Судебное решение по гр. делу по иску гражданина о назначении досрочной трудовой пенсии



       Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      30 сентября 2011 г.                                                                        г. Балей

      Балейский городской суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Бородиной Т.П.,

при секретаре Говорине П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мухаметнурова Нафиса Васбирахмановича к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

        Мухаметнуров Н.В. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он работал на лесосеках в Балейском мехлесопункте ГОКа «Балейзолото» мастеров участка с 1 сентября 1980 г. по 30 сентября 1996 г., но в назначении пенсии досрочно ему отказано в связи с тем, что специальный стаж работы не подтвержден.

      В судебном заседании Мухаметнуров Н.В. поддержал иск и пояснил, что он был принят в МЛП 4.04.1980 г. лесорубом, с 25.06.1980 г. стал работать исполняющим обязанности мастера, с 1 сентября 1980 г. переведен мастером. Проработал в этой должности до 30 сентября 1996 г. Этот период времени он работал на лесосеках, которые находились как на территории Балейского района, так и на территории Оловянинского района. Ежедневно в рабочие дни он в 7 час. утра выезжал на вахтовой машине на лесосеку, где работы осуществлялись до 17 час., возвращался домой в 19 час. Иногда работали в выходные дни. На лесосеке валили лес, обрубали сучья, вершины, сортировали. Лес вывозили на верхний склад, откуда перевозили на нижний склад - лесобиржу, где производилась разделка леса, складирование и вывоз на шахты ГОКа «Балейзолото». Он занимался на лесосеке как мастер приемкой лесопродукции, отправкой на нижний склад, оформлением документов. В его обязанности входил контроль за подготовкой лесовозных дорог, бригада дорожников находилась в его подчинении, как и лесорубы. В год добывали древесины до 30 тысяч кубометров. Для нужд комбината для крепления в шахтах использовалась деловая древесина. В шахты требовался лес определенного размера. Так, для стоек необходимы срубы длиной от 1,5 м до 6 м, определенного диаметра. Часть леса шла в другое структурное подразделение комбината - СМУ на строительство, лес использовался на золотоизвлекательной фабрике комбината, в жилищно - эксплуатационной конторе комбината. Для вырубки леса лесхоз выделял лесосеки, выдавал лесорубочные билеты. В связи с тяжелыми условиями труда каждые три года ему предоставлялся дополнительный отпуск. Считает, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по п. 7 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

     Представитель истца Маркидонова Е.И. иск поддержала, пояснив, что мехлесопункт являлся цехом ГОКа «Балейзолото», занимался заготовкой древесины в промышленных объемах, т.к. шахты комбината нуждались в крепежном лесе. Истец работал на лесосеке полный рабочий день, постоянно. В мехлесопункте было несколько участков: лесосеки, лесовозные дороги, лесобиржа, лесозавод. На лесосеке производилась подготовка участка для вырубки, валка, вырубка леса, доставка леса на склад по лесовозным дорогам. Мухаметнуров Н.В. был занят на работах в едином технологическом процессе.

     Представитель ответчика Кривенкова Л.Ю. иск не признала. Она пояснила, что Мухаметнуров Н.В. обратился за назначением пенсии 15 марта 2011 г. В ее назначении ему отказано, т.к. документы, подтверждающие наличие у него специального стажа, не представлены. Согласно трудовой книжке он работал мастером на лесосеках в структурном подразделении ГОКа «Балейзолото» с 1 сентября 1980 г. по 30 сентября 1996 г. Этот период не включен в льготный стаж, т.к. не представлены документы, подтверждающие, что предприятие осуществляло промышленную заготовку леса, и документы, подтверждающие занятость истца в едином технологическом процессе лесозаготовок. При проверке архивных документов сведений о характере и условиях его работы не выявлено. При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда выполняемых им работ, оснований для назначения пенсии досрочно нет.

      Свидетель ФИО11 пояснил, что работал главным инженером Балейского мехлесопункта, который являлся структурным подразделением ГОКа «Балейзолото». Мехлесопункт был создан для нужд комбината. Деловая древесина: тес, плаха, брус, нужна для шахты, где лес использовался для крепления и укладки шпал, лес использовался на золотоизвлекательной фабрике комбината, использовался для строительства цехом комбината - СМУ. Лес готовился в больших объемах. Участки для его заготовки выделялись на территории Балейского района, Оловянинского района. Кроме того, лес поставлялся из п. Харагун по железной дороге. На верхнем складе Балейских лесосек производилась валка леса, раскрыжовка хлыстов по 3 и 6 метров, сортировка леса, его распиловка, лес складировался, вывозился на нижний склад по лесовозным дорогам. Заготовка леса производилась до 36 тыс. кубометров в год. Отходы использовались как дрова и предоставлялись работникам комбината, население дровами обеспечивал гортоп. На лесосеке работали вальщики, трактористы, чокеровщики, рубщики сучьев. Была и ремонтная бригада, т.к. использовалась техника: бульдозеры, грейдеры. Когда комбинат стал разваливаться, МЛП передали муниципалитету. На лесосеке мастер составлял технологические карты, наряды, принимал продукцию, передавал ее на лесобиржу. Ежедневно документация передавалась начальнику МЛП. На каждую делянку составлялась технологическая карта, утверждал ее лесхоз.

      Свидетель ФИО10 пояснил, что работал сначало в МЛП, потом инженером по организации и нормированию труда комбината «Балейзолото». МЛП не являлся юридическим лицом, это - цех комбината. В МЛП было пять участков: лесосеки, лесовозные дороги, лесозавод, лесобиржа, асфальтный завод. На лесосеках осуществлялась заготовка древесины в основном для нужд шахт комбината. Лес готовился в промышленных объемах. Его готовили не только в Балейском и соседних районах, но и привозили из Харагуна П-Забайкальского района по железной дороги на ст. Приисковая, откуда Балейское автотранспортное предприятие доставляло лес на комбинат. Рабочий день у работников лесосеки начинался в 7 час. утра. На вахтовой машине они добирались до лесосеки, где работали до 17 час., затем к 19 час. возвращались домой. Лесосеки располагались на территории всего района, даже на расстоянии 100 км. от г. Балея. Людей на работу и с работы доставляли на вахтовой машине. В декабре 1996 г. МЛП передан в муниципальную собственность.

       Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает требование Мухаметнурова Н.В. обоснованным.

      В соответствии с ст. 39 Конституции России каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

      Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. В качестве условий назначения пенсии по старости устанавливает достижение пенсионного возраста: для мужчин 60 лет, для женщин - 55 лет, и наличие страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении 55 лет, если они имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет и не менее 12 лет 6 месяцев работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

В соответствии с п. 7 ст. 27 Федерального закона «О Трудовых пенсиях в РФ» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 №173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.       

      Согласно Списку профессий и должностей рабочих и мастеров(в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273 право на досрочное назначение пенсии имеют мастера, старшие мастера, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах. Указанный перечень распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида вырубок).           

      В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж, работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

       Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

      Согласно трудовой книжке Мухаметнуров Н.В. принят в 4 апреля 1980 г. лесорубом Балейских лесосек, с 25 июня 1980 г. переведен и.о. мастера лесосек, 1 сентября 1980 г. переведен мастером Балейских лесосек, уволен 30 сентября 1996 г. (л.д. 13-18). Факт работы Мухаметнурова Н.В. подтверждается справкой Балейского муниципального архива (л.д.19).

      В назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано (л.д.8-10).        

      По сообщению налоговой инспекции сведений относительно «ОАО «ГОК Балейзолото» и Балейского мехлесопункта ОАО «ГОК Балейзолото» в ЕГРЮЛ нет.

       В Балейском архиве документов о деятельности МЛП комбината нет (л.д.80).

      Наличие мехлесопункта в составе ГОКа «Балейзолото» подтверждается трудовой книжкой истца, справкой главы администрации городского поселения «г. Балей» (л.д.21), справкой исполнительного директора АО «Балейзолото» от 30.09.1996 г. (л.д.22), сообщением Балейского отдела Гослесослужбы края (л.д.24).

      Согласно решению городской Думы г. Балея от 31 января 1997 г. в муниципальную собственность с 1 февраля 1997 г. принят мехлесопункт ОАО «Гок Балейзолото» (л.д.32). Постановлением главы администрации г. Балея от 18.04.1997 г. постановлено руководителю ОАО «ГОК Балейзхолото» произвести перевод производственного коллектива БМЛП и РСУ комбината в муниципальное унитарное предприятие «Балейский мехлесопункт» с 1.04.1997 г. (л.д. 74). В настоящее время МУП БМЛП ликвидирован.

       Из справки председателя Комитета по экономике и управлению имуществом г. Балея следует, что Балейский горно-обогатительный комбинат «Балейзолото» в результате приватизации перерегистрирован в Акционерное общество открытого типа «Балейзолото» согласно постановлению главы администрации г. Балея № 1187 от 3.11.1992 г. В связи с принятием ГК РФ зарегистрировано изменение правового статуса АО ОТ «Балейзолото» в открытое акционерное общество «Горнообогатительный комбинат «Балейзолото» (постановление Главы администрации г. Балея № 339 от 23.06.1995 г.) (л.д.20).         

      Из справки, выданной исполнительным директором АО «Балейзолото» 30 сентября 1996 г., следует, что АО «Балейзолото» осуществляет заготовку древесины в промышленных объемах силами Балейского мехлесопункта для собственных нужд (крепежный лес для подземных горных работ), нужд предприятий и организаций г. Балея и Балейского района (продукция лесозавода), нужд населения. Общий объем производства до 30 тыс. кубометров в год (л.д.22).

