Решение по иску прокурора о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-236/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Балей 2 июня 2011 г.

Балейский городской суд Забайкальского края в составе

судьи Бирюковой Е.А.,

при секретаре Матафоновой Е.А.,

с участием прокурора Загонкина И.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах Шимохиной Анастасии Владимировны к администрации муниципального района «Балейский район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма и к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Шимохиной Анастасии Владимировны, указывая на следующее.

Шимохина А.В., <данные изъяты> рождения, является лицом из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ Опекуном Шимохиной А.В. ДД.ММ.ГГГГ назначена тетя ФИО3. С 04.02.2009 г. Шимохина А.В. состоит на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в администрации городского поселения «Город Балей». По информации администрации городского поселения «Город Балей» учетный номер в настоящее время 129. Шимохина А.В. являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Местом её жительства является <адрес> Закон предусматривает обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. За Шимохиной А.В. на праве собственности или по договору социального найма жилая площадь не закреплена. Следовательно, она имеет право на внеочередное получение муниципального жилого помещения. Просит обязать администрацию муниципального района «Балейский район» предоставить Шимохиной А.В. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте <адрес>, общей площадью не менее 25 кв. м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Балейский район» на эти цели за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Прокурор Загонкин И.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме, в обоснование исковых требований привел доводы, изложенные в заявлении.

Шимохина А.В. иск поддержала, пояснив, что после смерти родителей она жила в доме опекуна, жилая площадь за ней не закреплялась. Просит обязать администрацию района обеспечить ее жилым помещением по договору социального найма.

Представитель администрации муниципального района «Балейский район» Парамонов Е.Н. заявленные требования признал в полном объёме, о чем представил суду заявление, кроме того, пояснил, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304 -ЗЗК государственным полномочием по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. В 2011 году муниципальному району «Балейский район» Министерством финансов Забайкальского края на указанные цели была перечислена субвенция, но на данные денежные средства уже приобретены жилые помещения и предоставлены другим жильцам.

Представитель Правительства Забайкальского края и представитель Министерства финансов Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В возражениях на исковые требования прокурора представитель Правительства Забайкальского края указывает на то, что обязанность по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой, жилого помещения вне очереди, возложена на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с Законом Забайкальского края от 23.12.2010 г. № 450- ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 годов», постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 № 474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов» муниципальному району «Балейский район» Министерством финансов Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью перечислена субвенция в сумме 1996,8 тыс. руб. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете, на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью выделены в полном объеме. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ, статье 8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 г. № 226-ЗЗК «О Правтельстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Считает, что Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, следователь является не надлежащим ответчиком. В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края (л.д. 49-50).

В возражениях на исковые требования прокурора представитель Министерства финансов Забайкальского края ссылается на обязанность органов местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми жилая площадь не закреплена. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 г. № 450- ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) а также детей, находящихся под опекой (попечительством), бюджету муниципального района «Балейский район» предусмотрены и перечислены в 2011 году субвенции в размере 1996,8 тыс. рублей. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству финансов Забайкальского края отказать (л.д.29-32).

Представитель третьего лица администрации городского поселения «Город Балей» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил. Дело рассмотрено в его отсутствие согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Каких-либо возражений относительно исковых требований администрация городского поселения «Город Балей» не представила.

Заслушав стороны, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ условия для осуществления гражданами права на жилище обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзац четвертый статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, также которые стались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель распространил действие названого закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

Согласно п. 2 ч.2 ст. 57 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

В судебном заседании установлено, что Шимохина А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Её мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Опекуном девочки согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначен назначена тетя ФИО3 (л.д.6). Этим же постановлением главы администрации городского поселения «г. Балей» за Шимохиной А.В. была закреплена жилая площадь в <адрес> однако согласно отношения председателя районного Комитета образования указанный дом является собственностью ФИО5 (л.д. 14). По данным Росреестра собственного жилого помещения Шимохина А.В. не имеет (л.д.12). По информации администрации городского поселения «Город Балей» Шимохина А.В. состоит на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в администрации городского поселения «Город Балей», учетная очередь № 129 (л.д.13).

Обстоятельство, что жилое помещение истцу не представлено до настоящего времени, в суде не оспаривалось, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.

Норма предоставления жилой площади на одного человека в <адрес> составляет 25 кв. м., следовательно, Шимохина А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в <адрес> общей площадью не ниже 25 кв. м.

Частью 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить осуществление государственного полномочия относительно обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Таким образом, обязанность по обеспечению Шимохиной Анастасии Владимировны жилым помещением следует возложить на администрацию муниципального района «Балейский район» за счет средств, предоставляемых субвенций из бюджета Забайкальского края, на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 Закона № 304 -ЗЗК).

Анализ вышеизложенных норм свидетельствует о том, что органы местного самоуправления по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить вне очереди жилое помещение, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной власти Забайкальского края или уполномоченное им лицо.

В нарушение указанных норм действующего законодательства, до настоящего времени, жилое помещение администрацией муниципального района «Балейский район» Шимохиной А.В. не предоставлено.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Шимохина А.В. в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью, не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав.

Не привлечение в качестве ответчиков Правительства Забайкальского края и Министерства финансов края влечет невозможность постановки вопроса об изменении порядка и способа исполнения решения путем возложения на органы субъекта обязанности выплатить стоимость жилья в натуре, поскольку в соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ замена способа исполнения решения может иметь место только в отношении лиц, участвующих в деле. Кроме того, предоставление жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами местного самоуправления невозможно без осуществления финансирования на указанные цели органами, на которые законом возложена данная обязанность.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» предоставить Шимохиной Анастасии Владимировне жилое помещение по договору социального найма, расположенного в черте <адрес>, общей площадью не ниже 25 квадратных метров, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального район «Балейский район» на эти цели за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья