решение по гражданскому делу о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



                                Р Е Ш Е Н И Е

            И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

               24 января 2012 года

Балейский городской суд Забайкальского края

В составе председательствующего судьи Румянской Н.И.,

При секретаре Гончаренко Н.М.

С участием прокурора Фалилеевой Е.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах Семеновой Е.В. из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Администрации муниципального района « Балейский район « о предоставлении изолированного жилого помещения по договору социального найма, наложении обязательства на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района « Балейский район» на эти цели за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края,

                                      У С Т А Н О В И Л:

                      Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что Семенова Е.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей - ее мать С. была лишена родительских прав решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года, отец был записан со слов матери.

                 В связи с отсутствием родительского попечения на основании Постановления Администрации Главы администрации г. Балея № 239 от ДД.ММ.ГГГГ года над Семеновой Е.В. была установлена опека. Опекуном назначена Л.

                 Семенова Е.В. состоит на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации городского поселения « Город Балей « с 1999 года. В настоящее время - в Администрации МР « Балейский район «.

         Номер учетной очереди № 197. Однако жилое помещение ей до сих пор не представлено, чем нарушены ее жилищные права.

              В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Семенова Е.В. в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью - не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав.

           Балейский межрайпрокурор просит суд обязать Администрацию муниципального района « Балейский район « предоставить Семеновой Е.В. на территории городского поселения жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы в 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.

         Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района « Балейский район « на эти цели за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

            В судебном заседании процессуальный истец - Балейский межрайпрокурор исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

        Представитель ответчика администрации МР « Балейский район « исковые требования признал в части предоставления жилого помещения за счет денежных средств, предоставляемых на эти цели из бюджета Забайкальского края. Денежные средства на выполнение указанных государственных полномочий в бюджет МР « Балейский район « за 2 и 3 квартал 2011 года не поступали. Учитывая, отсутствие со стороны Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края финансирования на приобретение администрацией МР « Балейский район « жилого помещения для Семеновой Е.В., а также в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд предоставить администрации муниципального района « Балейский район « отсрочку исполнения решения Балейского городского суда по данному гражданскому делу до 01.06.2013 года.

В случае поступления субвенций из бюджета Забайкальского края на обеспечение жильем детей - сирот решение суда будет исполнено, не смотря на отсрочку.

Последствия признания исковых требований разъяснены.

         Ответчик Правительство Забайкальского края в лице представителя Елизовой Н.Е. просил суд рассмотреть дело в их отсутствие в связи с невозможностью выезда, составу суда доверяют. Пояснив следующее: организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является органом, который может представлять казну края в судах. Правительство Забайкальского края как орган исполнительной власти субъекта РФ не обладает полномочиями по распределению жилья и предоставлению его по договорам социального найма. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просят в удовлетворении исковых требований Балейского межрайонного прокурора отказать, исключив Правительство Забайкальского края из числа ответчиков. Надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация муниципального района « Балейский район «.

                 Представитель Министерства финансов Забайкальского края Л.В. Каменева в асвязи с невозможность. Принять участие в судебном заседании просила рассмотреть дело без участия Министерства финансов Забайкальского края, копию решения направить в адрес Министерства.

          При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 ч. 4 и ч. 5 ГПК РФ.

          Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Балейского межрайонного прокурора, законными и обоснованными по следующим основаниям.

         Согласно материалов дела Семенова Е.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетия осталась без попечения родителей. В связи с отсутствием родительского попечения на основании Постановления Администрации Главы Администрации г. Балея № 239 от ДД.ММ.ГГГГ года над Семеновой Е.В. была установлена опека Л (л.д. 11).

            В настоящее время она состоит на таком учете в администрации МР « Балейский район «. Номер учетной очереди 197 (л. д.15).

            Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю следует, что сведения о правах на объекты недвижимости у Семеновой Е.В. отсутствуют (л. д.16).

      

         В соответствии со ст. 2 ЖК РФ условия для осуществления гражданами права на жилище обеспечивают органы государственной власти и органы самоуправления в пределах своих полномочий.

        Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы Федеральным Законом от 21.12. 1996 года № 159 -ФЗ (ред. От 17.12. 2009 г.) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

         Согласно п. 2 ч.2 ст. 57 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

          Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

          Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена и составляет 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека.

               В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматриваются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей данной категории, в частности ею предусмотрено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

               Таким образом, Семенова Е.В. имеет право на обеспечение жилым помещением общей площадью не ниже 25 кв. метров в г. Балее.

           Согласно Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159 -ФЗ (ред. от 17.12.2009 года)» О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии прав детей указанной категории относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

           В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304 -ЗЗК « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить осуществление государственного полномочия относительно обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

             В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.

              Таким образом, обязанность по обеспечению Семеновой Е.В.. жилым помещением следует возложить на администрацию муниципального района « Балейский район « за счет средств, предоставляемых субвенций из бюджета Забайкальского края, на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

             Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 Закона № 304 - ЗЗК).

             Из приведенных законоположений следует, что органы местного самоуправления по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить жилое помещение в соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной власти Забайкальского края или уполномоченное им лицо.

         В нарушение указанных норм действующего законодательства, до настоящего времени, жилое помещение органами исполнительной власти Семеновой Е.В. не предоставлено.

              В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Семенова Е.В. в силу юридической неграмотности, тяжелого материального положения, отсутствия средств для обращения за квалифицированной юридической помощью - не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав.

          Непривлечение в дело в качестве ответчиков Правительства Забайкальского края и Министерства финансов края влечет невозможность постановки вопроса об изменении порядка и способа исполнения решения путем возложения на органы субъекта обязанности выплатить стоимость жилья в натуре, поскольку в соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ замена способа исполнения решения может иметь место только в отношении лиц, участвующих в деле. К тому же предоставление жилья детям - сиротам органами местного самоуправления невозможно без выделения средств на указанные цели, и, следовательно, без привлечения к участию в деле органов, на которые законом возложена обязанность по выделению таких средств.

            В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

        Суд считает возможным с учетом мнения истицы отсрочить исполнение данного решения в части предоставления Администрацией муниципального района « Балейский район « Семеновой Е.В. изолированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, размером не менее 25 кв. метров общей площади.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд

                                               Р Е Ш И Л:

                Исковые требования Балейского межрайпрокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района « Балейский район « предоставить Семеновой Е.В., как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изолированное жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте города Балея, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы в 25 кв. метра.

               Исполнение решения в данной части отсрочить исполнением до 01 июня 2013 года.

               Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Правительства Забайкальского края профинансировать приобретение данного жилья за счет предоставляемого бюджету муниципального района субвенций из бюджета края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

             Решение может быть обжаловано и внесено представление в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение одного месяца со дня его оглашения.

                                       Судья: