решение по гражданскому делу о признании постановления администрации муниципального района противоречащим закону и недействующим со дня его принятия



                                                    Р Е Ш Е Н И Е

           И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        27 августа 2012 года

Балейский городской суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Румянской Н.И.

при секретаре Гончаренко Н.М.

с участием прокурора Загонкина И.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района « Балейский район « о признании Постановления администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11.2011 г. № 1577 « об устранении схемы расположения земельного участка противоречащим Закону и недействующим со дня его принятия,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

              Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что ими проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

               28.11.2011 Постановлением администрации муниципального района « Балейский район « № 1577 утверждена схема расположения земельного участка.

                Данное постановление является незаконным, в связи, с чем 19.06.2012 года Балейской межрайонной прокуратурой в администрацию муниципального района « Балейский район « на указанное Постановление был принесен протест.

              Администрацией муниципального района « Балейский район « протест прокурора был отклонен, в связи, с чем Балейская межрайонная прокуратура оспаривает данное решение в судебном порядке.

               Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального Закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации « в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации (введен в действие ФЗ от 29.12.2004 г. № 189 - ФЗ), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

           В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации « с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме.

         В нарушение указанного Федерального закона администрацией муниципального района « Балейский район « сформирован земельный участок и утверждена схема земельного участка, площадью 4797 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

          Таким образом, постановлением администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11.2011 № 1577 нарушены права пользования жильцов придомовой территории <адрес>.

        Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащими закону полностью или в части.

                В судебном заседании Балейский межрайпрокурор исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Внес уточнения в части того, что оспаривают вышеуказанный правовой акт в порядке ст. 254 ГПК РФ главы 25 « Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а не в порядке статьи 251 ч. 1 ГПК РФ, как было заявлено первоначально.

                 Представитель Администрации МР « Балейский « исковые требования Балейского межрайпрокурора не признал по следующим основаниям.

               Согласно действующему законодательству распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (в том числе права на земельный участок под многоквартирным домом) определен в ст. 36 ЗК РФ. Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 - ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации « был установлен специальный порядок предоставления земельных участков, расположенных под многоквартирными домами. Так, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

               Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12- П « По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации частей 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова « указанная норма была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (частью 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, что она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Решения Конституционного суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

                 Постановление администрации МР « Балейский район « от 28.11. 2011 года № 1577 « Об утверждении схемы расположения земельного участка « было принято на основании заявления Администрации городского поселения « Город Балей «, которая является собственником нескольких жилых помещений, расположенных по <адрес> с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

                    Поэтому считают требования прокурора не состоятельными.

                   Указанные требования прокурора заявлены в порядке ст. 251 ГПК РФ, где речь идет о признании незаконным принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушающего права и свободы граждан, организаций. Заявление в указанном порядке является ошибочным. Прокурору следовало доказать, то оспариваемый правовой акт носит нормативный характер, затрагивает права, интересы и обязанности неопределенного круга лиц. Существенными признаками нормативного правового акта являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11. 2007 № 48).

        Однако данное постановление не является правовым актом, т.к. не порождает права, не налагает обязанностей и затрагивает интересы и свободы неопределенного круга лиц. Указанное постановление относится к конкретному объекту- дому <адрес>, затрагивает интересы конкретного, определяемого круга лиц- граждан, проживающих в этом доме. Постановление не было опубликовано в средствах массовой информации.

      Таким образом, заявление прокурора не может быть рассмотрено в порядке ст. 251 ГПК РФ, т.к. не соответствует требованиям, установленным гражданским процессуальным законодательством.     

           При обращении в суд в указанном порядке заявителю надлежало доказать, что оспариваемый правовой акт носит нормативный характер, затрагивает права, свободы, интересы и (или) обязанности неопределенного круга лиц, и устранений указанных нарушений возможно только путем отмены оспариваемого НПА.

              В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

             На основании изложенного в удовлетворении исковых требований просят Балейскому прокурору отказать в полном объеме.

            Согласно постановления от 28 ноября 2011 года за № 1577 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 4797 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес> размещения домов многоэтажной жилой застройки (л.д.4).

              К данному постановлению приложена схема расположения земельного участка (л.д.5).

             От жильцов домов по <адрес> в Балейскую межрайонную прокуратуру поступило заявление с просьбой разобраться на основании чего началось строительство торгового павильона во дворе их домов, поскольку нарушены требования санитарного законодательства, в частности гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении, где указано, что на территории дворов и придомовой территории запрещено транзитное движение транспорта по внутридомовым проездам придомовой территории, размещение на территории любых предприятий торговли и общественного питания, производство мытья автомашин, слив топлива и масел и.т.д. (л.д.6-7).

            На постановление администрации муниципального района « Балейский район « № 1577 от 28.11.2011 года об утверждении схемы расположения земельного участка прокурором вынесен протест (л.д.8-9).

             29 июня 2012 года и.о. руководителя администрации « Балейский район « направлена информация об отказе отмены данного постановления по основаниям, указанным в доводах и в письменных возражениях представителя ответчика (л.д.10 - 11).     

             Согласно информации Администрации муниципального района « Балейский район « Забайкальского края, направленной Главе Администрации городского поселения « Город Балей « следует, что истребовано согласие или несогласие в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 30 кв.м., по заявлению индивидуального предпринимателя В.. « О предоставлении земельного участка для размещения торгового павильона», при рассмотрении данного вопроса просят учесть, что данный земельный участок сформирован для проведения межевания под многоквартирным жилым домом <адрес> при положительном ответе, границы сформированного земельного участка изменятся (схема с изменением границ прилагается). Также Администрация городского поселения « Город Балей « Забайкальского края сообщает, что не возражает в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 30 кв.м., по заявлению индивидуального предпринимателя В. при условии оплаты им выполнения кадастровых работ, т.к. данный земельный участок сформирован для проведения межевания под многоквартирным домом <адрес>. ( л.д.).

          Согласно схемы расположения земельного участка на 27.08.2012 года следует, что торговый павильон индивидуального предпринимателя В. расположен вне границ соответствующего земельного участка придомовой территории дома <адрес>

        Из копии решения Федерального бюджетного учреждения « Кадастровая палата» по забайкальскому краю Межрайонный отдел № 2 от 03 ноября 2011 года за № 75/ 11- 3223 следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании п. 2 ч.2 ст. 27 Закона отказано в связи с нарушением требований Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11. 2008 г. № 412 « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», т.е. из- за инженерных ошибок, что наблюдается в материалах дела межевого плана (л.д.).

               Постановлением от 26.09.2011 г. за № 1189 № 544 признано утратившим силу Постановление администрации муниципального района « Балейский район « от 26 мая 2011 г. №» Об утверждении схемы расположения земельного участка», в связи с изменением площади земельного участка (л.д.).

        В деле имеются схема расположения земельного участка, утвержденная Постановлением администрации МР « Балейский район « от 26.05.11 № 544, и вышеуказанное постановление, заявление Главы Администрации городского поселения « Город Балей « Т. в адрес Главы Администрации муниципального района « Балейский район « П. с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, для проведения кадастровых работ по адресу: <адрес>, для размещения домов многоэтажной жилой застройки так как городское поселение является собственником 14 квартир в этом многоквартирном жилом доме. ( л.д.).

      Свидетель Ш. показала, что Постановлением администрации муниципального района « Балейский район « от 29.09. 2011 г. № 1209 была утверждена схема расположения земельного участка <адрес> площадью 45 43 кв.м., на его основании подготовлен межевой план земельного участка от 05.10.2011 года.

               Постановлением администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11.2011 г. № 1576, было признано утратившим силу Постановление от 29.09.2011 г. № 1209, в связи с тем, что было принято Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.

            Постановлением администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11.2011 г. № 1577 была утверждена новая схема расположения земельного участка <адрес> площадью. 4797 кв.м. для выполнения нового межевого плана.

            Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ « Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующие рациональному использованию и охране земель недостаткам «в связи с этим и были устранены недостатки в межевом плане от 29.11.2011 г., для этого были использованы для работы кадастровые выписки о земельных участках от16.06.2010г. № 7503 /202/10 - 0578, от 16.11.2011г. № 75/202/11 -10224.

             Площадь земельного участка изменилась с тем, что соединили границы существующих земельных участков с устанавливаемыми границами земельного участка по <адрес> (существующие земельные участки это тепловые сети, подведенные к многоквартирному дому по <адрес>, и земельный участок по <адрес> который граничит с участком по <адрес>, данные участки стоят на кадастровом учете и имеют кадастровые номера, их границы не подлежат изменению).

              Свидетель Ш.пояснила, что она работает кадастровым инженером. В 2011 году Администрация городского поселения « Город Балей « обратилась с заявлением о проведении межевания земельных участков занятых многоквартирными домами, в том числе и дом по <адрес>, был заключен договор на оказание услуг.

               После определения границ земельного участка комиссией, в которую входили представители городской и районной администрации, и после утверждения схемы расположения земельного участка по ул. Профсоюзная, 4, было проведено межевание данного земельного участка. Администрацией городского поселения « Город Балей « межевой план был сдан на постановку на кадастровый учет в кадастровую палату. Кадастровой палатой было принято Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. После исправления допущенных ошибок, а именно схема расположения земельных участков была оформлена на основе топографического плана, согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ были устранены зазоры между смежными земельными участками; был выполнен новый межевой план от 29.11.2011 г.

           На основании межевого плана земельный участок поставлен на кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт земельного участка. Согласно Письму министерства экономического развития от 14. 01. 2011 г. № Д 23 - 41 земельным уачтскам занятым многоквартирными домами и поставленным на кадастровый учет, временный характер не присваивается.

            Заслушав представителя ответчика, свидетелей, заключение прокурора, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

                 Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 - ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

                В соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

                 Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации « в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

             В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации « с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

              

              

             Однако, часть 2, 3,5 ст.16 ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Жилищного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова « указанная норма была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на это общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П.

               Пункт 3 резолютивной части указанного Постановления гласит, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

           В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1- ФКЗ « О конституционном суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решение Конституционного Суда именуется Постановлением.

               Постановление администрации МР « Балейский район « от 28.11. 2011 года № 1577« Об утверждении схемы расположения земельного участка было принято на основании заявления Администрации Городского поселения «Город Балей «, которая является собственником нескольких жилых помещений, расположенных в <адрес> с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

          Таким образом, ссылка прокурора на ч. 3 ст. 16 ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не состоятельна.

         Из материалов дела следует, что после определения границ земельного участка комиссией, в которую входили представители городской и районной администраций, и после утверждения схемы расположения земельного участка <адрес>, было проведено межевание данного земельного участка. Администрацией городского поселения « Город Балей « межевой план был сдан на постановку на кадастровый учет в кадастровую палату. Кадастровой палатой было принято Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. После исправления допущенных ошибок, а именно схема расположения земельных участков была оформлена на основе топографического плана, согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ были устранены зазоры между смежными земельными участками; был выполнен новый межевой план от 29.11. 2011 года, в том числе были внесены изменения согласно схемы расположения земельного участка от 28.11. 2011 года.

               Постановлением администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11. 2011 г. № 1577 была утверждена новая схема расположения земельного участка по <адрес> площадью 4797 кв.м. для выполнения нового межевого плана.

               На основании межевого плана земельный участок был поставлен на кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт земельного участка. Согласно Письму министерства экономического развития от 14.01. 2011 г. № Д 23 -41 земельным участкам занятым многоквартирными домами и поставленным на кадастровый учет, временный характер не присваивается.

                Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса « Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, ченополосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующие рациональному использованию и охране земель недостаткам « в связи с этим и были устранены недостатки в межевом плане от 29.11.2011 года, для этого были использованы для работы кадастровые выписки о земельных участках от 16.06.2010 г. № 7503/202/1-0578, от 16.11. 2011 г. № 75 / 202/11-10224.

                 Следовательно, площадь земельного участка изменилась в связи с тем, что соединили границы существующих земельных участков с устанавливаемыми границами земельного участка по <адрес>,(это тепловые сети, подведенные к многоквартирному дому по <адрес> и земельный участок по <адрес> который граничит с участком по <адрес>, данные участки стоят на кадастровом учете и имеют кадастровые номера, их границы не подлежат изменению).

                 В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения, и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

         Согласно п. 68 вышеуказанного Постановления собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и.т.д.

              В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

             Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

                 По новой схеме расположения земельного участка павильон индивидуального предпринимателя В. не располагается на земельном участке многоквартирного <адрес>.

                   Поэтому ссылка прокурора в письменном заключении на нарушение п.2.10 СанПин 2.1.2.2645-10 о том, что на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини - рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых, является также несостоятельной.

               Доказательств противоречия Закону Постановления администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11. 2011 г. № 1577 « Об устранении схемы расположения земельного участка « прокурором суду не представлено.

         

                Руководствуясь изложенным и ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

             В удовлетворении исковых требований Балейского межрайпрокурора о признании постановления администрации муниципального района « Балейский район « от 28.11. 2011 № 1577 « Об утверждении схемы « Балейский район « противоречащим Закону, и признания данного Постановления недействующим со дня его принятия, отказать.

               Решение может быть обжаловано и внесено представление в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение одного месяца со дня его оглашения.

                                          Судья: