о понуждении к регулировке внутридомовой системы отопления в доме, к перерасчету потребленного тепла. взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-400/2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

15 июня 2011 года г. Калининград

Балтийский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Кушнировой Л.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буржинской К.А. к ООО «М…» о понуждении к регулировке внутридомовой системы отопления в доме хх по ул. Ш… в г. К…, к перерасчету потребленного тепла по городскому тарифу на сумму хх рублей, взыскании компенсации морального вреда хх рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Буржинская К.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в марте 2010 года в их доме был установлен прибор учета тепловой энергии. В марте 2010 года в управляющую компанию ООО «М…» было направлено уведомление от МУП «К…» с перечнем работ, которые необходимо выполнить для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей, эти работы не были выполнены. Управляющая компания ООО «М…» дала МУП «К…» разрешение на установку прибора учета тепловой энергии. В связи с тем, что в доме не отрегулирована теплоподача на стояках, происходит большой перепад температуры, перепад тепла. В результате заплатила в декабре 2010г. хх руб. за 1кв.м., в январе хх руб. – 1кв.м., феврале – хх руб., что превышает городской тариф, который составляет хх руб. за 1кв.м. Неоднократно обращалась в управляющую компанию ООО «М…» по этим вопросам в устной форме, а 04.02.11. с заявлением о регулировке внутридомовой системы отопления и перерасчете оплаты за тепло по городскому тарифу, ответ от ООО «М…» не получила, перерасчет не был произведен. По этим вопросам обращалась в администрацию М… района г. К… (вх. № 92-520-11 от 22.02.11), в отдел внутридомовых систем МУП «К…» (вх. № 93-ж от 21.02.11.), в избирательный участок № 175 (вх. № 135 от 19.02.11.), жилищную инспекцию К… области (вх. № Б-496 от 21.03.11.). Кроме жилищной инспекции ответы не были получены. Просит понудить к регулировке внутридомовой системы отопления, произвести перерасчет потребляемого тепла по городскому тарифу в сумме хх руб., взыскать компенсацию морального вреда в сумме хх руб.

Истец Буржинская К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в период отопительного сезона в ее квартире было жарко, постоянно проветривала помещения, но у половины дома холодный стояк. Поставили в доме тепловой счетчик, чтобы меньше платить за отопление. Имеет ключ от помещения, в котором установлен счетчик, предоставляет доступ лицу, который снимает показания со счетчика. В теплопункте предусмотрены трубы Д=100, по рекомендации «Т…» сделали задвижку, чтобы не поступал такой объем воды, данный вентиль подкручивает. В доме стояки не отрегулированы, достаточно открыть на 4 деления и весь дом оттопится. Система отопления зашлакована, никем не промывалась с момента постройки.

Представитель ответчика ООО «М…» Васенина Е.В. в судебном заседании исковые требования о понуждении к регулировке внутридомовой системы отопления признала, в удовлетворении иных исковых требований просила отказать, пояснила, что с марта 2010 года обслуживают дом. Стояки и система отопления, обследование теплосистем в их зоне ответственности. Поставили дополнительные вентили. Установили в подвале 7 запорных вентилей, запорную арматуру, осталось установить 2 вентиля после отопительного сезона. К вентилям имеются доступ иные лица, с помощью вентилей можно регулировать теплопадачу. Собственники сами крутят вентиль, как считают нужным, поэтому возможно возникали проблемы по теплоснабжению. Из-за вентиля подача горячей воды шла неравномерно по системе отопления. Прибор теплоучета стоял при приемке дома. Оплата начислялась без участия ответчика в соответствии с показаниями теплового счетчика через РИВЦ «С…», платежи идут напрямую в «Т…». Когда холодает, поставщик увеличивает температуру подачи воды.

В судебном заседании 24.05.11. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП КХ «К…».

Представитель третьего лица МУП КХ «К…» Абдурахманов А.Х. в судебном заседании пояснил, что МУП КХ «К…» является ресурсопоставляющей организацией, обслуживание отопительной системы не производят. Им предоставляют копии паспортов готовности объекта в зимних условиях. Теплосчетчик относится к балансовой принадлежности управляющей компании. Неравномерное распределение тепла связано с неисправностью запорной арматуры, задвижек, зашлакованностью, отсутствием промывки системы отопления. Только управляющая компания может регулировать задвижки для регулировки подачи горячей воды. Из-за регулировки задвижки не может быть в разных квартирах разное тепло. Неравномерное распределение тепла из-за разрегулировки системы отопления. Разбалансировка не увеличивает потребление тепловой энергии домом. Установка прибора теплоучета не влияет на подачу тепла в доме. В случае холодов теплоподача увеличивается. За неполадки несет ответственность управляющая компания. Жильцы платят по показанию счетчика. Предписание является общим по всем домам, включает перечень ко всем домам, носит рекомендационный характер, перечень к конкретному дому – пишется от руки. Работы, указанные в их предписании, должны быть выполнены. По жалобам должно проводиться обследование системы отопления.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (ч.6 ст.1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.06. N 491

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 51 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.

Согласно ч. 10 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К… области от 12.04.11. (л.д. 29) собственниками кв.хх дома хх по ул. Ш… в г. К… является Буржинская К.А. (1/2 доля), Б. С.А. (1/2 доля).

Как следует из копии лицевого счета (л.д. 68), копии поквартирной карты (л.д. 69) в кв. хх п.хх д. хх по ул. Ш… в г. К… зарегистрированы: Буржинская К.А., Б. С.А., Б. А.С., Б. И.С.

Судом установлено, что управление многоквартирным домом по ул. Ш…, хх осуществляет ООО «М…».

15.02.2010г. между ООО «М…» и Буржинской К.А. заключен договор управления многоквартирным домом № ш 5/4 (л.д. 7-10) в течение срока действия настоящего договора управляющая компания по поручению собственника и за счет его средств обязана организовать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2.1.2), управляющая организация обязана в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, составить соответствующий акт для перерасчета платы за коммунальные услуги (п.2.1.5), рассматривать предложения, заявления и жалобы собственника, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков, в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков (п. 2.1.9). Размер платы и перечень обязательных работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме может быть изменен согласно п. 3.5.

В состав общего имущества многоквартирного дома входят: подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), внутридомовые инженерные коммуникации и оборудование для предоставления коммунальных услуг, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (л.д. 11).

В Перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам помещений в многоквартирном доме (л.д. 12) входит отопление.

В Перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по однотипным труппам (л.д. 13-14) входит: расконсервирование и консервация системы центрального отопления; ремонт, регулировка, промывка, испытание систем центрально отопления - по мере перехода к эксплуатации дома в осенне-зимний период.

Данные наименования услуг входят в размер платы за работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений (л.д. 14).

Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.03. N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности внутренних систем теплоснабжения (п. 2.6.2.). Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции) (п. 2.6.5.). Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке (п. 5.1.1.). Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности согласно п. 5.1.3.

Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам» утв. Постановлением Правительства РФ 23.05.06. N 307 датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Решением общего собрания собственников жилого дома по ул. Ш…, хх от 01.03.10. принято поручить распределение потребления тепловой энергии в жилом доме № хх по ул. Ш… по показаниям общедомового прибора учета между собственниками жилых помещений – управляющей компании «ООО М…». (л.д. 89).

Между Буржинской К.А. (заказчик) и ИП Д.С.Ю. (подрядчик) заключен договор по обслуживанию теплового счетчика (л.д. 94), по которому заказчик поручает производить ежемесячное снятие показаний счетчика узла учета тепловой энергии (УУТЭ) с предоставлением данных в МУП «К…» по объекту г. К…, ул. Ш…, хх.

ООО «М…» составлен акт первичного доступа в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д. 96).

15.04.10. ООО «М…» был составлен акт весеннего осмотра здания и готовности к зиме жилого дома по ул. Ш…, хх (л.д. 76), в котором указано, что техническое состояние основных конструкций элементов и инженерного оборудования в удовлетворительном состоянии.

Согласно акту ООО «М…» от 20.05.10. работниками управляющей компании ООО «М…» по адресу: ул. Ш…, хх выполнены следующие виды работ: произведена замена трубопровода O 57мм. – 6м/п, замена 2х отводов O 57мм, замена трубопровода O 32мм, на холодном трубопроводе – 1м.

Как следует из акта ООО «М…» от 20.06.10. работниками УК ООО «М…» согласно подготовки жилых домов к эксплуатации в зимний период по дому хх по ул. Ш…, выполнены следующие виды работ: установлены семь вентилей на стояках отопления, произвели замену 1-го радиатора отопления.

Из паспорта готовности объекта жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях от июля 2010г. (л.д. 75) в доме по ул. Ш…, хх был проведен ремонт инженерного оборудования, в т.ч.: центрального отопления: - радиаторов (ремонт/замена) – 1шт., трубопровода – 5п.м., запорной арматуры – 7шт.

04.02.11. Буржинская К.А. обратилась в ООО «М…» с заявлением (л.д. 5) в связи с установкой счетчика на тепло и оплатой сверх городского тарифа (в декабре – хх руб. с 1кв.м., в январе – хх руб. с 1кв.м.) просит отрегулировать подачу тепла по стоякам, в связи с тем, что в основном температура в квартирах составляет 26 градусов и выше (приходится открывать окна), а в угловых, некоторых квартирах в основном по адресу Ш…, хх температура составляет 14-15 градусов. Просит отрегулировать подачу тепла и температуру до нормы. Просит застеклить разбитые стекла и утеплить двери коридоров на балкон всех этажей. В связи со сложившейся ситуацией просит производить оплату за тепло по городскому тарифу.

Из сообщения Жилищной инспекции (службы) К… области от 21.03.11. (л.д. 15) следует, что согласно информации, представленной управляющей организацией ООО «М…» в межотопительный период планируется проведение работ по установке запорной арматуры на стояках в подвале жилого дома № хх по ул. Ш….

Представлено письмо ООО «М…» в адрес Жилищной инспекции К… области от 21.03.11. (л.д. 74) теплоснабжение дома осуществляется через теплопункт, расположенный в подъезде х. Установлен прибор учета с новой запорной арматурой. Подача тепла осуществляется последовательно с подъезда х, а затем в подъезд хх. На стояках системы отопления х отсутствует запорная арматура. При больших отрицательных температурах наружного воздуха происходит прогрев стояков дома х, а крайние стояки дома хх прогреваются слабо. Для нормализации в межотопительный период на стояки отопления дома х будет установлена запорная арматура для регулировки.

Согласно сообщению МУП КХ «К…» от 22.03.11. (л.д. 49-50) специалистами МУП «К…» проведено обследование внутридомовой системы отопления многоквартирного жилого дома в г. К…, ул. Ш…, хх. в ходе обследования установлено: внутридомовая система отопления нуждается в текущем ремонте, вследствие износа и зашлакованности трубопровода, отсутствия рабочей запорно-регулировочной арматуры внутридомовая система отопления разбалансирована, что является причиной неравномерного распределения теплоносителя. ООО «М…» уведомлено о необходимости ремонтно-профилактических мероприятий по внутридомовой системе отопления. В настоящее время данные работы не выполняются, т.к. в отопительный сезон слитие системы отопления недопустимо, за исключением аварийных ситуаций. Увеличение оплаты за теплопотребление в декабре 2010г. – январе 2011г. произошло в связи со значительным снижением температуры наружного воздуха, вследствие чего фактически увеличилось потребление тепловой энергии многоквартирным жилым домом по адресу г. К…, ул. Ш…, хх. Узел учета тепловой энергии дает экономию расходов за потребленную тепловую энергию, если провести подсчет в комплексе за весь отопительный сезон с октября по апрель.

В соответствии с сообщением Администрации М… района ГО «Город К…» от 18.03.11. (л.д. 51) теплоснабжение многоквартирного дома №хх по ул. Ш… осуществляется от районной котельной МУП «К…», расположенной на ул. Т…, хх. Для нормализации теплоснабжения многоквартирного дома управляющей компанией ООО «М…» в межотопительный период будут выполнены работы по подготовке к следующему отопительному сезону на внутридомовых сетях отопления с целью приведения их в нормативное состояние, на стояки будет установлена запорная арматура.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «М…» исковые требования о понуждении к регулировке внутридомовой системы отопления в доме признала.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В данном случае суд принимает признание иска ответчиком в части требований о понуждении к регулировке внутридомовой системы отопления в доме, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая, что внутридомовые системы должны обеспечивать равномерное распределение тепла в обогреваемом объекте – многоквартирном доме, суд обязывает ООО «М…» до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. произвести регулировку внутридомовой системы отопления в доме хх по ул. Ш… в г. К….

Согласно п. 15 «Условий изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C).

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Суду не представлен акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подтверждающий доводы истца о том, что с декабря 2010г. по февраль 2011 года температура воздуха в ее жилом помещении была ниже нормы.

Сама истица в судебном заседании пояснила, что в ее квартире в отопительный сезон было жарко.

В ходе судебного заседания установлено, что разрегулировка системы отопления не увеличивает потребления тепловой энергии домом, увеличение оплаты за теплопотребление в декабре 2010г. – феврале 2011г. произошло в связи со значительным снижением температуры наружного воздуха, вследствие чего фактически увеличилось потребление тепловой энергии многоквартирным жилым домом, относимых и допустимых доказательств несения истцом бремени оплаты излишних теплопотерь в ходе отопительного сезона суду не представлено.

Таким образом, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об оказании ответчиком услуг ненадлежащего качества, и совершения действий, повлекших причинение истице убытков, требования о понуждении к перерасчету потребленного тепла по городскому тарифу на сумму хх руб. удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Суду не представлено доказательств причинения ответчиком морального вреда истцу, нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца судом не установлено.

Таким образом, исковые требования Буржинской К.А. к ООО «М…» о взыскании компенсации морального вреда в сумме хх рублей также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Буржинской К.А. удовлетворить частично.

Обязать ООО «М…» до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. произвести регулировку внутридомовой системы отопления в доме хх по ул. Ш… в г. Калининграде.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Буржинской К.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Балтийский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 июня 2011 года.

Решение вступило в законную силу 01 июля 2011 года.

Судья: Н.В. Левченко