об обязании устранить допещенные нарушения, поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях



Дело № 2-291/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2011 года

Балтийский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Нагаевой Т.В.

при секретаре Жуковой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Турковид З.В. о признании отказа Управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «ГК» незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, поставить на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях с 30 августа 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Турковид З.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что в 1993 году она с семьей переехала в К. по направлению Министерства атомной энергетики для работы в С. При этом имела право на предоставление отдельной квартиры на состав семьи в течение 1-2 лет. Для обеспечения работников С. (ранее - П.) жильем его руководитель заключил договор о предоставлении в аренду жилых помещений в общежитии П. для последующей передачи их работникам С. для проживания. После передачи училищем жилых помещений С. ей была предоставлена комната № 502 в общежитии по адресу 1. Все это время ей предоставлялась временная регистрация по месту жительства. В 2010 году ответчик предпринял попытку выселить её из общежития, обратившись в Л. районный суд г. К., решением которого от 27 октября 2010 года в выселении её из общежития было отказано. Вынося решение, суд установил, что она была вселена в общежитие в связи с трудовыми отношениями с С., откуда была уволена по сокращению штатов. Затем работала в общежитии …, в котором проживала, и была уволена с работы - из общежития ответчика в связи с выходом на пенсию, в связи с чем, она как пенсионер по старости не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения. В связи с тем, что она нуждается в жилье, 30 августа 2010 года она обратилась в администрацию городского округа «ГК» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья, однако постановлением и.о. главы администрации № … от 10 ноября 2010 года в постановке её на учет было отказано в связи с отсутствием регистрации в установленном порядке постоянного проживания в городе К. Считает данный отказ необоснованным, противоречащим законодательству РФ и нарушающим её права, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Она длительное время - с 1993 года, по настоящее время постоянно проживает в Л. районе г. К., что подтверждается регистрацией по месту жительства. С учетом изложенного, просит признать отказ Управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «ГК» незаконным, обязать заинтересованное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод и поставить её на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях с момента обращения с заявлением, то есть с 30 августа 2010 года.

В судебном заседании Турковид З.В. поддержала заявленные требования, дополнительно пояснив, что с 1993 года она проживает в г. К. в указанном общежитии, приехала в г. К. из У. с несовершеннолетней дочерью. Регистрации по месту жительства она не имеет, зарегистрирована только по месту пребывания с 1996 года. С 1993 года по 1996 год у неё была регистрации по месту работы в С. по адресу 2.Указанная регистрация давалась на 2 года, впоследствии должна была продляться. Однако С. обанкротилось, работников том числе её, сократили. По поводу регистрации по месту жительства она обращалась в администрацию П., которому принадлежало общежитие по адресу 1, однако ей поясняли, что могут зарегистрировать только временно, поскольку общежитие является студенческим.

Представитель заинтересованного лица администрации ГО «ГК» Шевцова О.О., действующая на основании доверенности с заявленными требованиями не согласилась, дополнительно пояснив, что Управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «ГК», не является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, заявителю необходимо было обратиться в суд по месту нахождения Администрации ГО «ГК» или в Л. районный суд по месту жительства заявителя. Для постановки граждан на учет согласно требованиям закона необходимо наличие регистрации по месту жительства. Срок регистрации законом не определен. Кроме того, заявитель занимает 13,2 кв.м. жилой площади на 1 человека, при установленной норме жилой площади 12 кв.м. на 1 человека. Считает, что отказ Управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «ГК» является законным и не нарушает прав заявителя, в связи с чем, заявление Турковид З.В. удовлетворению не подлежит.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 12, 13 и 14 Жилищного кодекса РФ вопросы, касающиеся жилищных отношений, в том числе обеспечения жилыми помещениями, отнесены к компетенции Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с абз. 6 ст.2 Закона К. области от 11.07.2005 года № 632 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» обязательным условием для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является регистрация в установленном порядке постоянного проживания гражданина в населенном пункте, расположенном в границах муниципального образования.

Названная норма порядка введена с целью обеспечения доказательственной базы проживания в населенном пункте, исключения злоупотребления правом при постановке на очередь, а также последующем предоставлении жилья.

Положения Закона К. области от 11 июля 2005 года №632 соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ и незаконными в указываемой части не признавались.

Судом установлено, что Турковид З.В. в 1993 году приехала в г. К. по направлению в порядке перевода из Н. управления строительства для работы в должности … С. с предоставлением ей отдельной квартиры на состав семьи в течение 1,5 + 2 лет и сохранением льгот, связанных со стажем работы в системе Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, что подтверждается письмом Государственного строительно-промышленного концерна «А.» Министерства атомной энергетики и промышленности СССР от 06 января 1993 года (л.д.18).

Согласно трудовой книжке Турковид З.В. была принята на работу 02 марта 1993 года … С. в порядке перевода из Н. управления строительства (л.д.8).

Турковид З.В., прибывшая 27 февраля 1993 года из г. Н., была прописана по месту работы по адресу 2 с 28 октября 1993 года до 28 июля 1997 года, что подтверждается отметками в домовой книгой для прописки граждан (работников С.) по вышеуказанному адресу и проживающих в общежитии по адресу 1 (л.д.19-22). Из указанных записей следует, что заявительница с 28 октября 1993 года была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: 2, а фактически проживала в общежитии по адресу 1.

Как установлено решением Л. районного суда г. К. от 27 октября 2010 года вселение Турковид З.В. в спорное жилое помещение в общежитии П. было произведено в связи с трудовыми отношениями между нею и С. 23 июля 2002 года Турковид З.В. была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

В связи нуждаемостью в жилье Турковид З.В. 30 августа 2010 года обратилась в администрацию городского округа «ГК» с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в предоставлении жилья.

Постановлением и.о. главы администрации № … от 10 ноября 2010 года в постановке её на учет было отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, а также абз. 6 ст. 2 Закона К. области от 11 июля 2005 года № 632 в связи с отсутствием регистрации в установленном порядке постоянного проживания в городе К. (л.д.31 – выписка из постановления).

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 258 ГПК, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из представленных свидетельств о регистрации по месту пребывания (л.д.24-30) с 25 февраля 2000 года по 08 декабря 2010 года Турковид З.В. была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу 1. Согласно пояснениям заявительницы в настоящее время она остается зарегистрированной по месту пребывания в данном общежитии и постоянной регистрации по месту жительства в г. К. она не имеет, хотя проживает в К. с 1993 года.

Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является - регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. Поскольку такая регистрация у Турковид З.В. отсутствует, оснований для постановки её на учет не имеется.

Исходя из смысла вышеуказанных положений закона доводы Турковид З.В. о том, что отказ в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит законодательству РФ, нарушает её права, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, не могут быть признаны состоятельными.

Следовательно, предусмотренные законом основания для признания оспариваемого постановления и.о. главы администрации № … от 10 ноября 2010 года незаконным, понуждении администрации к постановке Турковид З.В. на соответствующий учет, отсутствуют.

Кроме того, вступившим 12 ноября 2010 года в законную силу решением Л. районного суда г. К. от 27 октября 2010 года, в иске Турковид З.В. о признании за ней права пользования жилым помещением отказано, поскольку предоставление специализированных жилых помещений для постоянного проживания граждан законодателем не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Турковид З.В. о признании отказа Управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «ГК» незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с 30 августа 2010 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Балтийский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Нагаева Т.В.