Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 21 ноября 2011 года Балейский городской суд Забайкальского края В составе председательствующего судьи Румянской Н.И., При секретаре Пешковой Л.Л. С участием прокурора Загонкина И.Б. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах Сверкунова Артема Николаевича из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Администрации муниципального района « Балейский район «, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что Сверкунов Артем Николаевич,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей - мать. Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец С. умер ДД.ММ.ГГГГ г. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением Главы администрации муниципального района « Балейский район « от 16 января 2006 года № № Сверкунов А.Н. был устроен в Алиинский детский дом. Жилплощадь за несовершеннолетним Сверкуновым была закреплена по адресу: <адрес> Однако данное жилое помещение принадлежит Ю.. - брату Сверкунова А.Н., который не имеет прав на него. В настоящее время указанный дом признан непригодным для проживания. В настоящее время с 03 марта 2010 года Сверкунов А.Н.. состоит в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения « Матусовское ». Однако жилое помещение ему до сих пор не представлено, чем нарушены его жилищные права. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Сверкунов А.Н. в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью - не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав. Балейский межрайпрокурор просит суд обязать Администрацию муниципального района « Балейский район « предоставить Сверкунову А.Н. на территории сельского поселения « Матусовское» жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы в 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района « Балейский район « на эти цели за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. В судебном заседании процессуальный истец - Балейский межрайпрокурор исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Однако просил суд обязать Администрацию муниципального района « Балейский район « предоставить Сверкунову А.Н. изолированное жилое помещение на территории городского поселения « Город Балей «. Сверкунов А.Н. исковые требования поддержал. Также просил суд обязать Администрацию муниципального района « Балейский район « предоставить ему изолированное жилое помещение в черте города Балея. Представитель ответчика администрации МР « Балейский район « исковые требования признал в части предоставления жилого помещения за счет денежных средств, предоставляемых на эти цели из бюджета Забайкальского края. Денежные средства на выполнение указанных государственных полномочий в бюджет МР « Балейский район « за 2 и 3 квартал 2011 года не поступали. Учитывая, отсутствие со стороны Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края финансирования на приобретение администрацией МР « Балейский район « жилого помещения для Сверкунова Артема Николаевича, а также в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просят суд: В случае поступления субвенций из бюджета Забайкальского края на обеспечение жильем детей - сирот решение суда будет исполнено, не смотря на отсрочку. Последствия признания исковых требований разъяснены. Ответчик Правительство Забайкальского края в лице представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Зотова Д.А. просил суд рассмотреть дело в их отсутствие в связи с невозможностью выезда, составу суда доверяют. Пояснив следующее: организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является органом, который может представлять казну края в судах. Правительство Забайкальского края как орган исполнительной власти субъекта РФ не обладает полномочиями по распределению жилья и предоставлению его по договорам социального найма. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просят в удовлетворении исковых требований Балейского межрайонного прокурора отказать, исключив Правительство Забайкальского края из ответчиков. Согласно отзыва представителя Министерства финансов Забайкальского края Каменевой Л.В. следует, что предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. Субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам и городским округам, которые в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Законом Забайкальского края № 450 - ЗЗК от 23. 12. 2010 г. « О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов « ( Приложение 13 ) на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством ), жилой площадью, бюджету муниципального района « Балейский район « предусмотрены субвенции в размере 1 996, 8 тыс. руб., которые были перечислены в бюджет округа. Таким образом, средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год, направлены в бюджет муниципального района « Балейский район « в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края, исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Предоставление детям - сиротам жилого помещения является обязанностью муниципального района « Балейский район» и на основании статей 126, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона. Кроме того, обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие достаточного финансирования не должно являться основанием для неосуществления (ненадлежащего осуществления) органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Просят суд в удовлетворении исковых требований Балейского межрайонного прокурора, в интересах Сверкунова Артема Николаевича, к Министерству финансов Забайкальского края - отказать. В связи с невозможностью участия представителя в судебном заседании, просят дело рассмотреть без их участия. На основании ст. 167 п. 5 ГПК РФ суд вправе рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчиков. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Балейского межрайонного прокурора, законными и обоснованными по следующим основаниям. Согласно материалов дела Сверкунов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период своего несовершеннолетия остался без попечения родителей. Постановлением Главы муниципального образования Балейского района от 16.01.2006 г. № № Сверкунов Артем Николаевич была устроен в Алиинский детский дом. За несовершеннолетним было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> в настоящее время указанный дом признан непригодным для проживания. С 03.03.2010 года Сверкунов А.Н. состоит на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью в администрации сельского поселения « Матусовское «. По информации представленной Администрацией сельского поселения «Матусовское « Сверкунов А.Н. состоит на учетном списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения. (л.д.14). Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю следует, что сведения о правах на объекты недвижимости у Сверкунова Артема Николаевича отсутствуют (л. д.18). В соответствии со ст. 2 ЖК РФ условия для осуществления гражданами права на жилище обеспечивают органы государственной власти и органы самоуправления в пределах своих полномочий. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы Федеральным Законом от 21.12. 1996 года № 159 -ФЗ (ред. От 17.12. 2009 г.) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно п. 2 ч.2 ст. 57 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена и составляет 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одинокого проживающего человека. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей данной категории, в частности ею предусмотрено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных проблем. Таким образом, Сверкунов А.Н. имеет право на обеспечение жилым помещением общей площадью не ниже 25 кв. метров в г. Балее. Согласно Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159 -ФЗ (ред. от 17.12.2009 года)» О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии прав детей указанной категории относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304 -ЗЗК « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить осуществление государственного полномочия относительно обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления. Таким образом, обязанность по обеспечению Сверкунова А.Н. жилым помещением следует возложить на администрацию муниципального района « Балейский район « за счет средств, предоставляемых субвенций из бюджета Забайкальского края, на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 Закона № 304 - ЗЗК). Из приведенных законоположений следует, что органы местного самоуправления по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить жилое помещение в соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной Забайкальского края или уполномоченное им лицо. В нарушение указанных норм действующего законодательства, до настоящего времени, жилое помещение органами исполнительной власти Сверкунову А.Н.. не предоставлено. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Сверкунов А.Н. в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью - не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав. Непривлечение в дело в качестве ответчиков Правительства Забайкальского края и Министерства финансов края влечет невозможность постановки вопроса об изменении порядка и способа исполнения решения путем возложения на органы субъекта обязанности выплатить стоимость жилья в натуре, поскольку в соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ замена способа исполнения решения может иметь место только в отношении лиц, участвующих в деле. К тому же предоставление жилья детям - сиротам органами местного самоуправления невозможно без выделения средств на указанные цели, и, следовательно, без привлечения к участию в деле органов, на которые законом возложена обязанность по выделению таких средств, невозможно. В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Балейского межрайпрокурора удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района « Балейский район « предоставить Сверкунову Артему Николаевичу, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте города Балея, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы в 25 кв. метра. Исполнение решения в данной части отсрочить исполнением до 01 июля 2012 года. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Правительства Забайкальского края профинансировать приобретение данного жилья за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Решение может быть обжаловано и внесено представление в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение десяти дней со дня его оглашения. Судья: