Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Балей 12 марта 2011г.
Балейский городской суд Забайкальского края в составе
председательствующего Бородиной Т.П.,
при секретаре Зимной М.В.,
с участием прокурора Загонкина И.Б.,
рассмотрев гражданское дело по иску Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «г. Балей» и администрации муниципального района «Балейский район о возложении обязанности на администрацию городского поселения «г. Балей» по оформлению права собственности на очистные сооружения, центральную промышленную котельную, подъем шахты № 12, подъем шахты № 11, подъем шахты № 10, ЗИФ-2, профилакторий, столовую № 6, административно-бытовой комбинат, выполнению демонтажа (сноса) аварийных зданий на территории очистных сооружений, центральной промышленной котельной, подъема шахты № 12, подъема шахты № 11, подъема шахты №10, ЗИФ-2, о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Балейский район» организовать утилизацию либо переработку промышленных отходов (строительного мусора) на территории профилактория, столовой № 6, административно - бытового комбината, а также с территорий очистных сооружений, центральной промышленной котельной, подъема шахты № 12, подъема шахты № 11, подъема шахты № 10, ЗИФ-2 после демонтажа,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
На территории городского поселения «г. Балей» расположены объекты недвижимости, являющиеся аварийными и представляющими угрозу для жизни и здоровья граждан, кроме того, захламляющими земли, на которых расположены объекты. Объекты находятся на балансе городского поселения, но право собственности администрации не зарегистрировано. Объекты большей частью разрушены и восстановлению не подлежат.
В судебном заседании прокурор поддержал иск частично, отказавшись от требования в части возложения обязанности на администрации городского поселения «г. Балей» оформить право собственности на очистные сооружения, центральную промышленную котельную, подъем шахты № 12, подъем шахты № 11, подъем шахты № 10, ЗИФ-2, профилакторий, столовую № 6, административно-бытовой комбинат. Считает, что перечисленные здания разрушены, восстановлению не подлежат, т.е. утратили статус объектов недвижимости, и подлежат сносу.
Представитель администрации городского поселения «г. Балей» Ташлыкова Н.А. иск не признала. Она пояснила, что объекты недвижимости приняты от <данные изъяты> на них изготовлены технические паспорта, но реализовать объекты не представилось возможным. Оформление права собственности на объекты невозможно из-за отсутствия правоустанавливающих документов, а также, нецелесообразно, т.к. фактически объекты не существуют, поскольку разрушены. Снести объекты не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств.
Заместитель главы администрации городского поселения «г. Балей» Мищенко А.Ю. иск не признал. Он пояснил, что реализовать здания не удалось из-за отсутствия покупателей, объекты разрушились. Администрация не имеет средств для оформления права собственности на объекты и их сноса.
Представитель администрации муниципального района «Балейский район» Ромащенко В.А. иск признал, пояснив, что администрация готова принять образовавшийся мусор и утилизировать его.
Руководитель <данные изъяты> Портнягин Ю.М. пояснил, что строительство горно-обогатительного комбината на Тасеевском месторождении планируется в 2014 г. Указанные в исковом заявлении объекты окажутся в санитарно-защитной зоне. Обществу ни одно из указанных зданий для эксплуатации не требуется. Выкуп объектов не планируется. Кроме того, объекты разрушены и утратили свое функциональное значение. Подъем шахты № 12 для эксплуатации и восстановления не пригоден, он не отвечает современным правилам.
Инспектор Балейского отдела горного надзора Забайкальского управления Ростехнадзора Забродин В.М. пояснил, что объекты разрушены, для эксплуатации не пригодны, восстановлению не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из письменных материалов дела следует, что в связи с ликвидацией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность г. Балея приняты объекты, не реализованные в ходе конкурсного производства <данные изъяты>: центральная промышленная котельная, столовая № 6, копер шахты № 10, № 11, № 12, бытовой комбинат шахты № 12, профилакторий (л.д.121), здание ЗИФ-2 (л.д.122-125 ). По сообщению налоговой инспекции <данные изъяты> снято с налогового учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.130).
Из акта приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что канализация и комплекс очистных сооружений принят в эксплуатацию (л.д.131-134). Городская канализация ДД.ММ.ГГГГ включена в объекты коммунальной инфраструктуры жизненно необходимых для г. Балея, находящихся на балансе <данные изъяты> и передана в комитете по экономике и управлению имуществом Админитсрации г. Балея (л.д. 135-138). В 2002 г. муниципальное имущество - очистные сооружения, введенные в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ ликвидированы в связи с размораживанием канализационных сетей, очистных сооружений канализации, и списаны (л.д. 139-143).
Из акта обследования аварийных зданий, грозящих обвалом, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории очистных сооружений, центральной промышленной котельной, подъема шахты № 12, подъема шахты № 11, подъема шахты № 10, профилактория, столовой № 6, административно-бытового комбината шахты № 12, Зиф-2 здания разрушены, восстановлению не подлежат, имеется строительный мусор (л.д. 6-7).
