Дело № 12-17-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Пос.Балезино21 апреля 2011 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Тутыниной И.Г.
При секретаре Королевой О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Князевой Н.Г., <***> по ее жалобе на постановление главного государственного инспектора Балезинского, Дебесского и Кезского районов по пожарному надзору подполковника внутренней службы Сунцова А.А. (далее по тексту: главный государственный инспектор Сунцов А.А.),
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора Сунцова А.А. от 04 апреля 2011 года Князева Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Из постановления следует, что Князева Н.Г., являющаяся главой муниципального образования «Исаковское» (далее по тексту: глава МО «Исаковское»), не обеспечила своевременное выполнение требований пожарной безопасности, в связи с чем, нарушила требования Правил пожарной безопасности ППБ-01-03, утвержденных приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. (далее по тексту: Правила пожарной безопасности), Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г., Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральный закон № 123-ФЗ от 05 июля 2008г., а именно:
Меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы приняты не в полной мере:
Не создана муниципальная пожарная охрана.
Деревни Исаково и Ушур не обеспечены прицепными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, не укомплектованы пожарно-техническим вооружением.
Не выполнены мероприятия по недопущению переброса огня на населенные пункты, расположенные вблизи лесных массивов, не созданы противопожарные разрывы и минерализованные полосы: д.Ушур.
Не приняты меры по организации стимулирования участия граждан в добровольной пожарной охране, в том числе, в борьбе с пожарами.
В населенных пунктах д.Исаково, д.Ушур, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).
Князева Н.Г. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что в соответствии со ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений имеют право (но не обязаны) создавать муниципальную пожарную охрану.
Бюджет муниципального образования «Исаковское» принимается в форме решения Советом депутатов муниципального образования «Исаковское». В соответствии с бюджетом МО «Исаковское» на 2011 год, в расходной части, предусмотрены денежные средства в размере 500 рублей, приобретение пожарно-технического вооружения, пожарных передвижных мотопомп будет производиться в 2011 году за счет средств субсидий из бюджета Удмуртской Республики. Указанное имущество будет приобретаться на основании договора, одной из сторон которого будет являться исполнительный орган местного самоуправления – Администрация МО «Исаковское».
Лес не находится в муниципальной собственности поселения. В 2010 году, соответствующее письмо было направлено в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики и после вырубки леса будет дополнительно произведена опашка в целях создания противопожарных разрывов около д.Ушур. Кроме того, на настоящий момент в Удмуртской Республике отсутствуют акты, регламентирующие порядок создания противопожарных разрывов.
На территории поселения осуществляется противопожарная агитация, информация о противопожарной обстановке доводится до сведения жителей, в т.ч. на сходах граждан.
Возле гидрантов и водоемов д.Исаково и д.Ушур, соответствующие знаки имеются. По причине дефицита бюджета отсутствует возможность исполнить все требования по пожарной безопасности.
Считает, что ее вина, как должностного лица, в нарушениях правил пожарной безопасности отсутствует. Согласно ст.30 Устава МО «Исаковское», выполнение требований по первичным мерам пожарной безопасности не относится к полномочиям Главы муниципального образования.
В суде Князева Н.Г. свою жалобу поддержала, объяснила, что создание пожарной охраны является правом МО «Исаковское», поскольку такое право предусмотрено ст.7.1. Устава МО «Исаковское». На приобретение прицепных пожарных мотопомп МО «Исаковское» не имеет средств, не видит смысла приобретать мотопомпы, так как в д.Исаково, в ООО «Восход», имеется пожарный автомобиль и с ООО «Восход» заключен договор на обеспечение мер первичной пожарной безопасности, в деревне Исаково есть также водоем.
Считает, что приняты меры по созданию противопожарных разрывов и минерализации полос в д.Ушур, так как было направлено письмо в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики с просьбой о подготовке проекта решения о создании противопожарного разрыва, права на вырубку леса без разрешения Министерства у них нет.
Стимулирования участия граждан в добровольной пожарной охране нет из-за отсутствия денег в бюджете.
Указатели в д.Исаково и в д.Ушур к водоисточникам есть, но выполнены не должным образом, так как не светятся. Выполнили их ранее по указанию пожарного надзора.
Считает, что вины ее в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ нет, поэтому, просит обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить.
Государственный инспектор Корепанов В.Н., действующий по доверенности, с жалобой Князевой Н.Г. не согласен. Возражения мотивировал тем, что создание муниципальной пожарной охраны является первичным мероприятием по пожарной безопасности и обязанность по деятельности пожарной охраны возложена на органы местного самоуправления законом « О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности.
Несмотря на то, что в деревне Исаково есть пожарный автомобиль, по правилам пожарной безопасности необходима прицепная мотопомпа, а также комплект пожарных рукавов и пожарных стволов, которые относятся к пожарно-техническому вооружению.
Главой МО «Исаковское» были написаны письма в Министерство лесного хозяйства УР, но результатов нет, противопожарные разрывы и минерализованные полосы не созданы.
Для стимулирования участия граждан в добровольной пожарной охране есть другие способы, кроме средств в бюджете МО «Исаковское», которые Князева Н.Г. должна изыскать.
Указатели к водоемам на случай пожара, которые есть в д.Исаково и в д.Ушур, не соответствуют действующему ГОСТу.
Выслушав объяснения Князевой Н.Г., государственного инспектора Корепанова В.Н., исследовав и учитывая представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Князевой Н.Г. по следующим основаниям.
Согласно п.9 ст.14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, что также предусмотрено в Уставе МО «Исаковское» (п.9.ст.7 Устава).
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся:
организация условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожара и противопожарным инвентарем;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Из Правил пожарной безопасности ППБ - 01-03, утвержденных Приказом Министра РФ МЧС № 313 от 18 июня 2003 года (далее по тексту: Правила) следует, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности»: реализуют меры пожарной безопасности на соответствующих территориях; создают условия для привлечения населения к работе по предупреждению и тушению пожаров (пункт 11).
Из пункта 31 тех же Правил следует, что сельские населенные пункты (с количеством усадеб от 300 до 1000) для целей пожаротушения должны иметь прицепную пожарную мотопомпу.
Пункт 90 Правил предусматривает, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Согласно п.112 Правил, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другое).
Таким образом, в обжалуемом Князевой Н.Г. постановлении обоснованно указано, что она, как должностное лицо, нарушила требования Правил пожарной безопасности и указанные в постановлении законы, поскольку выявленные нарушения пожарной безопасности, которые отражены в постановлении, относятся к первичным мерам пожарной безопасности и главой МО «Исаковское» Князевой Н.Г. они не обеспечены.
Указание в жалобе Князевой Н.Г. на то, что создание муниципальной пожарной охраны является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления, является ее личным пониманием и трактовкой указанной ею статьи закона.
Отсутствие денежных средств в бюджете МО «Исаковское» не является основанием освобождения Князевой Н.Г. от административной ответственности, доводы в этой части жалобы несостоятельны и суд их не принимает.
В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Наличие вины, согласно ст.1.5., ч.1 ст.2.1. и ст.2.2. КоАП РФ является обязательным условием привлечения к административной ответственности.
Суду представлены достаточные доказательства того, что в нарушении правил пожарной безопасности имеется вина главы МО «Исаковское» Князевой Н.Г., имеет место бездействие по отношению к выполнению необходимых правил пожарной безопасности.
Правонарушения, предусмотренныеПравонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4. КоАП РФ, признаются признается общественно опасным уже самим фактом нарушения требований пожарной безопасности. Они считаются оконченными с начала противоправного деяния, не требуется в качестве обязательного признака наступление общественно опасного последствия в виде возникшего пожара или причиненияпричинение вреда здоровью человека.
Оснований для прекращения уголовного дела об административном правонарушении по основаниям ст.2.9. КоАП РФ нет.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5. КоАП РФ, не имеется.
Наказание Князевой Н.Г. назначено в пределах санкции ч.1 ст.20.4. КоАП РФ.,
Руководствуясь ст.ст.30.7., 30.8. КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Балезинского, Дебесского и Кезского районов по пожарному надзору подполковника внутренней службы Сунцова А.А. от 04 апреля 2011 года о признании Князевой Н.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, жалобу Князевой Н.Г. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий:И.Г.Тутынина