Судебное решение по гражданскому делу по иску прокурора о возложении обязанности провести необходимые мероприятия для снижения активности изотопов радона в воздухе помещений жилых домов граждан.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Балей                                                                                                 14 июня 2011 г.

      Балейский городской суд Забайкальского края в составе

председательствующего Бородиной Т.П.

при секретаре Зиминой М.В.,

с участием прокурора Загонкина И.Б.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «г. Балей», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края

о возложении обязанности на администрацию городского поселения «г. Балей»

- провести экономически обоснованные защитные мероприятия по снижению среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона в воздухе, разработанные ФГУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора Рамзаева», в помещениях жилых домов, расположенным в <адрес>, до 200 Бк/куб. м. в срок до 1 ноября 2011 г.,

- при невозможности в результате экономически обоснованных защитных мероприятий по снижению среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона в воздухе в жилых домах, расположенных в <адрес>, до 200 Бк/куб. м., снизить уровень среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона в воздухе до 200 Бк/куб.м перепрофилировать жилые дома в непредназначенные для проживания, либо снести жилые дома с предоставлением жильцам домов равноценных благоустроенных жилых помещений,

- возложении на Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать указанные мероприятия,

У С Т А Н О В И Л:

      Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

      На территории г. Балея сложилась неблагоприятная обстановка для жизни и здоровья людей вследствие воздействия на население природного ионизирующего излучения, возникающего вследствие распада изотопов радона (торона). При проведении комплексного обследования уровней облучения жителей г. Балея за счет природных источников ионизирующего излучения установлено, что в жилых домах, расположенных в <адрес> в воздухе уровень среднегодового значения эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона (торона) является повышенным.

      В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м.

      По данным поведенного обследования в некоторых домах в г. Балее уровень среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона достигает <данные изъяты> Бк/ куб. м.

       Радиационная безопасность населения обеспечивается органами местного самоуправления, осуществляющими мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. Органы государственной власти субъектов России в области обеспечения радиационной безопасности обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности.

      К полномочиям Правительства Забайкальского края, как высшего органа государственной власти края, в области радиационной безопасности населения относятся: разработка и принятие нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности; разработка и реализация краевых программ в области обеспечения радиационной безопасности; организация контроля за радиационной обстановкой на территории края; участие в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий; участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Забайкальского края; проведение оценки радиационной безопасности при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий, реализация других полномочий в области обеспечения радиационной безопасности.

     Ответчики бездействуют, мер к снижению воздействия на население г. Балея природных источников ионизирующего излучения не принимают.

     В судебном заседании прокурор поддержал иск, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении, считает, что следует обязать ответчиков исполнить требования прокурора до 31.12.2012 г.

     Истцы Ваулин А.И., Семянников И.А., Шипникова Л.Т. иск подержали.

     Представитель администрации городского поселения «г. Балей» Ташлыкова Н.А. иск не признала. Полномочиями в области радиационной безопасности наделены Российская Федерация и субъекты РФ. Экономически обоснованные мероприятия должны быть разработаны специалистами и утверждены краевыми уполномоченными органами. Городское поселение полномочиями в области радиационной безопасности не наделено. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ возможно лишь при финансировании указанных полномочий. Собственными средствами и полномочиями на реализацию мероприятий по реализации радиационной безопасности городское поселение не располагает. Реализация мероприятий по снижению уровня облучения в жилых домах возможна в рамках региональной программы при включении в нее городского поселения, при этом городское поселение не может являться исполнителем мероприятий, т.к. исполнитель будет избираться органами власти края на конкурсной основе.          

      Представитель Правительства Забайкальского края Чернышова В.А. иск не признала. Она пояснила, что предоставление другого жилого помещения возможно в случае признания жилого дома не пригодным для проживания. Однако Правительство Забайкальского края не является наймодателем, поэтому обязанности по предоставлению гражданам, проживающим в указанных домах, у правительства не возникает. Кроме того, требование о предоставлении собственникам жилых помещений, в случае признания занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, равноценных по площади благоустроенных жилых помещений необоснованны, т.к. жилищное законодательство вопросы предоставления жилого помещения собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания, не регулирует. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В данном случае таких решений не принималось.

     Исполнение финансовых обязательств субъекта РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативно-правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров. Забайкальский край не принимал на себя каких-либо обязательств относительно заявителей. Кроме того, Правительство не является юридическим лицом.

    Представитель Министерства финансов Ф в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие согласно заявлению

    Из письменного отзыва представителя Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. следует, что иск необоснован, т.к. не определен перечень мероприятий, их экономическое обоснование, основания, по которым мероприятия должны быть профинансированы из бюджета края. Жилые помещения, занимаемые истцами, не признаны непригодными для проживания. Кроме того, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом, несет бремя содержания помещения. Предоставление другого жилого помещения в собственность гражданам, в данном случае законодательством не предусмотрено.

     Министерство финансов Забайкальского края осуществляет финансирование при наличии расходных обязательств Забайкальского края, как субъекта РФ. Предоставление средств за пределами сумм, установленных Законом о бюджете, не основано на законе.

     Представители Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края Слепцов В.И. и Харченко Н.А. иск не признали. Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края проводит работу по обеспечению условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности. Рассматривался вопрос о включении в подпрограмму «Переселение граждан Забайкальского края из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» краевой долгосрочной программы «Жилище (2010-2012 годы)». В рамках ведомственной программы «Регулирование качества окружающей среды в Забайкальском крае на 2009-2011 годы» разработан технологический регламент «Проведение мероприятий по снижению уровней облучения за счет природных источников облучения в жилых домах на территории г. Балея, где даны рекомендации по проведению капитального ремонта жилых домов с повышенным уровнем радона. Для осуществления мероприятий необходима разработка проектной документации и сводного положительного заключения государственной экспертизы. Подготовка проектной документации должна осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования, т.к. жилищный фонд является муниципальным. Министерством ведутся переговоры с ООО «Русдрагмет» по поводу привлечения инвестиционных средств на разработку проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта.

     Заслушав истцов, представителей ответчиков, мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.

    В соответствии с ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 9.01.1996 г. № 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) «О радиационной безопасности населения» под радиационной безопасностью населения подразумевается состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения.

    В соответствии с п. 31 р. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 г. № 47, внутри жилого помещения среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м

    В соответствии с итоговым отчетом по обследованию облучения жилых домов на предмет облучения за счет при родных источников радионуклидов в 2006 г. в домах, расположенных по <адрес>, среднегодовое ЭРОА превышает предельно допустимый уровень и достигает <данные изъяты> Бк/куб.м (л.д.17-18, 17, 17-19). Дом <адрес> принадлежит согласно свидетельству о праве и техническому паспорту Ваулину А.И. (л.д.7-15). Собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Семянников И.А. (л.д.7-9). В доме по адресу: <адрес> проживает по договору найма жилого помещения Шипникова Л.Т. (л.д. 27).

    Вследствие воздействия ионизирующего излучения, возникающего при распаде изотопов радона, создается угроза жизни и здоровью истцов.

     Законодательство, регулирующее правоотношения в области радиационной безопасности населения, возлагает обязанность по принятию мер в целях обеспечения защиты граждан от радиационного воздействия на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта РФ.

     В соответствии с ч. 2 ст. 14. 1 Федерального закона ОТ 6.10.2003 Г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселения, муниципального района вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, если участие предусмотрено федеральными законами.

     Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» обязывает органы местного самоуправления принимать меры правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического медико-профилактического, воспитательного, образовательного характера.       

     Органы государственной власти субъектов РФ согласно ст. 6 Федерального закона «О радиационной безопасности в РФ» обеспечивают в области радиационной безопасности условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в пределах своих полномочий.

     В соответствии с ст. 15 Закона Забайкальского края от 16.10.2008 г. № 46-ЗЗК (ред. от30.05.2011 г.) «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, осуществляемым за счет средств бюджета Забайкальского края (за исключением субвенций из федерального бюджета), в области обеспечения радиационной безопасности населения относятся:

      1) разработка и принятие, в пределах своих полномочий, нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;

2) разработка и реализация краевых программ в области обеспечения радиационной безопасности;

3) организация контроля за радиационной обстановкой на территории Забайкальского края в пределах своих полномочий;

4) участие в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

5) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

6) участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Забайкальского края;

7) проведение оценки радиационной безопасности при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий;

8) реализация других полномочий в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с федеральными законами и законами края.

      Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края разработан технологический регламент «Проведение мероприятий по снижению уровней облучения за счет природных источников облучения в жилых домах на территории г. Балея». В соответствии с технологическим регламентом для снижения уровня облучения необходимо проведение капитального ремонта жилых домов.

      Таким образом, администрация городского поселения «г. Балей» в целях защиты граждан, проживающих в жилых домах с повышенным уровнем радона,

обязана принять меры по снижению среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона в воздухе путем проведения капитального ремонта жилых домов.

Требование прокурора о перепрофилировании жилого дома <адрес>, т.е. об изменении профиля дома, обладающего совокупностью признаков жилого помещения, в нежилое помещение, если снижение ЭРОА изотопов радона в результате экономически обоснованных защитных мероприятий невозможно, подлежит удовлетворению. Согласно разъяснению научно-исследовательского института медицины труда и экологии человека Ангарский филиал, если в результате проведения комплекса радиозащитных мероприятий невозможно снизить ЭРОА изотопов радона до 400 Бк/куб.м, должен быть решен вопрос о перепрофилировании или сносе здания. В соответствии с жилищным законодательством перевод жилого помещения в нежилое помещение возможен и не противоречит закону (ст. 22,23 ЖК РФ). Согласно ст. 87 ЖК РФ в случае перевода жилого помещения в нежилое, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Требование о сносе дома <адрес> возможно в случае признания жилого дома непригодным для проживания, если не удастся минимизировать критерии риска до допустимого уровня путем проведения защитных мероприятий. В этом случае Шипниковой Л.Т. может быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма вне очереди при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 49 ЖК РФ (жилые помещения по договору социального найма предоставляются нуждающимся малоимущим гражданам). В настоящее время жилое помещение не признано непригодным для проживания, Шипникова Л.Т. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не принята. Заявленное требование преждевременно и удовлетворению не подлежит.

       Требование о перепрофилировании или сносе в отношении дома <адрес> удовлетворению не подлежит, т.к. не отвечает условиям ч. 2 ст. 22 ЖК РФ. Кроме того, дома находятся в собственности Ваулина А.И. и Семянникова И.А., где они проживают с членами своих семей.

       Требование о предоставлении гражданам, проживающим в доме <адрес>, в случае невозможности снижения ЭРОА изотопов радона в результате экономически обоснованных защитных мероприятий других жилых помещений, необоснованно.

        В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди. Однако государство обязуется обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав, предоставляя жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

     В настоящее время истцы Ваулин А.И. и Семянников И.А. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не признаны. В этой части иска следует отказать.

    

     Учитывая, что закон обязывает органы государственной власти субъекта РФ обеспечивать условия для реализации и защиты прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности, следует обязать исполнительные органы государственной власти Забайкальского края разрешить вопрос о финансировании мероприятий по снижению ЭРОА.

     Требования относительно условий и порядка проведения защитных мероприятий, порядка их финансирования истцами и прокурором не заявлены и потому не могут быть рассмотрены в рамках настоящего дела.

     Доводы представителя Правительства Забайкальского края о том, что органу местного самоуправления в апреле 2010 г. предлагалось представить документы, подтверждающие признание в установленном законом порядке жилищного фонда непригодным для проживания, финансово-экономическое обоснование потребности в финансовых средствах на реализацию мероприятий по переселению жителей из жилых домов с повышенным уровнем радона, но пакет документов не представлен, не могут быть приняты во внимание. Не предоставление требуемого Правительством края пакета документов не является основанием для освобождения исполнительных органов субъекта РФ от обязанности обеспечивать условия для реализации прав граждан в области радиационной безопасности. Кроме того, спорные дома не признаны непригодными для проживания, ибо мероприятия по снижению уровня излучения не проведены. Дома могут быть признаны непригодными для проживания в соответствии с п. 35 р. 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если в результате проведения мероприятий по снижению ЭРОА изотопов радона не удалось минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

     Принимая во внимание, что проведение мероприятий по созданию благоприятных условий для проживания требует большого объема подготовительных работ, следует предоставить срок для их реализации до 1.01.2013 г.

     Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Обязать администрацию городского поселения «г. Балей»

-провести экономически обоснованные защитные мероприятия по снижению среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона в воздухе путем проведения капитального ремонта в жилых помещениях в <адрес>, до 200 Бк/куб. м в срок до 1 января 2013 г.;

- перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в нежилое помещение, в случае невозможности снизить в результате экономически обоснованных защитных мероприятий среднегодовую эквивалентную равновесную объемную активность изотопов радона в воздухе до 200 Бк/куб. м и предоставить Шипниковой Людмиле Тимофеевне другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

     Обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края

-профинансировать экономически обоснованные защитные мероприятия по снижению среднегодовой эквивалентной равновесной объемной активности изотопов радона в воздухе путем проведения капитального ремонта в жилых помещениях в <адрес> до 200 Бк/куб. м или перевод жилого дома <адрес> в нежилое помещение и предоставление Шипниковой Людмиле Тимофеевне другого благоустроенного жилого помещения в срок до 1 января 2013 г.

      В требовании о перепрофилировании жилых помещений, расположенных в <адрес>, или их сносе, а также о сносе жилого дома <адрес>, в случае невозможности снизить среднегодовую эквивалентную равновесную объемную активность изотопов радона до допустимого уровня, и предоставлении других жилых помещений Ваулину Анатолию Ильичу, Семянникову Игорю Александровичу и Шипниковой Людмиле Тимофеевне, отказать.

     В удовлетворении требования о финансировании мероприятий по перепрофилированию жилых помещений <адрес> или их сносу, а также сносу жилого дома <адрес>, и предоставлению других жилых помещений в случае невозможности снизить среднегодовую эквивалентную равновесную объемную активность изотопов радона до допустимого уровня отказать.

      Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Балейский городской суд.

         

        

                                 Судья