нарушения, в том числе на отсутствие схемы места нарушения, но гос.инспектор в постановлении № 0198-в от 30.06.2010г. ссылается на схему места нарушения, составленную 03.09.2009 г., которая не имела места быть.
2.В постановлении о назначении административного наказания указано, что допущенные Семеновым В.М. действия квалифицируются как нарушение п. 2.2.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Кирзинский» и п. 2 статьи 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Положение о государственном заказнике является основополагающим документом, которое должно быть утверждено и обнародовано в установленном законом порядке. Однако, указанное Положение о государственном природном заказнике не было опубликовано, а согласно Приказа от 30.06.2009 г. № 246 Минсельхоза РФ п.1 п.п. «г» акты Минсельхоза России вступают в силу с момента издания в «Информационном бюллетене», а не опубликованные или не обнародованные в соответствующем порядке нормативные правовые акты применению не подлежат, не имеют юридической силы, По мнению Семёнова В.М. Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Кирзинский» применяться не может.
Пункт 2 статьи 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» является общей нормой, из которой не следует каких-либо запретов проезда, движения по территории заказника. Такой запрет имеется в Положении о государственном заказнике, которое не имеет юридической силы.
Семёнов В.М. так же указывает, что ссылка в постановлении № О 198-в от 30.06.2010 г. на то, что Положение о Заказнике было обнародовано, так как было опубликовано 18.12.2009 г. в газете «Ведомости» № 65, газете «Барабинский вестник» № 52 (13308) от 22.12.2009 г.. не обоснована, т.к. данные печатные издания не являются официальными для обнародования такого вида нормативных актов.
3. Семёнову В.М., как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, перед составлением протокола не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ.
Свидетелям, присутствующим при составлении протокола, перед составлением протокола инспектором не были разъяснены их права, обязанности, о чем свидетельствует отсутствие в протоколе соответствующей отметки.
При составлении протокола об административном правонарушении государственным инспектором Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Мазохой В.В., присутствовали свидетели Перегудов Ю.А., Мирончук В.И., которые также являются работниками Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, таким образом, они являлись заинтересованными лицами в исходе данного дела, а согласно ст.25.7 КоАП РФ, при составлении протокола могут присутствовать лица, которые не заинтересованы в исходе дела.
Понятой (свидетель) удостоверяет своей подписью в протоколе факт совершения в его присутствии процессуальных действий и их содержание, результаты. Из данной нормы следует, что основное требование, предъявляемое к понятому (свидетелю)- это отсутствие какой-либо прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, участие которого является одной из гарантий объективности при производстве процессуальных действий.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ: "лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина". Семёнов В.М. считает, что его вина в совершении административного правонарушения, не установлена.
Семёнов В.М. на рассмотрение административного дела по его жалобе на постановление старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 30.06.2010г. № О-198-В о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности, по ст. 8.39 КоАП РФ, не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы административного дела, прихожу к мнению, что постановление от30.06.2010г. № О-198-В старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности, по ст. 8.39 КоАП РФ, подлежит отмене по следующим основаниям.
Государственным инспектором РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу 03.10.2009г. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Семёнова В.М. по ст. 8.39 КоАП РФ. В протоколе указано, что Семёнов В.М. 03.10.2009г. в 13 ч.20 мин. находился на автомобиле « Нива Шивралет» регистрационный номер С 383 ХК на территории государственного природного заказника Федерального значения « Кирзинский» в Барабинском районе Новосибирской области в районе полуострова Дровяниха в 3 км. к югу от с. Казанцево.
Протокол об административном правонарушении составлен лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.39 КоАП РФ, согласно ст. 28.3 ч..1,ст. 23.29КоАП РФ.
Так согласно ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от их имени, вправе государственный инспектор РФ по охране природы.
Как следует из п.3 Постановления Правительства РФ от 30.07 2004г. № 400 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.10.2006г.№620, от 20.12.2006г. № 780, от 24.05.2007г. № 315, от 16.04.2008г. № 282, от 29.05.2008г. № 404, от 04.08.2008г. № 582, от 07.11.2008г. № 814, от 27.01.2009г. № 43, от 08.08.2009г. № 649) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды( федеральный экологический контроль)
Согласно раздела 2 п. 5 п.п. 5.1. Положения « О федеральной службе по надзору в сфере природопользования» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания.
Согласно раздела 1 п.1 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 13.01.2009 № 5 в редакции приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.06.2009 № 154 от 14.08.2009 № 221, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Сибирского федерального округа, в том числе Новосибирской области.
Согласно раздела II. п.4 п.п.4.1. 1 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу,Департамент осуществляет контроль и надзор:
в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания.
Согласно п. 8., п.9 пп. «Е» постановления Правительство Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» - государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)", и должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядкепривлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Административное дело в отношении Семёнова В.М. по ст. 8.39 КоАП РФ рассмотрено старшим государственным инспектором РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ, подведомственно органу, осуществляющему государственный экологический контроль, рассматривать дела об административных правонарушениях от их имени вправе старшие государственные инспекторы РФ по охране природы.
Следовательно, административное дело в отношении Семёнова В.М. по ст. 8.39 КоАП РФ, рассмотрено органом, которому подведомственно рассмотрения данного дела.
В постановлении от 30.06.2010г. № О-198-В старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, указаны следующие обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение: Семёнов В.М. 03.10.2009г. в 13 ч.20 мин. находился на автомобиле « Нива Шивралет» регистрационный номер С 383 ХК на территории государственного природного заказника Федерального значения « Кирзинский» в Барабинском районе Новосибирской области в районе полуострова Дровяниха в 3 км. к югу от с. Казанцево к месту отдыха на берег озера Чаны.
Действия Семёнова В.М. квалифицированы как нарушение ст. 8.39 КоАП РФ: нарушение режима особо охраняемой природной территории, предусмотренного п.2 ст. 24 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях», п.2.2.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский»( приказ от 02.07.2002г. № 593 Минсельхоза России)
В мотивировочной части постановления старший государственный инспектор РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу указал в качестве доказательств виновности Семёнова В.М. в совершении административного правонарушения: протокол об административном правонарушении от 03.10.2009г. № О 198-в, объяснения свидетелей Мирончук В.И., Перегудова Ю.А., схема места правонарушения, составленная 03.10.2009г., признание факта нахождения на территории Заповедника Семёновым В.М.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников.
Проверяя законность, обоснованность и справедливость постановления от 30.06.2010г. № О-198-В старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности, по ст. 8.39 КоАП РФ, прихожу к мнению, что указанное постановление является незаконным, по следующим основаниям.
Согласно ФЗ РФ от 14.05.1995г. № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 23.03.2007 N 37-ФЗ,от 10.05.2007 N 69-ФЗ) особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст. 2 ч.1 п.п. «г» ФЗ РФ от 14.05.1995г. № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям относятся государственные природные заказники.
Государственный природный заказник федерального подчинения "Кирзинский" создан 12 сентября 1958 года Приказом Главохоты РСФСР № 214, постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 г. N 336 « О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР»
Согласно приложения N 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 г. N 336 место расположения заказника « Кирзинский» Новосибирская область Чановский и Барабинский районы.
Согласно ст. 24 ч.2 ФЗ РФ от 14.05.1995г. № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Из постановления от 30.06.2010г. № О-198-В старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности, по ст. 8.39 КоАП РФ, следует, что Семенов В.М. допустил нарушение режима Государственный природный заказник федерального подчинения "Кирзинский", предусмотренного п.2.2.1. Положения о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», утвержденного приказом от 02.07.2002г. № 593 Минсельхоза России, согласно которого на территории заказника запрещается проезд вне дорог общего пользования на автотранспорте граждан, чье пребывание в угодьях не связано с производственной деятельностью и не являющихся землевладельцами, землепользователями и собственниками земель, на территории которых расположен заказник, и не относящихся к лицам специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны объектов животного мира и среды их обитания.
Вывод старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о с нарушении Семёновым В.М. режима Государственный природный заказник федерального подчинения "Кирзинский" и тем самым совершения им административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, является неправомерным.
Так как Положение о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», утвержденное приказом от 02.07.2002г. № 593 Минсельхоза России, не может применяться согласно ст. 15 ч.3 Конституции РФ, согласно Указа Президента РФ « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и не может служить основанием для применения санкций к гражданам за невыполнение содержащихся в нем предписаний.
Согласно ч.3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно п.8 Указа Президента РФ « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996г. № 763 ( в редакции Указов Президента РФ от 16.05.1997г. № 490, от 13.08.1998г. № 963, от 28.06.2005г. № 736, т.е. на день составления протокола об административном правонарушения в отношении Семёнова В.М.) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию.
В соответствии с п. 5 Положения О Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954(в ред. Указов Президента РФ от 08.06.2000 N 1080, от 10.12.2001 N 1416) Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Согласно п.9 Указа Президента РФ « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература"
Из п.12 Указа Президента РФ « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» следует, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно сообщения Министерства юстиции РФ приказ Минсельхоза РФ от 02.07.2002 № 593 « Об утверждении положений о государственных природных заказников федерального значения» в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России не представлялся. Следовательно, приказ Минсельхоза РФ от 02.07.2002 № 593 « Об утверждении положений о государственных природных заказников федерального значения» и утвержденное им Положение о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», не были официально опубликованы.
Согласно п.10 Указа Президента РФ « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Следовательно, приказ Минсельхоза РФ от 02.07.2002 № 593 « Об утверждении положений о государственных природных заказников федерального значения» и утвержденное им Положение о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», не вступили в силу.
В действиях Семёнова В.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, т.к. Положение о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», утвержденное приказом от 02.07.2002г. № 593 Минсельхоза России, содержащееся в нем предписание, запрещающее проезд вне дорог общего пользования на автотранспорте граждан, не влечет правовых последствий.
Положение о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», утвержденное приказом от 02.07.2002г. № 593 Минсельхоза России, не может служить основанием для применения санкций, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ, к гражданам за невыполнение содержащихся в нем предписаний.
То обстоятельство, что Положение о государственном природном заказнике федерального значения « Кирзинский», утвержденное приказом от 02.07.2002г. № 593 Минсельхоза России, было опубликовано в газетах Ведомости №65 от 18.12.2009 г. и Барабинском вестнике № 52 от 22.12.2009 не имеет правового значения, т.к. данное опубликование не является официальным опубликованием нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ.
Из ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, прихожу к выводы, что постановление от 30.06.2010г. № О-198-В старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о привлечении Семёнова В.М. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2000 руб. подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст.30.7 - ст.30.9КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление от 30.06.2010г. № О-198-В старшего государственного инспектора РФ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о привлечении Семёнова Валерия Михайловича к административной ответственности, по ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья