Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 декабря 2010 года
Балейский городской суд Забайкальского края
В составе председательствующего судьи Румянской Н.И.,
При секретаре Гончаренко Н.М.
С участием прокурора Немаевой С.Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах Моревой Юлии Сергеевны к Администрации городского поселения «Город Балей», Администрации муниципального района «Балейский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что ими проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате данной проверки выявлены нарушения прав детей данной категории. Так, Морева Юлия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей - мать ФИО11 воспитанием ребенка не занималась в связи с чем, решением Балейского городского суда от 05.10.2006 года была лишена родительских прав, отец записан со слов матери, что подтверждается справкой формы № 25.
В связи с отсутствием родительского попечения постановлением Главы городского округа «Город Балей» от 07 ноября 2006 года № 581 «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Моревой Ю.С.», несовершеннолетней Моревой назначен попечитель ФИО12 Жилое помещение за Моревой Ю.С. при помещении в учреждение не закреплялось в связи с его отсутствием.
В настоящее время Морева состоит в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения «город Балей» под учетным номером 205. Однако жилое помещение Моревой Ю.С. не представлено, чем нарушены ее жилищные права.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Морева Ю.С. в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью - не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав.
Балейский межрайпрокурор просит суд обязать Администрацию городского поселения «Город Балей», Администрацию муниципального района «Балейский район» предоставить Моревой Юлии Сергеевне в черте города Балея жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры не ниже установленной нормы в 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании процессуальный истец - Балейский межрайпрокурор и истица Морева Ю.С. исковые требования уточнили, просили суд обязать Администрацию городского поселения «Город Балей» предоставить истице жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы в 25 кв.м. в черте города Балея, отвечающее техническим и санитарным требованиям, привели вышеуказанные доводы.
Кроме того, Морева Ю.С. дополнила, что в 2006 году ее мать была лишена родительских прав, отца она никогда не имела. Опекуном ее был дед ФИО13, который умер. В связи тем, что ее мать с 1991 года находилась в местах лишения свободы. То, что она все время проживала с бабушкой. Дом, где проживала мать в г. Балее по ул. <адрес> разрушен, жилье за ней не закреплялось. В настоящее время имеет грудного ребенка в возрасте 4-ех месяцев. В настоящее время совместно с гражданским мужем снимают однокомнатный домик. Жилье ей не обязательно предоставлять благоустроенное, можно и дом на земле.
Представитель Администрации городского поселения «Город Балей» исковые требования признал. Морева Ю.С. состоит в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения «город Балей» под учетным номером 205. Предоставление данной категории граждан жилых помещений органами местного самоуправления осуществляется при поступлении субвенций из краевого бюджета, в настоящее время обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является невозможным в связи с недостаточным поступлением субвенций из бюджета края. Согласно п. 4 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
От ответчика администрации МР «Балейский район» в лице ФИО14 поступило ходатайство, согласно которого просят дело по предоставлению жилого помещения Моревой Ю.С. рассмотреть в их отсутствие. Исковые требования признают в части предоставления жилого помещения за счет денежных средств, предоставляемых на эти цели из бюджета Забайкальского края. Составу суда доверяют.
Ответчик Правительство Забайкальского края в лице представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО15 просило суд рассмотреть дело в их отсутствие, составу суда доверяют. Пояснила следующее: органом исполнительной власти по месту жительства Моревой Ю.С. в чью обязанность входит предоставление жилого помещения, является Администрация городского поселения «Город Балей». Правительство Забайкальского края как орган исполнительной власти субъекта РФ не обладает полномочиями по распределению жилья и предоставления его по договорам социального найма. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просят в удовлетворении исковых требований Балейского межрайонного прокурора в отношении Правительства Забайкальского края отказать. В связи с невозможностью выезда рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
Согласно отзыва представителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО16 следует, что предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. Субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам и городским округам, которые в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Морева Ю.С. вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). На основании изложенного просят суд в удовлетворении требования Балейского межрайонного прокурора в интересах Ю.С. Моревой к Администрации МР «Балейский район» к Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать за необоснованностью. В связи с невозможностью участия представителя в судебном заседании, просят дело рассмотреть без их участия.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, в том числе письменные пояснения представителя Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края, суд считает исковые требования Балейского межрайонного прокурора, законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно материалов дела Морева Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетия осталась без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации городского округа «Город Балей» от 07 ноября 2006 года № 581 несовершеннолетней Моревой Ю.С. назначен попечитель ФИО17 ( л.д. 6).
По информации представленной Администрацией городского поселения «Город Балей» от 02 декабря 2010 года Морева Ю.С. состоит на учетном списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, порядковый номер № 205 (л.д. 8).
Согласно постановления Главы Администрации городского поселения «Город Балей» Забайкальского края от 23 августа 2010 года № 263 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» следует, что мать ФИО18 решением Балейского городского суда Читинской области лишена родительских прав, отец записан со слов матери, что подтверждается справкой формы 3 25. Жилья на праве собственности или по договору социального найма родители не имели. Морева Ю.С. жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет, принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении (л.д. 6).
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ условия для осуществления гражданами права на жилище обеспечивают органы государственной власти и органы самоуправления в пределах своих полномочий.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы Федеральным Законом от 21.12. 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12. 2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена и составляет 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одинокого проживающего человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей данной категории, в частности ею предусмотрено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных проблем.
Однако, согласно Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 298 -ЗЗК «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в следующих размерах одиноко проживающих гражданам - не менее 33 квадратных метров общей площади (п. 3 ст. 4).
Таким образом, Морева Ю.С. имеет право на обеспечение жилым помещением общей площадью не ниже 33 кв. метров в г. Балее.
Согласно Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159 -ФЗ (ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей указанной категории относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304 -ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить осуществление государственного полномочия относительно обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Таким образом, обязанность по обеспечению Моревой Ю.С. жилым помещением следует возложить на администрацию муниципального района «Балейский район» и Администрацию городского поселения «Город Балей» за счет средств, предоставляемых субвенций из бюджета Забайкальского края, на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 Закона № 304 - ЗЗК).
Из приведенных законоположений следует, что органы местного самоуправления по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить жилое помещение в соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной Забайкальского края или уполномоченное им лицо.
В нарушение указанных норм действующего законодательства, до настоящего времени, жилое помещение органами исполнительной власти Моревой Ю.С. не предоставлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Морева в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью - не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав.
Непривлечение в дело в качестве ответчиков Правительства Забайкальского края и Министерства финансов края влечет невозможность постановки вопроса об изменении порядка и способа исполнения решения путем возложения на органы субъекта обязанности выплатить стоимость жилья в натуре, поскольку в соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ замена способа исполнения решения может иметь место только в отношении лиц, участвующих в деле. К тому же предоставление жилья детям - сиротам органами местного самоуправления невозможно без выделения средств на указанные цели, и, следовательно, без привлечения к участию в деле органов, на которые законом возложена обязанность по выделению таких средств, невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Балейского межрайпрокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Город Балей», Администрацию муниципального района «Балейский район» предоставить Моревой Юлии Сергеевне жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте города Балея, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы в 33 кв. метра.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Правительства Забайкальского края профинансировать приобретение данного жилья.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение десяти дней со дня его оглашения.
Судья: