Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Балей 12 ноября 2010 г.
Балейский городской суд Забайкальского края в составе
председательствующего Бородиной Т.П.,
с участием прокурора Келлер А.В.,
при секретаре Мухортовой Л.И.,
рассмотрев гражданское дело по иску Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», МУ «Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район» и администрации муниципального района «Балейский район» о признании бездействия в части ненадлежащей физической защиты и охраны школы незаконным и возложении обязанности установить в здании школы систему технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), охранную сигнализацию с выводом на ПЦО ОВД при ОВД по Балейскому району, осуществлять пропускной режим входа в учреждение, патрулирование территории учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой проведены проверки состояния безопасности и антитеррористической устойчивости объектов образовательной сферы муниципального района «Балейский район». В результате проверки установлено, что в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» в г. Балее имеется кнопка экстренного вызова сотрудников милиции, которая находится на рабочем месте вахтера, чьи обязанности исполняет технический персонал, в ночное время здание школы охраняется одним сторожем, пропускной режим практически отсутствует, видеозапись не осуществляется. Отсутствие систем физической защиты и охраны является нарушением требований Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. «О противодействию терроризму», Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закона РФ «Об образовании», Закона Читинской области от 21.02.2008 г. № 1137-ЗЧО «Об областной целевой программе «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Читинской области (2008-2010 гг.».
Организация деятельности руководителей образовательного учреждения по противодействию терроризму не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет за собой нарушение основных принципов противодействию терроризма, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, а также ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье людей.
Обстоятельствами и условиями, способствующими данным нарушениям, является недостаточный контроль со стороны администрации муниципального района «Балейский район» за соблюдением требований законодательства к физической защите образовательных учреждений, халатное отношение в организации деятельности по противодействию терроризму.
Выявленные нарушения физической защиты образовательного учреждения могут способствовать совершению на территории учреждения различного рода правонарушений и преступлений.
В судебном заседании прокурор поддержал иск в части, сославшись на приведенные в заявлении обстоятельства. Считает, что администрация района обязана профинансировать проведение мероприятий по физической защите школы и осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства в области противодействия терроризму. От требования о возложении на ответчиков обязанности осуществления патрулирования территории истец отказался.
Представитель ответчика директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» Попова Т.Н. исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что в школе установлена пожарная сигнализация, есть сторож. Учащиеся взрослые, поэтому нет необходимости в других средствах защиты. Установка охранной сигнализации и системы видеонаблюдения возможны при наличии финансирования.
Представитель МУ «Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район» Веневская С.А. иск признала частично. Она пояснила, что установка охранной сигнализации, видеонаблюдение в школе и организация пропускного режима требуют значительных денежных затрат. Проведение указанных мероприятий возможно при наличии финансирования в необходимых суммах.
Представитель администрации муниципального района «Балейский район» Полончиков С.О. иск признал частично. Он пояснил, что администрацией разработана целевая программа «Комплексная безопасность в муниципальных образовательных учреждениях муниципального района «Балейский район» (2010 - 2012 гг.) 29 декабря 2009 г. программа утверждена. Администрация при финансовой поддержке из краевого бюджета обеспечивает финансирование реализации программы. В силу своих полномочий администрация не может осуществлять физическую защиту и охрану школы. В связи с тем, что администрация не имеет денежных средств в объеме, достаточном для установки в школе системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, просит предоставить время для исполнения решения суда до 1.01.2012 г.
Свидетель Комогорцев М.Г. пояснил, что в целях выявления уровня защищенности объектов образовательных учреждений, обеспечения безопасности учащихся и персонала проводилась проверка школы. Проверкой установлено, что в школе отсутствуют технические средства защиты, пропускной режим осуществляет вахтер. Принятых мер для обеспечения безопасности школьников и персонала недостаточно. В школе необходимо установить видеонаблюдение, охранную сигнализацию, организовать пропускной режим входа в учреждение специально подготовленными работниками.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно Федеральному закону № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. (ред. от 27.07.2010 г.) «О противодействию терроризму» Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах:
приоритет мер предупреждения терроризма;
минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии с Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (ред. от 17.12.2009 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 4) целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Законом Читинской области от 21.02.2008 г. № 1137-ЗЧО утверждена областная целевая программа «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Читинской области (2008-2010 гг.», которой предусмотрено оснащение образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией людей, системами видеонаблюдения.
В связи с реорганизацией и образованием Забайкальского края в целях продолжение работы по созданию условий, обеспечивающих безопасность всех участников образовательного процесса постановлением Правительства Забайкальского края 28.12.2009 г. утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2010 -2012 гг.)».
Администрацией муниципального района «Балейский район» 29.12.2009 г. утверждена муниципальная целевая программа «Комплексная безопасность в муниципальных образовательных учреждениях муниципального района «Балейский район» (2010-2012 гг.)».
В образовательных учреждениях муниципального района «Балейский район» принятые меры по противодействию терроризму не отвечают требованиям вышеназванных законов, хотя Балейский межрайпрокурор неоднократно обращал внимание руководителей школы, администрации муниципального района «Балейский район» на необходимость принятия должных мер по предупреждению терроризма.
Из акта обследования следует, что в школе № 15 отсутствует система технического контроля за обстановкой, охранная сигнализация с выводом на ПЦО ОВО при ОВД по Балейскому району.
Учредителем школы является согласно Уставу МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» администрация муниципального района «Балейский район».
Согласно Уставу муниципального района «Балейский район» администрация МР «Балейский район» является исполнительно-распорядительным органом и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Положением об администрации МР «Балейский район» полномочиями администрации в области образования являются организация совместно с комитетом образования администрации МР предоставления на территории района общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; участие в осуществлении контроля и координация деятельности муниципальных образовательных учреждений; участие в осуществлении контроля за содержанием расположенных на территории района зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройством прилегающих территорий.
Таким образом, обеспечение антитеррористической безопасности участников образовательного процесса является обязанностью ответчиков. Не принятие должных мер по противодействию терроризму является незаконным. Следует обязать ответчиков принять меры по предупреждению терроризма, физической защите и охране образовательного учреждения, в частности, установить в школе видеонаблюдение, охранную сигнализацию с выводом на пульт в ОВО при ОВД по Балейскому району, организовать пропускной режим входа в учреждение.
Принимая во внимание, что проведение указанных мероприятий требует длительное время, следует обязать ответчиков провести их к 1 сентября 2011 г.
Отказ истца от требования осуществления патрулирования территории учреждения принят судом на основании ст. 173 ГПК РФ. Производство по делу в этой части подлежит прекращению.
В соответствии с ст. 100 ГПК РФ с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 4000 руб. Суд считает возможным на основании ст. 333.20 НК РФ удовлетворить ходатайство представителя школы о снижении размера госпошлины в связи с трудным финансовым положением учреждения, поскольку школа является бюджетным учреждением, доходов от своей деятельности не имеет, и взыскать в доход государства госпошлину в размере 200 руб.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», МУ «Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район» и администрации муниципального района «Балейский район» в части ненадлежащей физической защиты и охраны МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» незаконным.
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», муниципальное учреждение «Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район», администрацию муниципального района «Балейский район» в срок до 1 сентября 2011 г. установить в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» систему технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), установить охранную сигнализацию с выводом на ПЦО ОВО при ОВД по Балейскому району, осуществлять пропускной режим входа в учреждение.
В части требования осуществления патрулирования территории образовательного учреждения производство по делу прекратить.
Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» госпошлину в доход государства в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья