Дело № 2-365/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 г. г. Балей Балейский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Бирюковой Е.А., при секретаре Матафоновой Е.А., с участием прокурора Келлер А.В., Корякиной А.О., представителя администрации муниципального района «Балейский район» Парамонова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах Корякиной Анастасии Олеговны к администрации муниципального района «Улетовский район», Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокуратура Улетовского района обратилась в суд с иском о защите установленного законодательством права Корякиной Анастасии Олеговны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Корякина А.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - А. решением Улетовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец - К. лишен родительских прав решением Ингодинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, Корякина А.О. находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в государственном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении. Согласно сведениям администрации сельского поселения «Улетовское» муниципального района «Улетовский район» Корякина А.О. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем, нарушено ее право на жилище. Корякина А.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Прокурор обращается в интересах Корякиной А.О., поскольку самостоятельно защитить свои права в судебном порядке она не может по уважительным причинам, так как не имеет юридического образования, находится в тяжелом материальном положении, фактически проживает <адрес>. Кроме того, исходя из существа искового заявления, прокурор выступает в защиту законного права гражданина на жилище в муниципальном жилом фонде, а также в защиту нарушенного права ребенка, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор просит суд обязать администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края предоставить Корякиной Анастасии Олеговне вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья, находящееся на территории муниципального района «Улетовский район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Улетовского района уточнила исковые требования и просит: 1. Заменить ответчика администрацию муниципального района «Улетовский район» на администрацию муниципального района «Балейский район». 2. Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» Забайкальского края предоставить Корякиной Анастасии Олеговне вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья городского поселения «Балейское» города Балей муниципального района «Балейский район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. 3. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Балейский район» Забайкальского края на предоставление Корякиной Анастасии Олеговне жилого помещения. Определением Улетовского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации муниципального района «Улетовский район» надлежащим ответчиком администрацией городского поселения «Балейский район». Определением Балейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика администрации городского поселения «Город Балей» была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации городского поселения «Город Балей» надлежащим ответчиком администрацией муниципального района «Балейский район». Прокурор Келлер А.В.в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что Корякина в настоящее время проживает в <адрес>, имеет постоянное место работы. Корякина не заинтересована в получении жилья на территории муниципального района «Улетовский район». В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении. Корякина А.О. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей Балейского детского дома-школы. В декабре 2004 года ей исполнилось 18 лет, поэтому у администрации муниципального района «Балейский район» на основании пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по окончании пребывания Корякиной А.О. в Балейском детском доме-школы в 2005 году наступила обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма. Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 72 Конституции РФ, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», статьи 5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», статьи 8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» просит суд обязать администрацию муниципального района «Балейский район» Забайкальского края предоставить Корякиной Анастасии Олеговне вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее 25 квадратных метров, отвечающей санитарным и техническим требованиям и обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Балейский район» Забайкальского края на предоставление Корякиной Анастасии Олеговне жилого помещения. Корякина А.О. иск прокурора поддержала, пояснив, что она воспитывалась в Балейском детском доме - школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания педагогического колледжа в <адрес> в 2009 году была принята на работу в Балейский детский дом-школу, где и работает по настоящее время. Проживает она в съемной квартире в <адрес>, заинтересована в получении жилья на территории муниципального района «Балейский район». Просит обязать администрацию района обеспечить ее жилым помещением по договору социального найма. Представитель администрации муниципального района «Балейский район» Парамонов Е.Н. действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования признал и пояснил, что в соответствии с Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № -ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» государственным полномочием по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Корякиной А.О. будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма, когда Министерство финансов Забайкальского края профинансирует администрацию Балейского района на данные цели. Представитель Правительства Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив возражение на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на исковые требования прокурора представитель Правительства Забайкальского края указывает на то, что обязанность по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой, жилого помещения вне очереди, возложена на органы местного самоуправления муниципальный районов и городских округов Забайкальского края. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №- ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Балейский район» предусмотрено 1996,8 тыс. рублей. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является органом, который в соответствии с бюджетным законодательством может представлять интересы казны в судах. Считают, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края. Представитель Министерства финансов Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица администрации городского поселения «Город Балей» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно исковых требований администрация городского поселения «Город Балей» не имеет. Заслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ. В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ условия для осуществления гражданами права на жилище обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ). Согласно статье 8 данного еральный законФЗ)Сергеевича расходные обязательства Забайкальского края, исполнены надлежащим образов. льного района "закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзац четвертый статьи 1 того же закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, также которые стались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель распространил действие названого закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 и части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. В судебном заседании установлено, что Корякина А.О. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Ее мать А. решением Улетовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец К. лишен родительских прав решением Ингодинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ девочка находилась в государственном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении. Согласно сведениям администрации сельского поселения «Улетовское» муниципального района «Улетовский район» Корякина А.О. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Регистрации по месту жительства не имеет. То обстоятельство, что жилое помещение истцу не предоставлено до настоящего времени, в суде не оспаривалось, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося. Норма предоставления жилой площади на одного человека в <адрес> составляет 25 кв. м., следовательно, Корякина А.О. имеет право на обеспечение жилым помещением в <адрес> общей площадью не ниже 25 м2. Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ. В соответствии с Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить осуществление государственного полномочия относительно обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Таким образом, обязанность по обеспечению Корякиной Анастасии Олеговны жилым помещением следует возложить на администрацию муниципального района «Балейский район» за счет средств, предоставляемых субвенций из бюджета Забайкальского края, на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 Закона № -ЗЗК). Анализ вышеизложенных норм свидетельствует о том, что органы местного самоуправления по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить вне очереди жилое помещение, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной власти Забайкальского края или уполномоченное им лицо. В нарушение указанных норм действующего законодательства, до настоящего времени жилое помещение Корякиной А.О. не предоставлено. Не привлечение в качестве ответчиков Правительства Забайкальского края и Министерства финансов края влечет невозможность постановки вопроса об изменении порядка и способа исполнения решения путем возложения на органы субъекта обязанности выплатить стоимость жилья в натуре, поскольку в соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ замена способа исполнения решения может иметь место только в отношении лиц, участвующих в деле. Кроме того, предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами местного самоуправления невозможно без осуществления финансирования на указанные цели органами, на которые законом возложена данная обязанность. Учитывая отсутствие доказательств предоставления денежных средств муниципальному району «Балейский район» в полном объеме для реализации полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями следует обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения за счет средств, предоставляемых субвенций бюджету муниципального образования на эти цели из бюджета края. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Улетовского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» Забайкальского края предоставить Корякиной Анастасии Олеговне вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не менее 25 квадратных метров, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Балейский район» Забайкальского края на предоставление Корякиной Анастасии Олеговне жилого помещения. Решение может быть обжаловано либо принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Балейский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 19 августа 2011 года. Судья Е.А. Бирюкова