о признании права на назначение досрочной пенсии



Дело № 2-748(1)/2010 г.                                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года                                                                            город Балашов                                                                         

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Климовой СВ.

при секретаре В

с участием истца С, представителя Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области по доверенности Б

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной пенсии,-

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР: с *** по *** (1 год 7 месяцев 2 дн.), признать решение комиссии *** от *** в части исключения из льготного стажа периода службы в Вооруженных Силах СССР: с *** по *** (1 год 7 месяцев 2 дн.), обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области назначить досрочную пенсию с момента обращения, то есть с ***.

В обоснование иска указал, что истец с *** по настоящее время (23 года 9 месяцев 15 дней) работает в школе первоначально учителем, а в настоящее время заместителем директора.11.05.1981 г. по *** (1 год 7 месяцев 2 дн.)проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР.Обратившись в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истцом получено решение комиссии по пенсионным вопросам. Согласно решению из специального стажа исключен период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с11.05.1981 г. по *** (1 год 7 месяцев 2 дн.). Не согласившись с данным решением комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области С вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.

Истец С исковые требования поддержал в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Представитель Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области по доверенности Б в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований С отказать, поскольку вопрос установления пенсий за выслугу лет педагогических и медицинских работников до 1 октября 1993 года регулировался постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а также инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И. Согласно указанным документам при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по Перечню учреждений, организаций и должностей, и работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения при условии. Время работы и другой деятельности, указанной в Положении засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу, предусмотренную Перечнем. После принятия постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 лицам, которым время работы и другой деятельности засчитывалась в соответствии с Постановлением № 1397, стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической или медицинской деятельностью. Стаж работы С в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 17 декабря 1959 года составляет 7лет 00 месяцев 24 дня по состоянию на 1 октября 1993 года. Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 4 Положения в стаж работы включаются служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 Положения не зависимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретённых прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретённых гражданином до 1 января 2002 г., по нормам ранее действовавшего законодательства.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка (Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»).

Педагогическая деятельность С исчисляется с08 сентября 1986 года с назначением его на должность учителя математики в Гусёвскую школу.По настоящее время истец работает в школе (копия трудовой книжки серии АТ-1V ***).

*** С обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области *** от *** С отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку у него отсутствует требуемый педагогический стаж работы - не менее 25 лет.

Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** стаж работы С, исчисленный с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П составляет 23 года 9 месяцев 15 дней. Период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 11 мая 1981 года по 10 декабря 1982 года не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение периода службы в этот стаж не предусмотрено ни постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, ни постановлением от 6 сентября 1991 года № 463, ни разъяснением от 22 мая 1996 года №5. Согласно абзацу первому пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж работы включается службы в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем от *** ***.

Согласно справки, выданной *** *** военного комиссариата Саратовской области отдела по городу Балашов, Балашовскому и Романовскому районам, С проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с 11 мая 1981 года по 10 декабря 1982 года.

В спорный период службы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившее силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1993 года № 953, в соответствии с п. г ч. 1 которого учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу п.4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 перечисленные в подпунктах «а,г» пункта 1 периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Суд считает неправомерной ссылку представителей ответчика на абзаца 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 Положения, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем.

Абзац 1 пункта 4 указанного Положения содержит условия включения в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения для назначения пенсий за выслугу лет, а абзац 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривает засчитывать в такой стаж независимо от условия, указанного в абзаце 1 пункта 4, службу медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 Положения, следовательно, свое действие на С абзац 2 пункта 4 Положения не распространяет.

Таким образом, вышеназванный период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В этой связи доводы представителя ответчика о том, что у истца отсутствует необходимый стаж работы на *** (отмена постановления СМ СССР от *** ***), дающий право на досрочное назначение пенсии, не могут служить основанием для отказа в иске, так как они опровергаются нормативными актами, исследованными в судебном заседании, при этом истец имеет право на досрочное назначение пенсии, независимо от того, когда был приобретен необходимый стаж.

Из материалов дела видно, что С на момент обращения за назначением пенсии имел 23 года 9 месяцев 15 дней специального стажа работы,включая спорный период, что составляет 1 год 7 месяцев 00 дней, стаж педагогической деятельности С составляет более 25 лет.

Согласно требованиям ст. 19 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

С учетом периодов педагогической деятельности истца, которые не оспаривались ответчиком, у него на момент обращения с заявлением имелся необходимый для досрочного назначения пенсии двадцатипятилетний стаж осуществления педагогической деятельности, что является основанием для удовлетворения требований истца в полном объеме и назначения ему пенсии со дня обращения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования С удовлетворить полностью.

Признать право С на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с *** по *** (1 год 7 месяцев 00 дней).

Признать решение комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области *** от *** в части исключения из льготно стажа периода прохождения С службы в составе Вооруженных Сил СССР с *** по *** (1 год 7 месяцев 00 дней) незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области назначить С досрочную пенсию с момента обращения, то есть с ***.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (02 ноября 2010 года).

Председательствующий                                                           С.В.Климова