Дело № 2-382-2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июля 2010 года п.Балезино
Балезинский районный суд Удмуртской Республики
в составе: председательствующего судьи Касимова Р.Г.,
при секретаре Яковлевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касимова К.Ш. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Балезинском районе о восстановлении нарушенных пенсионных прав,
установила:
Касимов К.Ш. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Балезинском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ответчиком неправомерно исключен из его педагогического стажа период службы в рядах Советской Армии с <***> по <***>. На дату обращения к ответчику с соответствующим заявлением, <***>, его специальный стаж составил более 25 лет.
Истец просит включить указанный период службы в стаж педагогической деятельности из расчета один день военной службы за два дня работы, согласно Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также просит обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию с <***>.
В судебном заседании Касимов К.Ш. иск поддержал.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Балезинском районе в суд не явился, направив возражение на иск, с просьбой отказать в исковых требованиях. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации МО «Балезинский район» Черенёва Л.В. считает требования истца обоснованными.
Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска частично по следующим основаниям.
<***> истец обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Балезинском районе от <***> <***> Касимову К.Ш. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду того, что на дату его обращения общая продолжительность льготного стажа составила 21 год 08 месяцев 05 дней; время службы в рядах Советской Армии в льготный стаж не включено.
Согласно трудовой книжке, Касимов К.Ш. работает <***> в муниципальном образовательном учреждении <***> с <***> по настоящее время.
В трудовой книжке истца также имеется запись о его службе в рядах Советской Армии в период с <***> до <***>.
Истец Касимов К.Ш. просит зачесть в педагогический стаж период военной службы по призыву с <***> по <***> - по день увольнения с военной службы (сведения из военного билета истца).
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ответчик считает, что в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу в 1993 году, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.
Кроме того, ответчик в своём возражении на иск указал, что согласно Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, служба в Вооруженных силах СССР зачету в специальный стаж работы не подлежит; поэтому в иске следует отказать.
Между тем, данные доводами являются несостоятельными.
Так, Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до <***>, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, требование истца о включении в стаж педагогической деятельности период его службы в рядах Советской Армии подлежит удовлетворению.
Истец также просит обязать ответчика включить в льготный стаж работы службу в армии из расчета один день военной службы за два дня работы. Однако данное требование подлежит удовлетворению частично.
Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В абзаце 2 пункта 3 статьи 10 названного Закона указано, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
Из изложенного следует, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Между тем, в материалах дела нет сведений о прохождении истцом службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья (служба в боевых условиях и т.п.), которые следует засчитывать как один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, учитывая правила Федерального закона "О статусе военнослужащих», а также вышеуказанное Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в период военной службы истца и не имевший указаний на исчисление льготного стажа как один день службы за два дня работы, Касимову К.Ш. необходимо включить в льготный педагогический стаж период военной службы по призыву в <***> годах из расчета один день военной службы за один день работы в календарном исчислении.
Соответственно не подлежит зачету в льготный стаж истца период военной службы из расчета один день военной службы за два дня работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Касимова К.Ш. удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Балезинском районе включить в стаж педагогической деятельности Касимова К.Ш. период службы в рядах Советской Армии с <***> по <***> из расчета один день военной службы за один день работы в календарном исчислении.
В удовлетворении исковых требований Касимова К.Ш. о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано через Балезинский районный суд в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2010 года.
Председательствующий - судья Касимов Р.Г.: