Дело № 12-14-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Пос.Балезино25 апреля 2011 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Тутыниной И.Г.
При секретаре Яковлевой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Анисимовой Н.В., <***> по ее жалобе на постановление государственного инспектора Балезинского, Дебесского и Кезского районов по пожарному надзору старшего лейтенанта внутренней службы Корепанова В.Н. (далее по тексту: государственный инспектор Корепанов В.Н.)
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Корепанова В.Н. от 28 марта 2011 года Анисимова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Из постановления следует, что Анисимова Н.В., являющаяся главой муниципального образования «Андрейшурское» (далее по тексту: глава МО «Андрейшурское»), не обеспечила своевременное выполнение требований пожарной безопасности, в связи с чем, нарушила требования Правил пожарной безопасности ППБ-01-03, утвержденных приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. (далее по тексту: Правила пожарной безопасности), Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г., Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральный закон ФЗ № 123 от 05 июля 2008 г., НПБ 160-97, а именно:
Меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы приняты не в полной мере:
Населенные пункты муниципального образования: ст.Зилай, д.Верх-Туга, не обеспечены переносными мотопомпами для целей пожаротушения; ст.Зилай, д.Верх-Туга не укомплектованы пожарно-техническим вооружением.
Не в полной мере приняты меры по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях
Возле пожарного резервуара с.Андрейшур, а также по направлению движения, имеющиеся указатели выполнены не объемные, со светильником или плоские, без использования светоотражающих покрытий.
Не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к деревне Верх-Туга.
Не выполнены мероприятия по недопущению переброса огня на населенные пункты, расположенные вблизи лесных массивов, не созданы противопожарные разрывы и минерализованные полосы: с.Андрейшур, д.Люк, ст.Зилай, д.Верх-Туга.
Анисимова Н.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, обосновывая тем, что ее вины, как должностного лица, в нарушениях правил пожарной безопасности, нет. Бюджет муниципального образования «Андрейшурское» принимается в форме решения Советом депутатов муниципального образования «Андрейшурское». В соответствии с бюджетом МО «Андрейшурское» на 2011 год, в расходной части, предусмотрены денежные средства в размере 500 рублей, приобретение пожарно-технического вооружения, пожарных передвижных мотопомп будет производиться за счет средств субсидий из бюджета Удмуртской Республики. Указанное имущество будет приобретаться путем заключения договоров, в которых покупателем будет являться Администрация МО «Андрейшурское».
Возле пожарного резервуара с.Андрейшур, соответствующие знаки имеются. По причине дефицита бюджета отсутствует возможность исполнить все требования по пожарной безопасности.
В д. Верх-Туга проживает один человек. Проезд к д.Верх-Туга имеется со стороны дороги Балезино-Игра. Содержать вторую дорогу к указанному населенному пункту от с.Андрейшур, протяженностью 17 километров, не целесообразно.
Лес не находится в муниципальной собственности поселения. Соответствующее письмо 10 сентября 2010 года было направлено в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики и после вырубки леса будет дополнительно произведена опашка в целях создания противопожарных разрывов около указанных в постановлении от 28 марта 2011 года населенных пунктов.
В суде Анисимова Н.В. свою жалобу поддержала. Объяснила, что переносные мотопомпы с пожарно-техническим вооружением планируется приобрести в текущем году. Из-за того, что в деревне Верх-Туга проживает один человек, нет необходимости обеспечивать деревню переносной мотопомпой и содержать дорогу.
Поскольку были предписания пожарного надзора, в первоочередном порядке ранее занимались созданием водоемов. Из-за того, что в бюджете для обеспечения пожарной безопасности заложено 500 рублей, указатели к водоемам изготовили на металлических листах, они объемные, хорошо видны, но не светятся.
Чтобы создать противопожарные разрывы, надо вырубить лес. Ожидается разрешение Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики на вырубку леса и после вырубки будут созданы противопожарные разрывы и минерализованные полосы.
Считает, что ее вины в нарушении правил пожарной безопасности нет, поэтому просит обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить.
Государственный инспектор Корепанов В.Н. с жалобой Анисимовой Н.В. не согласен. Возражения мотивировал тем, что проверки по соблюдению правил пожарной безопасности в МО «Андрейшурское» проводились и ранее, выявленные нарушения частично устранены. В результате проверки 28 марта 2011 года установлено, что переносных мотопомп и пожарно-технического вооружения в населенных пунктах, указанных в постановлении, нет.
Указатели к пожарному резервуару имеются, но не соответствуют ГОСТу. Лесные насаждения в с.Андрейшур, д.Люк, на ст.Зилай, в д. Верх-Туга находятся вблизи населенных пунктов, в пяти метрах от домов, необходимы противопожарные разрывы и создание минерализованных полос.
Выслушав объяснения Анисимовой Н.В., государственного инспектора Корепанова В.Н., исследовав и учитывая представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Анисимовой Н.В. по следующим основаниям.
Согласно п.9 ст.14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, что также предусмотрено пунктом 9 статьи 7 Устава МО «Андрейшурское».
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся:
организация условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожара и противопожарным инвентарем;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Из Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее по тексту: Правила) следует, что федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности»: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (пункт 11).
Пункт 90 Правил предусматривает, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражющих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Из пункта 31 тех же Правил следует, что сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.
Согласно п.112 Правил, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другое).
Изложенные в постановлении государственного инспектора Корепанова В.Н. нарушения правил пожарной безопасности нашли свое подтверждение в суде, обоснованно указано, что Анисимова Н.В., как должностное лицо, нарушила требования Правил пожарной безопасности и указанные в постановлении законы, поскольку выявленные нарушения пожарной безопасности, которые отражены в постановлении, относятся к первичным мерам пожарной безопасности и главой МО «Андрейшурское» Анисимовой Н.В. они не обеспечены. Доводы Анисимовой Н.В. о том, что приобретение и обеспечение населенных пунктов переносными мотопомпами планируется в текущем году, указатели к пожарному резервуару имеются, но не светящиеся, для создания противопожраных разрывов ожидается разрешение на вырубку леса, не могут являться основанием отмены или изменения обжалуемого постановления, поскольку на момент проведения проверки нарушения правил пожарной безопасности имели место.
Отсутствие необходимых средств в бюджете МО «Андрейшурское» на финансирование мероприятий по первичной пожарной безопасности не является основанием освобождения Анисимовой Н.В. от административной ответственности и отмены обжалуемого ею постановления.
В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суду представлены достаточные доказательства того, что в нарушении правил пожарной безопасности, которые выявлены при проверке 28 марта 2011 года в МО «Андрейшурское», имеется вина главы МО «Андрейшурское» Анисимовой Н.В., имеет место бездействие по отношению к выполнению необходимых правил пожарной безопасности.
Правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.4. КоАП РФ, признаются общественно опасными уже самим фактом нарушений требований пожарной безопасности. Они считаются оконченными с начала противоправного деяния, не требуется в качестве обязательного признака наступление общественно опасного последствия в виде возникшего пожара или причинение вреда здоровью человека.
Оснований для прекращения дела об административном правонарушении по основаниям ст.2.9. КоАП РФ, нет. Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5. КоАП РФ, не имеется.
Наказание Анисимовой Н.В. назначено в пределах санкции ч.1 ст.20.4. КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.7., 30.8. КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Балезинского, Дебесского и Кезского районов по пожарному надзору старшего лейтенанта внутренней службы Корепанова В.Н. от 28 марта 2011 года о признании Анисимовой Н.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, жалобу Анисимовой Н.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий:И.Г.Тутынина