       Согласно справке Балейского мехлесопункта АО «Балейзолото» от 30 сентября 1996 г. участок Балейских лесосек осуществляет заготовку деловой древесины и дров на условиях полной занятости работников с 42-часовой рабочей неделей (л.д.23).          

       Согласно сообщению начальника Балейского отдела Гослесослужбы Балейский лесхоз согласно книге регистрации лесорубочных билетов производил отпуск лесосечного фонда в период с 1980 г. по 1996 гг. Балейскому мехлесопункту комбината «Балейзолото» для промышленной заготовки. Лесорубочные билеты, технологические карты и другие документы по отводу лесосек уничтожены, т.к. срок хранения документов 5 лет (л.д.24). Выписки из годовых отчетов Балейского лесхоза подтверждают использование лесосечного фонда комбинатом «Балейзолото» в 1984, 1985, 1987, 1988, 1989 гг. в промышленных объемах, в бухгалтерских отчетах содержаться сведения о выделении леса, о фактической вырубке, недорубах, об отсрочке. Так, в 1984 г. выделено по нарядам, выписано по лесобилетам 23 тыс. кубометров леса, фактически вырублено 21,3 тыс. кубометров, недорубы 1,7 тыс. кубометров леса - отсрочка; в 1987 г. предоставлено 25,5 тыс. кубометров, вырублено 27,9 тыс. кубометров. (л.д. 68-73).

       Из представленных лесхозом для обозрения документов за 1999 г. следует, что для лесозаготовок отводится площадь в соответствии с планом лесного массива, выдается на этот участок лесорубочный билет, составляется технологическая карта, где указывается схема разработки лесосеки ее характеристика, какие работы будут произведены, какая техника используется. После выполнения работ составляется акт на сдачу лесосеки.

      Как пояснил истец, он занимался составлением технологической карты, она изготавливалась в 3 экземплярах, один хранился в лесхозе, другой передавался начальнику МЛП. По окончанию работ на лесосеке он отчитывался перед лесхозом и сдавал лесосеку.

      Письменные материалы дела согласуются с пояснениями истца, свидетелей, оснований не доверять им, нет.           

      Наличие единого технологического процесса подтверждается также актом приема-передачи основных средств с баланса ОАО «ГОК Балейзолото» на баланс администрации г. Балея, из которого следует, что в МЛП имелась техника, используемая для заготовки леса, вахтовка, лесопилорама, станки для разделки леса, бульдозеры, погрузчики, трелевочные трактора, автокраны, лебедки, автомашины марки «Камаз», «Урал» с прицепами, а также здание лесозавода, гаражей, склада, подсобных цехов и т.п. (л.д. 75-79), что подтверждает деятельность мехлесопункта по заготовке древесины на лесосеках (валка леса, трелевка древесины, штабелевка на промежуточных складах и верхнем складе), вывоз древесины на нижний склад, разделка древесины, наличие лесозавода.              

       Из акта проверки работы истца № 15 от 5.04.2011 г. отделом ПФР в Балейском районе следует, что истец согласно книге приказов, лицевым счетам, личной учетной карточке работал мастером участка Балейских лесосек, отпусков без содержания, курсов и других отвлечений от работы не имеется (л.д.48).

      Согласно личной учетной карточке за 1996 г. по БМЛП ОАО ГОК «Балейзолото», предоставленной архивом, следует, что Мухаметнурову Н.В. предоставлялись очередные отпуска, каждые три года предоставлялся дополнительный отпуск, всего предоставлялось 52 рабочих дня.

      Документы подтверждают особые условия труда, занятость истца постоянно, полный рабочий день.

      Исследование пенсионного дела Мухаметнуровой Л.Д. показывает, что мастерам лесосеки в Балейском мехлесопункте ОАО ГОК «Балейзолото» назначалась пенсия за работу в особых условиях на лесозаготовках.                   

      Совокупность исследованных судом доказательств дает основание признать право Мухаметнурова Н.В. на назначение трудовой пенсии досрочно. Оснований сомневаться в том, что Мухаметнуров Н.В. был занят на лесозаготовительных работах в едином технологическом процессе, где заготовка древесины производилась в промышленных объемах, не имеется.

       Мухометнуров Н.В. достиг 15 марта 2011 г. возраста 55 лет. Его специальный стаж по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273, составил более 16 лет, что достаточно для назначения трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 7 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. истец имеет страховой стаж более 27 лет.

       Мухаметнуров Н.В. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях 15 марта 2011 г.

       Учитывая, что истец имел необходимый стаж для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, обладал им при обращении с заявлением о назначении пенсии, следует обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно со дня обращения, т.е. с15.03.2011 г.

      Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Признать за Мухаметнуровым Нафисом Васбирахмановичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 15 марта 2011 г.

       Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) назначить Мухаметнурову Нафису Васбирахмановичу трудовую пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 15 марта 2011 г.

      Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

       

                                                   Судья