Судебное решение по гр. делу по иску прокурора к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям о возложении обязанности принять меры к антитеррористической укрепленности учреждений



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г. Балей                                                                                       3 октября 2011 г.

        Балейский городской суд Забайкальского края в составе

председательствующего Бородиной Т.П.,

с участием прокурора Келлер А.В.,

при секретаре Зиминой М.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Балейский район», муниципальному учреждению «Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район, муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 13 «Чайка», муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 5 «Березка», муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 9 «Золотинка», муниципальному дошкольному образовательному учреждению №7 «Солнышко», муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 12 «Ястребок», муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 14 «Золотой ключик», муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 10 «Аленушка» о принятии мер по антитеррористической укрепленности объектов дошкольного образования,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

     В ходе проверки антитеррористической укрепленности в учреждениях дошкольного образования установлено, что в зданиях каждого детского сада имеется мобильный телохранитель, за организацией пропускного режима следит вахтер. При входе в здание отсутствует контрольно-пропускной пункт, не установлено видеонаблюдение, нет охранной сигнализации с выводом на ПЦО ОВО МО МВД России по Забайкальскому краю «Балейский».

Отсутствие систем физической защиты и охраны является нарушением требований Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. «О противодействию терроризму», Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

        Организация деятельности руководителей образовательных учреждений по противодействию терроризму не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет за собой нарушение основных принципов противодействию терроризма, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, а также ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье людей.

        Обстоятельствами и условиями, способствующими данным нарушениям, является недостаточный контроль со стороны администрации муниципального района «Балейский район», Комитета образования муниципального района «Балейский район» за соблюдением требований законодательства к физической защите образовательных учреждений, халатное отношение в организации деятельности по противодействию терроризму.

        Выявленные нарушения физической защиты образовательного учреждения могут способствовать совершению на территории учреждения различного рода правонарушений и преступлений.

       В судебном заседании прокурор поддержал иск, сославшись на приведенные в заявлении обстоятельства.

      

       Представитель МУ «Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район» и администрации муниципального района «Балейский район» Чистохин К.И. иск признал частично. Он пояснил, что администрацией района разработана целевая программа «Комплексная безопасность в муниципальных образовательных учреждениях муниципального района «Балейский район» (2011 - 2012 гг.), которой предусмотрено оборудование детских садов не только видеонаблюдением, но и установкой охранной сигнализации и контрольно-пропускной системы. Однако эти мероприятия требуют значительных денежных затрат. Их осуществление возможно при финансовой поддержке края.

       Требование в части установки видеонаблюдения считает обоснованным. В связи с тем, что администрация не имеет денежных средств в объеме, достаточном для осуществления мероприятий по антитеррористической укрепленности дошкольных учреждений, просит предоставить время для исполнения решения суда до 1.09.2012 г. В части требований об установке охранной сигнализации с выводом на ПЦО ОВО и осуществление пропускного режима просит в иске отказать.      

       Руководители муниципальных дошкольных образовательных учреждений с иском в части установки охранной сигнализации и осуществления пропускного режима не согласны, считают достаточным осуществление пропускного режима специально назначенными ответственными лицами, а также использования тревожной кнопки.

        Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

       Согласно Федеральному закону № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. (ред. от 3.05.2011г.) «О противодействию терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах:

приоритет мер предупреждения терроризма;

минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (ред. от 17.12.2009 г. с изменениями от 21.07.2011 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 4) целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

        Согласно ст. 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В связи с реорганизацией и образованием Забайкальского края в целях продолжение работы по созданию условий, обеспечивающих безопасность всех участников образовательного процесса постановлением Правительства Забайкальского края 28.12.2009 г. утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2010 -2012 гг.)».

        В образовательных учреждениях муниципального района «Балейский район» принятые меры по противодействию терроризму не отвечают требованиям вышеназванных законов, хотя Балейский межрайпрокурор обращал внимание руководителей дошкольных образовательных учреждений, администрации муниципального района «Балейский район» на необходимость принятия должных мер по предупреждению терроризма (л.д.5-6, 8-9).          

       Детские сады являются объектами социальной значимости с массовым пребыванием граждан.

       Из актов обследования следует, что в детских садах отсутствует система технического контроля за обстановкой, охранная сигнализация с выводом на ПЦО ОВО при ОВД по Балейскому району, пропускной режим осуществляется вахтером.

       Учредителем образовательных учреждений является администрация муниципального района «Балейский район».

       Согласно Уставу муниципального района «Балейский район» администрация МР «Балейский район» является исполнительно-распорядительным органом и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

       В соответствии с Положением об администрации МР «Балейский район» полномочиями администрации в области образования являются организация совместно с комитетом образования администрации МР предоставления на территории района общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; участие в осуществлении контроля и координация деятельности муниципальных образовательных учреждений; участие в осуществлении контроля за содержанием расположенных на территории района зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройством прилегающих территорий.

       Таким образом, обеспечение антитеррористической безопасности участников образовательного процесса является обязанностью ответчиков. Не принятие должных мер по противодействию терроризму является незаконным. Следует обязать ответчиков принять меры по предупреждению терроризма, физической защите и охране дошкольных образовательных учреждений, в частности, установить в детских садах видеонаблюдение, охранную сигнализацию с выводом на пульт в ОВО при ОВД по Балейскому району, организовать пропускной режим входа в учреждения.

       Принимая во внимание, что для проведения указанных мероприятий требуется длительное время и значительные денежные средства, следует обязать ответчиков провести их к 1 сентября 2012 г.

        В соответствии с ст. 100 ГПК РФ с дошкольных образовательных учреждений подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 4000 руб. Суд считает возможным на основании ст. 333.20 НК РФ удовлетворить ходатайство руководителей образовательных учреждений о снижении размера госпошлины в связи с трудным финансовым положением учреждения, поскольку детские сады являются бюджетными учреждениями, доходов от своей деятельности не имеют, и взыскать в доход государства госпошлину в размере 200 руб. с каждого.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Признать бездействие администрации муниципального района «Балейский район», муниципального учреждения Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район» и дошкольных образовательных учреждений в части ненадлежащей физической защиты и охраны детских садов незаконным.

        Обязать

муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Чайка», муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 5 «Березка», муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 9 «Золотинка», муниципальному дошкольное образовательное учреждение №7 «Солнышко», муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 12 «Ястребок», муниципальному дошкольное образовательное учреждение № 14 «Золотой ключик», муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Аленушка»,

администрацию муниципального района «Балейский район»,

муниципальное учреждение Комитет образования администрации муниципального района «Балейский район»

установить в срок до 1 сентября 2012 г.

в МДОУ детский сад № 13 «Чайка», МДОУ детский сад № 5 «Березка», МДОУ детский сад № 9 «Золотинка», МДОУ детский сад № 7 «Солнышко», МДОУ детский сад № 12 «Ястребок», МДОУ детский сад № 14 «Золотой ключик», МДОУ детский сад № 10 «Аленушка»

систему технического контроля (видеонаблюдение),

охранную сигнализацию с выводом на ПЦО ОВО МО МВД России по Забайкальскому краю «Балейский»,

осуществлять пропускной режим входа в учреждения.

        Взыскать с МДОУ детский сад № 13 «Чайка», МДОУ детский сад № 5 «Березка», МДОУ детский сад № 9 «Золотинка», МДОУ детский сад № 7 «Солнышко», МДОУ детский сад № 12 «Ястребок», МДОУ детский сад № 14 «Золотой ключик», МДОУ детский сад № 10 «Аленушка» госпошлину в доход государства в сумме 200 руб. с каждого учреждения.

        Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

                                       

                                                 Судья