Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2012 года Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нуруллина И.М.,
с участием прокурора Балтасинского района РТ Абитова З.М.,
при секретаре Бариевой Г.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балтасинского района РТ к обществу с ограниченной ответственностью «Арбор» о признании бездействия незаконным и обязании представления сведений о негативном воздействии на окружающую среду,
у с т а н о в и л:
прокурор Балтасинского района РТ обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту «ООО») «Арбор» о признании бездействия незаконным и обязании представления сведений о негативном воздействии на окружающую среду по следующим основаниям.
Прокуратурой Балтасинского района РТ проведена проверка предоставления сведений и своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Балтасинского муниципального района Республики Татарстан. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Арбор» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ ливневым и талым стоком, размещением отходов. Однако, сведения и форму расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ не представил, оплату за негативное воздействие на окружающую среду не произвел. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долг ООО «Арбор» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду составляет в сумме <данные изъяты> рублей.
Поэтому прокурор просит признать бездействие ООО «Арбор» по не предоставлению сведений в установленные законом сроки о негативном воздействии на окружающую среду незаконным и обязать ответчика представить сведения о негативном воздействии на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ за ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания прокурор свои требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что их организация негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, поскольку занимается производством сельхозпродукции.
Третье лицо – территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ, будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона « Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качеств окружающей среды.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст.1 указанного закона).
Обязанность внесения платы за загрязнение окружающей среды возникает по факту загрязнения независимо от вины причинителя вреда.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен « Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992г.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Ростехнодзор) от 05.04.2007 № 204. Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
В соответствии с установленным порядком расчет платы представляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия непосредственно плательщиком либо через уполномоченного представителя или направляется по почте.
Обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнодзора от 02.08.2005г. №545 «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 24.11.2005г. №867 « О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и (или) передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
Согласно постановлению Правительства РФ №401 от 30 июля 2004 года нормативное регулирование по вопросам взимания платы возложено также на вышеуказанную Федеральную службу.
Невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает порядок формирования и использования бюджетов трех уровней – Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования. В частности, указанные средства не могут быть использованы на финансирование экологических программ и мероприятий, обеспечение экологической безопасности государства, Республики Татарстан и Балтасинского муниципального района. При этом неизбежно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что согласно сводной таблице начислений и поступлений экологических платежей по предприятиям Балтасинского района за 2011 год ООО «Арбор» поставлено на учет как плательщик данных платежей. По состоянию на 01 января 2012 года ООО «Арбор» не сдало отчет и имеет задолженность по уплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты> рубля. Данное обстоятельство также подтверждается объяснительной главного бухгалтера ООО «Арбор» ФИО4
Как видно из Устава и показаний руководителя ООО «Арбор» общество занимается сельскохозяйственной деятельностью и использует для этих целей транспортные средства, которые работают на бензине, дизельном топливе и тем самым оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать бездействие ООО «Арбор» по непредставлению сведений в установленные законом сроки о негативном воздействии на окружающую среду незаконным.
Обязать ООО «Арбор» предоставить сведения о негативном воздействии на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ за 4 квартала 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий: