Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2012 года Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шакирова Р.Г.,
с участием прокурора района Шарифуллина Ф.Г.,
при секретаре Сагитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балтасинского района РТ к отделу МВД России по Балтасинскому району РТ о приостановлении эксплуатации изолятора временного содержания до строительства нового здания, устранения нарушений требований СанПин,
у с т а н о в и л:
Прокурор Балтасинского района РТ обратился в суд с иском к отделу МВД России по Балтасинскому району РТ (далее по тексту Отделу) о возложении обязанности построить прогулочный двор в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее по тексту ИВС) по следующим основаниям. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в Отделе отсутствует прогулочный двор, что является нарушением п.п. 130-132 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министра внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ года за №. Поэтому прокурор просит обязать Отдел построить прогулочный двор в соответствии с требования указанных Правил.
В ходе судебного заседания прокурор свои требования изменил и просит приостановить эксплуатацию ИВС до строительства нового здания ИВС вне подвального помещения и устранения нарушения требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03. В обосновании своих требований прокурор указал, что в нарушении требований п.п. 130-132 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в Отделе отсутствует прогулочный двор. Также в нарушении требований п.п. 139-140 указанных Правил отсутствует специально-оборудованное для свиданий помещение. Кроме того, ИВС расположен в подвальном помещении, что является нарушением п. 14.10 <данные изъяты> МВД РФ. Также в ИВС отсутствует естественное освещение, что является нарушением п.п. 1.3, 1.4 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03. Поэтому просит приостановить эксплуатацию ИВС до строительства нового здания ИВС, устранения нарушений требований указанных СанПин.
Представитель Отдела иск не признал и пояснил следующее. Здание Отдела введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ году. Действительно, ИВС расположен в подвальном помещении, где нет естественного освещения. Однако ИВС оборудован искусственным освещением в соответствии с действующими Правилами. Специально оборудованное для свиданий помещение в ИВС отсутствует, свидания с подозреваемыми и обвиняемыми проходят в комнате следователя, расположенном в ИВС, которая оборудована ограждающим барьером и камерой видеонаблюдения. Для выделения отдельной комнаты для свиданий не позволяют конструктивные особенности здания Отдела. Кроме того, в июне 2012 года были выделены денежные средства на приобретение препаратов для оказания первой медицинской помощи, которые в настоящее время приведены в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ года за №. Также согласно п.130 Приказа МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года подозреваемые и обвиняемые в ИВС Отдела более 10 суток в течение календарного месяца не содержатся, а отправляются в следственные изоляторы, где имеются соответствующие условия. Для оказания неотложной медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС Отдела, составлен договор с Балтасинской ЦРБ. Для стационарного лечения указанных лиц в хирургическом отделении имеется специальная палата, оборудованная в соответствии с Приказом МВД РФ №. Стационарное лечение проводится по заявке оперативного дежурного ОВД или дежурного ИВС и заключения врача скорой медицинской помощи. Кроме того, в июне 2012 года МВД РТ были выделены денежные средства, после чего выявленные прокуратурой района недостатки по прогулочному двору были устранены. На момент рассмотрения дела прогулочный двор построен. Пункт 14.10 <данные изъяты> МВД РФ, на который ссылается прокурор, не предусматривает обязательного размещения ИВС вне подвального помещения. Данный пункт носит рекомендательный характер, указывая, что «помещение ИВС, как правило, размещается в отдельно стоящих зданиях». Данная Инструкция введена в действие протоколом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ года и одобрен письмом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ года, а ИВС введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Нарушения, на которые указывает прокурор в исковом заявлении, не создают реальной угрозы жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых. Поэтому представитель Отдела просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 9 вышеуказанного ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Внутренний распорядок в ИВС регламентируется Правилами внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом Министра внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ года за №.
Согласно п. 45 указанных Правил камеры ИВС оборудуются … приточной и/или вытяжной вентиляцией …
Таким образом, доводы прокурора о том, что в ИВС Отдела отсутствует втяжная вентиляция не основаны на законе.
Согласно п.п. 130-132 указанных Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой не менее 1 часа, несовершеннолетние не менее 2 часов, а водворенные в карцер – 1 час.
Из акта, представленного представителем ответчика установлено, что прогулочный двор Отдела на момент рассмотрения данного иска оборудован. Доказательств, свидетельствующих об обратном, прокурором суду не представлено.
Согласно п.п. 139-140, указанных Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами проводятся в специально оборудованных для этих целей помещениях.
Представитель Отдела в судебном заседании показал, что свидания подозреваемых и обвиняемых проходят в комнате следователя ИВС под контролем сотрудников ИВС.
В судебном заседании прокурор каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении прав подозреваемых и обвиняемых при проведении свиданий в комнате следователя, суду не представил.
Согласно п. 2.1.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Представитель Отдела показал, что ИВС не имеет естественного освещения, но оборудован искусственным освещением в соответствии с указанными СанПин.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении прав подозреваемых и обвиняемых в связи с отсутствием естественного освещения в ИВС Отдела, прокурор суду не представил.
Согласно п.14.10 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ (<данные изъяты>), введенной в действие протоколом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ года, помещение ИВС, как правило, размещаются в отдельно стоящих зданиях.
Из смысла указанного нормативного акта следует, что данное требование носит рекомендательный характер, а не обязательный. До введения указанной Инструкции здание Отдела ИВС было введено в эксплуатацию.
Кроме того, из письма МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, строительство ИВС Отдела включено в <данные изъяты> на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденный Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд оснований для приостановления деятельности ИВС не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска прокурора Балтасинского района РТ к отделу МВД России по Балтасинскому району РТ о приостановлении эксплуатации изолятора временного содержания до строительства нового здания вне подвального помещения и устранения нарушений требований СанПин – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий: