решение по делу по иску о понуждении провести санитарную очистку территории



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дата обезличена года

Балейский городской суд Забайкальского края в состав

Председательствующего судьи Румянской Н.И.

При секретаре FIO0

С участием прокурора Галсанова

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «…» о понуждении провести санитарную очистку территории, прилегающей к городской свалке ... с северо - восточной стороны с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки; к ... о понуждении профинансировать МУП «…» по проведению вышеуказанных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л:

Балейский межрайпрокурор обратился в суд с указанными выше требованиями по тем основаниям, что в ходе проведенной с привлечением специалиста ... в отношении МУП «…» проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления установлено следующее. С целью организации сбора и вывозки мусора и бытовых отходов на территории городского поселения «...» учреждено специализированное Муниципальное унитарное предприятие по вопросам санитарной очистки и благоустройства территории городского поселения «...» - МУП «…». Для осуществления складирования твердых бытовых отходов на территории городского поселения «...» ... оборудована санкционированная свалка. На подъезде к свалке выставлен аншлаг с указанием расстояния до свалки. На момент проведения проверки был выявлен факт складирования мусора со спецавтотранспорта МУП «…» на территории прилежащей мусорной свалке, но находящейся за пределами земельного отвода под свалку с северо - восточной стороны - при подъезде на свалку. Ответчиками нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Просят суд понудить МУП «…» провести санитарную очистку территории прилегающей к городской свалке ... с северо - восточной стороны с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки; понудить ... профинансировать МУП «…» по проведению мероприятий по санитарной очистке территории прилегающей к городской свалке ... с северо - восточной стороны с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки.

В судебном заседании процессуальный истец свои требования поддержал, привел вышеуказанные доводы.

Ответчик МУП «…» исковые требования Балейского межрайпрокурора признал, объяснил причину образования несанкционированной свалки невозможностью подъезда спецавтотранспорта к земельному отводу под свалку с северо - восточной стороны. Отсутствие финансирования лишает их возможности провести санитарную очистку территории прилегающей к городской свалке ... с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки.

Представитель ответчика ... исковые требования Балейского межрайпрокурора не признал, поскольку считают, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального района. На территории муниципального района нет полигона твердых бытовых отходов, имеющаяся свалка действует без соблюдения санитарно - эпидемиологических и экологических требований. Решение суда от Дата обезличена г. о строительстве полигона бытовых отходов муниципальным районом не исполнено. Также Законом Читинской области № 1063 - ЗЧО «О перераспределении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями городским поселением «...» и преобразованным муниципальным районом «...» городская свалка передана в муниципальную собственность района. Городская свалка как объект не сформирован, границы свалки не определены, носят условный характер. Под свалку отведено 10 гектаров земли. На городской свалке, находящейся в ведении Муниципального района нет указателей ее границ, территория свалки не подразделена на хозяйственную зону и зону складирования твердых бытовых отходов, ограждения свалки нет. Поэтому в данной ситуации разграничение территории свалки на свалку и прилегающую к ней территорию весьма условно, и документально необоснованно. ... свои обязательства по финансированию МУП «…» исполняет исправно, в том числе и по финансированию работ по вывозу и сбору отходов и мусора с территории городского поселения.

В ходе судебного разбирательства соответчиком по делу привлечена .... Представитель данного ответчика исковые требования первоначально не признал. В последнем судебном заседании признал, согласившись с доводами представителя МУП «…» в части неисполнения ими положений договора пользования муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения по финансированию унитарного предприятия и необеспечения бульдозерной техникой. Пояснил, что согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции поселения. Согласно искового заявления складирование мусора осуществлялось за пределами земельных отводов под свалку, т.е. на территории поселения. Поэтому осуществить сбор и вывоз мусора на свалку обязано городское поселение силами МУП «…». Поэтому они не могут быть надлежащими ответчиками.

Факт выявления несанкционированной свалки подтверждается справкой ... л.д.5).

Согласно Устава муниципального унитарного предприятия «…» предприятие осуществляет разные виды деятельности, в том числе и санитарную очистку города л.д.6-11).

Согласно договора пользования муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения от Дата обезличена г. ... (сторона 1) передала в хозяйственное ведение МУП «…» (стороне 2) городскую свалку, находящуюся по адресу: ... и обязуется осуществлять подсыпку мусора почвогрунтом по мере накопления для предотвращения загрязнения прилегающей территории. Сторона 1 обязана проводить контроль за состоянием объекта отходов и воздействием на окружающую природную среду; обеспечить бульдозерной техникой, для содержания свалки выделять денежные средства по пять тысяч рублей в квартал л.д.21).

Заслушав стороны, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд считает надлежащими ответчиками по делу кроме МУП «…» также ....

Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06. 1998 г. № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городское поселение обязано обеспечивать должный контроль за деятельностью указанной организации.

В соответствии с п. 2.2 ст. 2 Устава МУП «…» (утв. Постановлением ... Номер обезличен от Дата обезличена г.) предметом деятельности МУП «…» является:

-благоустройство города;

- санитарная очистка города.

Для осуществления сбора и вывоза отходов МУП «…» используется специализированный транспорт- мусоровоз - контейнеровоз, а также используется специализированный транспорт (3 грузовых автомобиля).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 3.1 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» Сан ПиН 42-128-4690-88 (утв. Минздравом СССР 05 августа 1988г. 34690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.)3 1999г. № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;

Разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении реализации населению;

Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - протиэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Ответчиками нарушается установленное Конституцией РФ в статье 42 право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Органы местного самоуправления поселений осуществляют только сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов на территории муниципального района, в том числе и создание объектов для размещения таких отходов.

Статья 12 Закона регулирует, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования Федерального Закона «Об отводах производства и потребления», ... в части обеспечения утилизации и переработки, не проводится контроль за состоянием объекта отходов производства и потребления и воздействием на окружающую природную среду, в порядке установленном законодательством.

Несоблюдение требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления приводит к захламлению и загрязнению земель, вредному воздействию отходов производства и потребления на здоровье и окружающую природную среду.

Доводы представителя ... о том, что санитарная очистка территории прилегающей к городской свалке ... с северо - восточной стороны с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки должна быть профинансирована за счет ... при таких обстоятельствах является несостоятельной.

Согласно договора пользования муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения от Дата обезличена г. собственником городской свалки является ..., которая должна была предоставить объект хозяйственного ведения в состоянии, соответствующем условиям договора и его назначению, проводить контроль за состоянием объекта отходов и воздействием на окружающую природную среду; обеспечить бульдозерной техникой; для содержания свалки выделять денежные средства по пять тысяч рублей в квартал л.д.21). Данные положения договора ... не исполняются.

Согласно справки ... следует, что на территории ... проводится строительство полигона для складирования и захоронения твердых бытовых отходов. Складирование твердых бытовых отходов осуществляется на мусорной свалке, расположенной в северо-восточной части .... Сбором и вывозом отходов занимается МУП «…», используется специализированный приспособленный автотранспорт. Аншлаги, указывающие на мусорную свалку имеются. Складирование отходов на мусорной свалке осуществляется на прилегающую территорию к мусорной свалке. Отмечено скопление шлака по обе стороны дороги, ведущей к мусорной свалке, а так же кучи мусора. Указателей границ мусорной свалки не имеется, т.е. границы свалки не ограничены.

Довод представителя ... о том, что городская свалка - это собственность соответчика является обоснованным и подтверждается материалами дела. Свалка как объект не сформирован, границы свалки не определены, носят условный характер. Под свалку определено 10 гектаров земли. Городская свалка находится в ведении муниципального района «...», нет указателя ее границ, территория свалки не подразделена на хозяйственную зону и зону складирования твердых бытовых отходов, ограждения свалки нет. Если бы были ограждения санкционированной свалки, то возможность образования несанкционированной свалки была бы исключена.

В соответствии со ст. 90 ГПК РФ судья или суд, исходя из имущественного положения сторон, вправе отсрочить или рассрочить одной стороне или обеим сторонам уплату государственной пошлины.

Руководствуясь изложенным и ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Понудить МУП «…» провести санитарную очистку территории, прилегающей к городской свалке ... с северо - восточной стороны с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки.

... от гражданско - правовой ответственности освободить.

Понудить ... профинансировать МУП «…» по проведению мероприятий по санитарной очистке территории прилегающей к городской свалке ... с северо - восточной стороны с ликвидацией образовавшейся в указанном месте несанкционированной свалки.

Взыскать с МУП «…» и ... государственную пошлину в федеральный бюджет 200 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано и внесено представление в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение десяти дней со дня его оглашения.

Судья: