Гр. дело №2-2/2012 о взыскании ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012 года Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шакирова Р.Г.,

при секретаре Габдулхаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО « Нуринер» к Самигуллину И.Р. о взыскании ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей,

у с т а н о в и л:

ООО « Нуринер» обратилось в суд с иском к Самигуллину И.Р. о взыскании ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, по следующим основаниям. Самигуллин И.Р. работал в ООО «Нуринер» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности <данные изъяты>. С ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о полной материальной ответственности. В соответствии с актом от декабря 2009 года ответчику были вверены автомобили и трактора, принадлежащие ООО « Нуринер». Проведенной ДД.ММ.ГГГГ комиссией ООО « Нуринер» выявлена недостача следующих узлов и агрегатов автомобиля <данные изъяты>: <данные изъяты>, общей стоимостью 51 000 рублей. Ответчик добровольно возместить причиненный ущерб отказался. Поэтому истец просит взыскать с ответчика указанную сумму денег.

Представитель истца в суд не явился и в телефонограмме просит рассмотреть дело без его участия.

Ответчик иск не признал, пояснив, что данный автомобиль в 2008 году был списан и поэтому он ответственности за него не отвечает. Кроме того, запасные части указанного автомобиля были использованы для ремонта другой техники ООО « Нуринер».

Суд, выслушав ответчика свидетеля, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В данном случае установлено, что Самигуллин И.Р. работал в ООО «Нуринер» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности <данные изъяты>. С ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о полной материальной ответственности. В соответствии с актом от декабря 2009 года ответчику были вверены автомобили и трактора, принадлежащие ООО « Нуринер». Проведенной ДД.ММ.ГГГГ комиссией ООО « Нуринер» выявлена недостача следующих узлов и агрегатов автомобиля <данные изъяты>: <данные изъяты>, общей стоимостью 51 000 рублей.

Согласно ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

В статье 243 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность, в частности, в соответствии с пунктом 2 части первой указанной нормы таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Согласно статьи 244 Трудового кодекса Российской Федерации письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, трудовое законодательство предусматривает конкретные требования, при выполнении которых работодатель может заключить с отдельным работником письменный договор о полной материальной ответственности, перечень должностей и работ, при выполнении которых могут заключаться такие договоры, взаимные права и обязанности работника и работодателя по обеспечению сохранности материальных ценностей, переданных ему под отчет.

Поскольку в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.12.2002 N 85, должность, занимаемая ответчиком, равно как и работа, выполняемая им, не включены, ответчик подлежит освобождению от полной материальной ответственности.

Из показаний свидетеля ФИО4 установлено, что в 2006 году на его трактор был поставлен гидроцилиндр от автомобиля <данные изъяты>, а в 2010 году головка двигателя Д-240 от данного автомобиля.

Из справки ОГИБДД <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный автомобиль снят с регистрационного учета ( списан).

Из должностной инструкции главного инженера установлено, что он отвечает за организацию хранения техники, а не само хранение. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о виновном причинении Самигуллиным И.Р. ущерба ООО « Нуринер», суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд вины Самигуллина И.Р. в выявленной недостаче узлов автомобиля <данные изъяты> не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска ООО « Нуринер» о взыскании с Самигуллина И.Р. ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, отказать.

Взыскать с ООО « Нуринер» в пользу ФБУ <данные изъяты> расходы на проведение экспертизы в сумме 6 702,40 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий: