о признании права на приватизацию и признании права собственности на квартиру



Дело № 2-681(1)/2010 г.                                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2010 года                                                                         город Балашов                                                                         

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Климовой СВ.

при секретаре В

с участием истца П, представителя федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» по доверенности А

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П к Министерству обороны РФ о признании права на приватизацию и признании права собственности на квартиру,-

УСТАНОВИЛ:

П обратилась в Балашовский районный суд Саратовской области с вышеуказанным иском, в котором просит признать за ней право на приватизацию *** Саратовской области и признать право собственности на *** Саратовской области общей площадью 43,3 кв.м., в том числе жилой площадью 29,8 кв.м.

Свои требования мотивируя тем, что *** мужу истца Г на семью из трех человек по ордеру *** в порядке улучшения жилищных условий войсковой частью 21369 была предоставлена спорная квартира. *** брак между Г и П расторгнут. По решению Балашовского районного суда Саратовской области от *** Г признан утратившим право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем лицевой счет на квартиру был переоформлен на имя истца. В настоящее время в *** Саратовской области зарегистрирована и проживает истец. Обратившись *** с заявлением о приватизации спорной квартиры к начальнику ФГКЭУ «206 КЭЧ района», в оперативном управлении которого находится спорная квартира, истцом получен отказ, поскольку спорная квартира является служебной и отчуждению не подлежит. При заселении в квартиру ордер установленного образца не выдавался, договор найма служебного помещения не заключался. Указанная квартира относится к категории квартир государственного жилищного фонда. Ранее правом приватизации истец не пользовалась. Кроме того необходимо учитывать, что П с 1995 года работала в войсковой части 55773, затем в Балашовском военном институте, затем вновь в войсковой части 55773, откуда *** уволена по сокращению штата, то есть стаж работы истца в Министерстве обороны РФ более 10 лет.

Истец П исковые требования поддержала в полном объеме, выдвигая в обосновании вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Представитель Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» по доверенности А в судебном заседании просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством в связи с отсутствием полномочий на отчуждение спорной квартиры, при этом указывая, что ***-3 *** была предоставлена войсковой частью 21369 в связи с прохождением военной службы Г В спорную квартиру вселены Г, его жена и две дочери. Квартира *** ***-3 по решению исполнительного комитета Балашовского городского Совета народных депутатов от *** отнесена к служебным квартирам. Указанное жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью (района).Собственником спорной квартиры является Министерство обороны РФ, которое по состоянию на *** не приняло решение об отчуждении имущества.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо возражений на иск суду не представлено.

Суд, выслушав истца, представителя Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района», исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность.

В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно положениям ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона).

При этом отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в муниципальный жилищный фонд не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В судебном заседании установлено, что Г с *** по *** проходил военную службу в войсковой части 21369 г.Балашова.

В 1986 году Г и членам его семьи: жена П дочь Т и дочь Е предоставлена ***, расположенная в ***-3 (копия ордера *** от ***).

В силу п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до *** (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Указанное жилое помещение является собственностью Министерства Обороны Российской Федерации, что не оспаривается сторонами.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации).

В соответствии с правилами ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Требования ст. 106 ЖК РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Судом бесспорно установлено, что при предоставлении спорной квартиры Г вышеуказанные правовые требования ответчиками не соблюдены.

Ордер, выданный Г, не отвечает вышеуказанным требованиям ст. 105 ЖК РСФСР.

Суду не представлены доказательства о признании спорной квартиры служебной в установленном законом порядке.

*** брак между Г и П расторгнут.

На основании решения Балашовского районного суда Саратовской области от *** Г признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***-3, ***.

Основным квартиросъемщиком является П, что подтверждается копией лицевого счета.

В настоящее время в спорной квартире значится зарегистрированной и проживает только П (справка *** от ***, выданная обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домоуправление ***», копия лицевого счета, копия паспорта на имя П).

Нахождение *** Саратовской области на балансе ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» подтверждается выданной ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» справкой *** от *** и копией лицевого счета.

Согласно технического паспорта, изготовленного ***, общая площадь *** Саратовской области составляет 43,3 кв.м., в том числе жилая площадь 29,8 кв.м.

*** между ФГКЭУ «206 квартирно-эксплуатационная часть района» и П заключен договор найма служебного жилого помещения ***. Суд делает вывод, что вселение и пользование П спорным жилым помещением имеет место по договору социального найма.

Квартира *** *** Саратовской области является федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества *** от ***).

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от *** ***-р вышеуказанное имущество закреплено за ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления.

При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение относятся к ведомственному жилищному фонду и подлежит приватизации на общих основаниях.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность.

Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей.

Принимая во внимание вышеуказанные правовые требования при отсутствии добровольного разрешения данного спора собственником во внесудебном порядке, нарушенное право истца на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последняя пользуется на условиях социального найма, восстанавливается судом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П удовлетворить полностью.

Признать право П на приватизацию *** Саратовской области.

Признать за П право собственности *** Саратовской области, общей площадью 43,3 кв.м., в том числе жилой площадью 29,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (28 сентября 2010 года).

Председательствующий                                                               С.В.Климова