по иску прокурора гоода Балтийска в интересах неопределенного круга лиц к ОВД БГО об устранении нар



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Балтийск 14 июля 2010 года

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи ДУДЕНКОВА В.В.

при секретаре КАЗАКОВОЙ Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Балтийска в интересах неопределённого круга лиц к ОВД об устранении нарушений требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и о приостановлении эксплуатации нежилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Балтийска обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ОВД ... требуя признать незаконным бездействие в области соблюдения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обязать ответчика незамедлительно устранить нарушения путём приведения условий содержания и помещения изолятора временного содержания при ОВД (далее по тексту – "ИВС при ОВД"), расположенного по адресу: ..., ..., ..., в соответствие с требованиями законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также приостановить в целях предотвращения причинения вреда эксплуатацию помещения ИВС при ОВД, расположенного в подвальном помещении по адресу: ..., ..., ..., до полного устранения нарушений требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Заявленные требования обосновываются тем, что в результате проведённой прокурорской проверки выявлены факты нарушения ответчиком законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В частности, актом от 21.05.2010 г. зафиксировано, что в нарушение требований пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних в камере № 4 ИВС при ОВД отсутствует индивидуальное спальное место на лимит мест два человека; каждая из четырёх имеющихся камер не оборудована: столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками ночного освещения закрытого типа, приточной вентиляцией, детскими кроватями для содержания женщин с детьми. В нарушение пункта 43 Правил подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются в случае необходимости для индивидуального пользования бритвенными принадлежностями. В нарушение требований пункта 47 Правил в ИВС при ОВД отсутствует душ, из-за чего невозможно проводить санитарную обработку. В нарушение требований статей 16, 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктов 130, 132 Правил ИВС при ОВД не оборудован прогулочным двориком, притом что в камерах отсутствуют окна. В нарушение требований статьи 22 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пункта 42 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС при ОВД, обеспечиваются ежедневно не трёхразовым, а одноразовым горячим питанием. Кроме того, помещения ИВС при ОВД не отвечают требованиям пожарной безопасности. В нарушение пункта 6 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) в ИВС при ОВД не разработаны инструкции по мерам пожарной безопасности. В нарушение пункта 52 ППБ 01-03 дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из помещения. В нарушение пункта 6.9 СНиП 31-01-97 эвакуационный выход из помещения ИВС выполнен не обособленно. Нарушение ответчиком требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и норм пожарной безопасности ставит в незащищённое состояние личность и имущество как лиц, постоянно работающих в ИВС при ОВД, так и лиц, находящихся там временно в качестве подозреваемых и обвиняемых, то есть неопределённого круга лиц, и нарушает их конституционные права и свободы. Поскольку дальнейшая эксплуатация помещения ИВС при ОВД до устранения всех выявленных нарушений угрожает причинением вреда неопределённому кругу лиц, эксплуатация помещений ИВС при ОВД подлежит приостановлению.

В письменном заявлении от 05.07.2010 г. прокурор города Балтийска изменил свои первоначальные исковые требования и просил: 1) признать незаконным бездействие ОВД в области соблюдения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 2) обязать ОВД в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения путём приведения условий содержания, а также помещений ИВС при ОВД, расположенного по адресу: ..., ..., ..., в соответствие с требованиями Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, для чего выполнить следующие мероприятия: оборудовать в каждой из четырёх камер ИВС при ОВД окна для обеспечения естественного освещения, стол и скамейки по лимиту мест в камере, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, вешалку для верхней одежды, полку для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, кнопку для вызова дежурного, урну для мусора, светильники ночного освещения закрытого типа, приточную вентиляцию; детские кровати для женщин с детьми, электрические розетки; с учётом обеспечения нормы санитарной площади в размер 4 кв. м на одного человека в камере № 4 оборудовать одно индивидуальное спальное место исходя из лимита мест на двух человек; в помещении ИВС при ОВД оборудовать комнату для свиданий с защитником и иными лицами, комнату для производства обыска и досмотра, прогулочный двор со скамейками для сидения и навесом от дождя, санпропускник с дезкамерой, душ; принять меры по обеспечению подозреваемых и обвиняемых ежедневным бесплатным трёхразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; принять меры к обеспечению подозреваемых и обвиняемых в случае необходимости бритвенными принадлежностями для индивидуального пользования (безопасными бритвами либо станками одноразового пользования, электрическими или механическими бритвами); в соответствии с пунктом 6 ППБ 01-03 разработать инструкции по мерам пожарной безопасности; в соответствии с пунктом 52 ППБ 01-03 переоборудовать двери эвакуационного выхода из ИВС для открывания по направлению выхода из помещения. В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 31-01-97 оборудовать обособленно эвакуационный выход из помещения ИВС; 3) в целях предотвращения причинения вреда приостановить эксплуатацию помещения ИВС при ОВД, расположенного в помещении по адресу: ..., ..., ..., до полного устранения нарушений требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В судебном заседании помощник прокурора города Балтийска КРАМАРЕНКО Е.А. полностью поддержала исковые требования в изменённом виде и настаивала на их удовлетворении, указав, что длительное несоблюдение ответчиком требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел влечёт причинение физических и нравственных страданий лицам, содержащимся в ИВС при ОВД, нарушает их конституционные права, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью. В целях предотвращения дальнейшего нарушения прав подозреваемых и обвиняемых при их содержании в ИВС при ОВД и предотвращения причинения им какого-либо вреда эксплуатация всех помещений ИВС при ОВД должна быть приостановлена. Представитель ответчика – ОВД – ШЕВЧЕНКО Е.Н. предъявленный иск не признал полностью, сославшись на то, что в камерах №№ 1, 2, 3 ИВС при ОВД имеются индивидуальные спальные места. Содержащимся в ИВС при ОВД лицам выдаются постельные принадлежности (матрац, одеяла, подушки, постельное бельё). Ежемесячно производится дезинфекция камер и помещений ИВС при ОВД. В изоляторе имеется санузел, раковина и кран с горячей и холодной водой, бойлер, установлена вытяжная вентиляция. Камеры оборудованы электрическим освещением не менее 100 Вт. Спецконтингенту выдаются: столовая посуда на время приёма пищи (ложка, кружка, миска), мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок, бумага для гигиенических целей. Подозреваемым и обвиняемым ежедневно предоставляется трёхразовое бесплатное горячее питание, которое доставляется из ООО "Столовая Калининградгазавтоматика". В пищеблоке ИВС имеются микроволновая печь и электрочайник для дополнительного подогрева пищи, бачок с кипячёной водой, которая выдаётся в камеры ежедневно по потребности. В помещении ИВС при ОВД установлен радиоприёмник, имеются настольные игры, художественная литература и газеты. В ИВС при ОВД ведётся специальный журнал учёта жалоб, однако за последние два года ни одной жалобы на условия содержания от подозреваемых и обвиняемых не поступило. Не зафиксировано ни одного заболевания, полученного спецконтингентом при содержании в ИВС при ОВД. Подозреваемые и обвиняемые содержатся в ИВС при ОВД не более 2-3 суток в неделю. В целях улучшения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОВД руководством ОВД регулярно направляются ходатайства в администрацию БМР и УВД по Калининградской области о выделении денежных средств, необходимых для проведения ремонта в помещениях ИВС при ОВД. В июне 2009 года в адрес начальника тыла УВД по Калининградской области была направлена локальная смета для проведения капитального ремонта помещений ИВС при ОВД. Вина ОВД в бездействии отсутствует, поскольку были предприняты все зависящие от руководства ОВД меры по соблюдению требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Периодически в помещениях ИВС при ОВД выполняется косметический ремонт. В случае выделения бюджетных средств все выявленные нарушения могут быть устранены в разумный срок. Оснований для приостановления эксплуатации помещений ИВС при ОВД не имеется, поскольку никакой угрозы для жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых нет, жалобы на ненадлежащие условия содержания ими не подаются. Запрет эксплуатации помещений ИВС при ОВД в отсутствие конвойного помещения в Балтийском городском суде Калининградской области повлечёт ущемление прав подозреваемых и обвиняемых, значительно затруднит обеспечение сотрудниками ИВС при ОВД доставки спецконтингента для участия в следственных действиях и судебных процессах.

УВД по Калининградской области своего уполномоченного представителя в судебное заседание не прислало, хотя было извещено надлежащим образом. В письменном отзыве от 18.06.2010 г. л.д. 116) указало, что ИВС при ОВД расположен в здании довоенной постройки и не имеет должного набора помещений. Вспышек инфекционных и других заболеваний в 2009-2010 годах в ИВС при ОВД не зарегистрировано. В целях приведения ИВС при ОВД в соответствие с требованиями закона в 2009-2010 годах в адрес органов местного самоуправления Балтийского муниципального района неоднократно направлялись письма с предложениями выделить денежные средства на ремонт. Согласно конкурсной документации в 2010 году планируется израсходовать на ремонт помещений ИВС при ОВД 350000 рублей, за счёт которых выполнить следующие работы: оборудовать следственную комнату, отдельный санузел и душевую, комнату для подогрева пищи, установить новые двери на камеры, решётчатые металлические двери между блоками камер и другими помещениями, установить индивидуальные спальные места, заменить вентиляцию в помещениях изолятора, провести сантехнические работы. В ходе мониторинга, проводившегося совместно с представителем Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, жалоб на условия содержания в ИВС при ОВД от подозреваемых и обвиняемых не поступило.

Представитель Администрации, привлечённой к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, ШИПИЛОВА Ю.Ю. полагала возможным удовлетворить иск в случае установления вины ответчика в допущенных нарушениях.

Заслушав объяснения участников судебного разбирательства и изучив письменные доказательства, суд находит иск прокурора города Балтийска подлежащим частичному удовлетворению по следующим мотивам. В соответствии со статьёй 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью первой статьи 51 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав в числе прочего осуществляется путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Как следует из статьи 1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", этот закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу абзаца третьего части первой статьи 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

При рассмотрении дела судом установлено, что ИВС при ОВД является структурным подразделением милиции общественной безопасности, осуществляющим охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

ИВС при ОВД размещается в цокольном этаже нежилого здания, расположенного по адресу: ... ..., ..., ..., которое принадлежит на праве собственности МО "Муниципальный район" и предоставлено ОВД в аренду.

В состав помещений, занимаемых ИВС при ОВД, входят: камера № 1 площадью 4,6 кв. м, камера № 2 площадью 4,6 кв. м, камера № 3 площадью 5,8 кв. м, камера № 4 площадью 8,3 кв. м, комната для допросов площадью 3,1 кв. м, туалет площадью 1,3 кв. м, кладовая (комната для хранения вещей арестованных) площадью 2,4 кв. м, пищеблок (комната для подогрева пищи) площадью 3,4 кв. м, коридор площадью 11,9 кв. м и помещение для личного состава площадью 4,6 кв. м.

По условиям договора аренды нежилого помещения от 03.03.2009 г. № 6, ОВД как арендатор нежилых помещений для размещения служб обязан соблюдать в арендуемых помещениях требования органов, осуществляющий пожарный надзор, отраслевые правила и нормы, установленные для организаций данного вида деятельности.

Все эти обстоятельства наряду с объяснениями представителя ответчика объективно подтверждаются письменными доказательствами: Положением об ИВС при ОВД л.д. 9-11), техническим паспортом ИВС при ОВД от 12.01.2010 г. л.д. 12-14), актом комиссионного обследования от 16.03.2010 г. л.д. 15-16), актом осмотра от 21.05.2010 г. и фототаблицей к нему л.д. 45-61), техническим паспортом нежилого здания л.д. 68-82), договором аренды от 03.03.2009 г. № 6 л.д. 122-123, 144-146), приёмо-сдаточным актом от 03.03.2009 г. л.д. 124, 147), выпиской из реестра собственности МО "Муниципальный район" от 13.06.2010 г. № 335 л.д. 142).

В соответствии со статьёй 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно статье 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу части первой статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (часть вторая статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее по тексту – "Правила").

Согласно пунктам 9, 11 части первой статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Частью первой статьи 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии со статьёй 22 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ.

В силу пункта 14 Правил в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии – в санпропускнике (бане) общего пользования населённого пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

Как следует из пункта 42 Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трёхразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ.

Согласно пункту 43 Правил бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.

В соответствии с пунктом 45 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В силу пункта 47 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Пунктом 130 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние – не менее двух часов, а водворённые в карцер – один час.

В соответствии с пунктом 132 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждёнными Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313.

Согласно пункту 6 ППБ 01-03 на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.).

В силу пункта 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с этими правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. № 18-7 приняты и введены в действие с 01.01.1998 г. государственные строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений” (с Изменениями № 1 и № 2, принятыми и введенными в действие постановлениями Госстроя России от 03.06.1999 г. № 41 и от 19.07.2002 г. № 90 соответственно), которыми установлены общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 21-01-97 выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.

Акт осмотра от 21.05.2010 г. и фототаблица к нему л.д. 45-61) подтверждают, что при эксплуатации помещений ИВС при ОВД, расположенных по адресу: ..., ..., ..., ответчиком не соблюдаются в полной мере требования законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В частности, в каждой из четырёх камер отсутствуют окна для обеспечения естественного освещения, стол и скамейки по лимиту мест в камере, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, кнопка для вызова дежурного, урна для мусора, светильники ночного освещения закрытого типа, приточная вентиляция; детские кровати для женщин с детьми и электрические розетки. В камере № 4 отсутствует второе индивидуальное спальное место исходя из лимита мест на двух человек. В ИВС при ОВД не имеется комнаты для свиданий с защитником и иными лицами, прогулочного дворика, санпропускника с дезкамерой и душа. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются горячим питанием один раз в день. Бритвенных принадлежностей (безопасных бритв либо станков одноразового пользования, электрических или механических бритв) нет.

По сведениям, содержащимся в акте от 21.05.2010 г. л.д. 62), в результате проведённого комиссионного обследования в ИВС при ОВД выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: отсутствие инструкций по мерам пожарной безопасности; открывание двери эвакуационного выхода не по направлению выхода из помещения; необособленность эвакуационного выхода.

В ходе разбирательства дела судом установлено, что до настоящего времени ОВД не устранил в полном объёме вышеуказанные нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений ИВС при ОВД, расположенных по адресу: ..., ..., ....

Подобное бездействие ОВД не соответствует положениям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и является виновным.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ОВД обязанности по выполнению мероприятий, направленных на приведение условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также помещений ИВС при ОВД в соответствие с требованиями законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

При этом суд считает целесообразным и достаточным определить следующий перечень мероприятий, подлежащих выполнению ответчиком:

- оборудование каждого из помещений камер № 1, № 2, № 3 и № 4 с учётом обеспечения нормы санитарной площади в размере 4 кв. м на одного человека и лимита мест столом и скамейками, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками ночного освещения закрытого типа, приточной вентиляцией;

- оборудование дополнительно одного индивидуального спального места в камере № 4 с учётом обеспечения нормы санитарной площади в размере 4 кв. м на одного человека и лимита мест на двух человек;

- оборудование прогулочного двора со скамейками для сидения и навесом от дождя;

- оборудование санпропускника с дезинфекционной камерой и душем;

- обеспечение подозреваемых и обвиняемых ежедневным бесплатным трёхразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ;

- обеспечение выдачи подозреваемым и обвиняемым в случае необходимости бритвенных принадлежностей для индивидуального пользования (безопасных бритв либо станков одноразового пользования, электрических или механических бритв);

- разработка инструкций по мерам пожарной безопасности;

- устройство обособленного эвакуационного выхода из помещений ИВС при ОВД;

- установка двери эвакуационного выхода, открывающейся по направлению выхода из помещения.

Вместе с тем, ввиду нахождения помещений камер ИВС при ОВД в цокольном этаже здания довоенной постройки устройство в них оконных проёмов объективно невозможно.

Площадь помещений камер ИВС при ОВД недостаточна для оборудования в них санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности и кранов с водопроводной водой, а также для размещения там детских кроватей.

Для отправления естественных надобностей и выполнения гигиенических процедур подозреваемыми и обвиняемыми ответчик использует общее для всех камер помещение санитарного узла, в котором имеются унитаз, раковина, бойлер, холодное и горячее водоснабжение.

Набор помещений, используемых для размещения ИВС при ОВД, не позволяет дополнительно оборудовать комнату для свиданий с защитником и иными лицами, а также комнату для производства обыска и досмотра. Несмотря на это в указанных целях ответчиком может использоваться помещение комнаты для допросов.

Обязательное наличие электрических розеток в камерах изоляторов временного содержания действующим законодательством не предусмотрено.

В силу части второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика лично совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.Принимая во внимание виды, объёмы и специфику подлежащих выполнению мероприятий, размеры временных и материальных затрат на соблюдение обязательных процедур, учитывая источник финансирования и имущественное положение ответчика, исходя из требования разумности, суд, соглашаясь с истцом, полагает целесообразным установить ОВД для исполнения решения срок в один год с момента вступления настоящего решения в законную силу.Что касается требования о приостановлении эксплуатации помещений ИВС при ОВД, то суд не находит оснований для его удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Между тем истцом не представлены и в материалах дела отсутствуют допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие наличие реальной опасности причинения вреда личности и имуществу граждан в случае дальнейшей эксплуатации ответчиком помещений ИВС при ОВД.В судебном заседании установлено, что в 2009-2010 годах от подозреваемых и обвиняемых, содержавшихся в ИВС при ОВД, жалоб на ненадлежащие условия содержания не поступало. В ИВС при ОВД одновременно содержится под стражей не более трёх подозреваемых и обвиняемых. Срок пребывания указанных лиц в ИВС при ОВД составляет в среднем 1-3 суток в неделю, но не более 10 суток в месяц. В настоящее время на территории МО "Муниципальный район" ИВС при ОВД является единственным местом временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых при их доставке для участия в следственных действиях и в судебных заседаниях.Выполнение ответчиком мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возможно без запрещения эксплуатации помещений ИВС при ОВД. Таким образом, оснований для приостановления эксплуатации помещений ИВС при ОВД, арендуемых ответчиком, суд не усматривает.Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 103, 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Балтийска в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОВД, выразившееся в несоблюдении требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при эксплуатации нежилых помещений изолятора временного содержания, расположенных по адресу: ...

Обязать ОВД в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также помещения изолятора временного содержания расположенные по адресу: ..., ..., ..., в соответствие с требованиями Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, для чего выполнить следующие мероприятия:

- с учётом обеспечения нормы санитарной площади в размере 4 кв. м на одного человека оборудовать каждое из помещений камер № 1, № 2, № 3 и № 4 в зависимости от лимита мест столом и скамейками, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками ночного освещения закрытого типа, приточной вентиляцией;

- с учётом обеспечения нормы санитарной площади в размере 4 кв. м на одного человека дополнительно оборудовать в камере № 4 одно индивидуальное спальное место исходя из лимита мест на двух человек;

- оборудовать прогулочный двор со скамейками для сидения и навесом от дождя;

- оборудовать санпропускник с дезинфекционной камерой и душем;

- обеспечивать подозреваемых и обвиняемых ежедневным бесплатным трёхразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации;

- в случае необходимости обеспечивать выдачу подозреваемым и обвиняемым бритвенных принадлежностей для индивидуального пользования (безопасных бритв либо станков одноразового пользования, электрических или механических бритв);

- разработать инструкции по мерам пожарной безопасности;

- устроить обособленный эвакуационный выход из помещений изолятора временного содержания;

- установить дверь эвакуационного выхода, открывающуюся по направлению выхода из помещения.

В остальной части иска прокурору города Балтийска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2010 года на десяти страницах при помощи персонального компьютера.

Судья – подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области ДУДЕНКОВ В.В.