Перечисленные объекты согласно приложению к акту приема-передачи муниципального имущества городского округа «г. Балей» в собственность городского поселения «г. Балей» от ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр брошенных нежилых объектов, находящихся на территории поселения (л.д.8-14). В 2005-2006 гг. на указанные объекты изготовлены технические паспорта (л.д. 15-84).
Как пояснила представитель администрации городского поселения «г. Балей» Ташлыкова Н.А., технические паспорта на объекты изготовлены с целью их продажи, возможно <данные изъяты> поскольку объекты расположены в лицензионной зоне Тасеевского золоторудного месторождения.
Из писем управляющего директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ главе городского поселения «г. Балей» следует, что Общество намерено выкупить объекты недвижимости, попадающие в зону действия будущего горно-промышленного предприятия <данные изъяты> В перечень включены здания подъема шахты № 12, шахты № 11, шахты № 10, здание профилактория, столовой № 6, очистные сооружения, центральная промышленная котельная, канализационный коллектор (л.д.105-107).
И.о. управляющего директора <данные изъяты> Портнягин Ю.М. в письме главе администрации городского поселения «г. Балей» просит информацию относительно правового статуса объектов, попадающих в зону влияния Тасеевского карьера (131-132).
Портнягин Ю.М. в судебном заседании пояснил, что интерес Общества обусловлен производственными целями. Передача объектов из муниципальной собственности повлечет необходимость подготовки нового проекта, что не позволит своевременно начать строительство горно-промышленного комбината и разработку месторождения, нарушит генплан развития края. Поэтому Общество заинтересовано в том, чтобы объекты были снесены или оставлены в том виде, в котором находятся в настоящее время. Обществу необходим земельный участок, на котором расположены объекты. При предоставлении земельного участка объекты попадут в санитарно-защитную зону, но необходимости их сносить у Общества не возникнет.
Таким образом, объекты находятся на балансе городского поселения «г. Балей». Администрация городского поселения «г. Балей» не реализовала объекты, не создала необходимые условия для контроля и надзора за ними, не приняла мер по обеспечению безопасности объектов, их сохранению, что привело к разрушению объектов и демонтажу со стороны населения. В результате разрушения и демонтажа объекты утратили свое функциональное назначение.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объекты представляют собой остатки стен и фундамента разрушенных зданий, восстановлению не подлежат. Они не отвечают признакам объекта недвижимости, фактически объекты утратили статус объекта недвижимости.
Разрушенные строения представляют реальную угрозу для жизни и здоровья людей, могут стать причиной несчастных случаев и травматизма, образовавшиеся развалины захламляют землю.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Земельный участок, на котором расположены объекты, относится согласно сообщению главы администрации муниципального района «Балейский район» (л.д.133) относится к категории земель населенных пунктов и находится в черте городских земель.
Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, за состояние земель на территории поселения в данном случае несет администрация городского поселения «г. Балей».
Учитывая, что объекты восстановлению не подлежат, следует обязать администрацию городского поселения «г. Балей» снести разрушенные объекты.
Согласно п. 14 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с распоряжением главы администрации городского поселения «г. Балей» от 18.01.2008 г. в муниципальную собственность преобразованного муниципального района «Балейский район» передана городская свалка (л.д. 115-118).
Учитывая, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является полномочием муниципального района, иск прокурора следует удовлетворить и обязать администрацию муниципального района «Балейский район» организовать утилизацию или переработку промышленных отходов (строительного мусора) на территории профилактория, столовой № 6, административно-бытового комбината, а также с территорий очистных сооружений, центральной промышленной котельной, подъема шахты № 12, подъема шахты № 11, подъема шахты № 10, ЗИФ -2 после демонтажа (сноса).
Суд на основании ст. 220 ГПК РФ.
В соответствии с ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика. Однако в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию городского поселения «г. Балей» выполнить демонтаж (снос) разрушенных объектов на территории очистных сооружений, центральной промышленной котельной, подъема шахты № 12, подъема шахты № 11, подъема шахты № 10, ЗИФ-2.
Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» организовать утилизацию или переработку промышленных отходов (строительного мусора) на территории профилактория, столовой № 6, административно-бытового комбината, а также с территорий очистных сооружений, центральной промышленной котельной, подъема шахты № 12, подъема шахты № 11, подъема шахты № 10, ЗИФ - 2 после демонтажа (сноса).
Производство по делу в части требования о понуждения администрации городского поселения «г. Балей» оформить в установленном порядке право собственности на очистные сооружения, центральную промышленную котельную, подъем шахты № 12, подъем шахты № 11, подъем шахты № 10, ЗИФ-2, профилакторий, столовую № 6, административно-бытовой комбинат прекратить.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья