Дело № 2 - 780(1)/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 ноября 2010 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой С.В. при секретаре В с участием прокурора г.Балашова Гончарова В.А., истца М, представителя ответчика Управления социальной защиты населения Балашовского района Министерства социального развития Саратовской области по доверенности Б рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М к Управлению социальной защиты населения Балашовского района Министерства социального развития Саратовской области об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,- УСТАНОВИЛ: Истец М обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать Управление социальной защиты населения Балашовского района Министерства социального развития Саратовской области (далее по тексту УСЗН Балашовского района) выплачивать с *** ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 10498 руб. 94 коп., с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и взыскать с ответчика задолженность с *** по *** в размере 93301 руб. 96 коп. В обосновании иска ссылаясь на то, что истец является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. С *** на основании ст.14 Федерального закона № 179-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Вступившее в законную силу решение Балашовского городского суда Саратовской области от *** обязало ответчика выплачивать ему данную компенсацию в размере 6981 руб. 70 коп. В настоящее время данная компенсация должна быть проиндексирована в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 143 от 03 марта 2007 года, № 992 от 24 декабря 2008 года и № 1024 от 16 декабря 2010 года «Об индексации в 2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере: 1,11 в 2005 году; 1,09 в 2006 году; 1,08 в 2007 году; 1,105 в 2008 году; 1,13 в 2009 году; 1,1 в 2010 году. Поскольку в добровольном порядке ответчик исполнить решение суда не имеет возможности, образовалась задолженность, послужившая основанием для обращения в суд с целью устранения нарушения прав М на получение положенных законом выплат. Истец М в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, выдвигая в обоснование те же доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах. Представитель ответчика УСЗН Балашовского района по доверенности Б просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством, пояснив, что исполняя вступившее в законную силу решение Балашовского городского суда Саратовской области от ***, УСЗН Балашовского района не имеет правовой возможности самостоятельно индексировать суммы возмещения вреда здоровью ввиду отсутствия указаний о последующей индексации взысканных сумм. Возражений по представленным истцом расчетам не имеет. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования М, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что М является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (копия справки серии МСЭ-2001 ***, копия удостоверения серии А ***). Согласно вступившему в законную силу решению Балашовского городского суда Саратовской области от *** УСЗН Балашовского района обязано Н включить в списки на получение задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с *** по *** в сумме 5552 руб. 76 коп; по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с *** по *** в сумме 666 руб. 30 коп. и обязало включить в списки получателей денежной компенсации, установив ежемесячно, начиная с ***, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 6981 руб. 70 коп., ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 837 руб. 80 коп., ежегодно начиная с 2006 года, денежную компенсацию за вред здоровью в размере 1396 руб. 33 коп. Из справки *** от ***, выданной заместителем начальника УСЗН Балашовского района М состоит на учете в управлении со *** и ему на основании ст.14 ФЗ *** от *** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначена и выплачена ежемесячная компенсация в возмещение вреда с *** по *** с применением коэффициента роста прожиточного минимума 1,1 в размере 6434 руб. 75 коп., с *** по настоящее время с применением коэффициента роста прожиточного минимума 1,085 в размере 6981 руб. 70 коп. - ежемесячно. Возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ предполагалось выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (п.25 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред.Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации Постановлением от 25 мая 2005 года № 326 утверждает Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 год гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года №171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024 утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, начиная с 2004 года. Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Таким образом, суд при рассмотрении настоящего дела исходит из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 года № ГКПИ08-525 определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство РФ действовало в полном соответствии со ст.1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными законами не предусмотрено. В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст.14 базового Закона. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляций. Между тем, положения Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ, которыми вводится новый порядок индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - исходя из уровня инфляции, признаны не предполагающими придания обратной силы к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, что следует из Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О. Поскольку в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 26 апреля 2004 года) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ, и индексация выплат на основании постановлений Правительства РФ истцу не производилась, начиная с 2008 года, суд приходит к выводу о необходимости индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренную п.15 ст.14 базового Закона, с применением следующих коэффициентов: в 2008 году с учетом Постановления Правительства от 3 сентября 2008 года № 655 - 1,105, в 2009 году с учетом Постановления Правительства от 24 декабря 2008 года № 992 - 1,13, в 2010 году - 1,1. При таких обстоятельствах ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью: с 01 января 2005 года составит 6493 руб. 25 коп. (6434 руб. 75 коп.: 1,1 х1,11= 6493 руб. 25 коп.). Задолженность за период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года составит 707 руб. 00 коп. (6493 руб. 25 коп. -6434 руб. 75 коп.) х 12 = 702 руб. 00 коп.). с 01 января 2006 года составит 7077 руб. 64 коп. (6493 руб. 25 коп. х1,09= 7077 руб. 64 коп.). Задолженность за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года составит 1151 руб. 28 коп. (7077 руб. 64 коп. - 6981 руб. 70 коп.) х 12 = 1151 руб. 28 коп.). с 01 января 2007 года составит 7643 руб. 85 коп. (7077 руб. 64 коп. х1,08= 7643 руб. 85 коп.). Задолженность за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года составит 7945 руб. 80 коп. (7643 руб. 85 коп. - 6981 руб. 70 коп.) х 12 = 7945 руб. 80 коп.). с 01 января 2008 года составит 8446 руб. 45 коп. (7643 руб. 85 коп. х1,105= 8446 руб. 45 коп.). Задолженность за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года составит 17577 руб. 00 коп. (8446 руб. 45 коп. - 6981руб. 70 коп.) х 12 = 17577 руб. 00 коп.). с 01 января 2009 года составит 95444 руб. 49 коп. (8446 руб. 45 коп. х1,13=9544 руб. 49 коп. Задолженность за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года составит 30753 руб. 48 коп. (9544 руб. 49 коп. - 6981 руб. 70 коп.) х 12 = 30753 руб. 48 коп.). с 01 января 2010 года составит 10498 руб. 94 коп. (9544 руб. 49 коп. х1,1=10498 руб. 94 коп. Задолженность за период с 01 января 2010 года по 31 октября 2010 года составит 35172 руб. 40 коп. (10498 руб. 94 коп. - 6981 руб. 70 коп.) х 10 = 35172 руб. 40 коп.). Недоплата с 1 января 2005 года по 31 октября 2010 года по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составила 93301 руб. 96 коп. (702 руб. 00 коп. + 1151 руб. 28 коп + 7945 руб. 80 коп + 17577 руб. 00 коп. + 30753 руб. 48 руб. + 35172 руб. 40 коп. = 93301 руб. 96 коп., которая подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования М к Управлению социальной защиты населения Балашовского района Министерства социального развития Саратовской области об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью удовлетворить полностью. Обязать Управление социальной защиты населения Балашовского района Министерства социального развития Саратовской области выплачивать М с 01 ноября 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 10498 (десять тысяч четыреста девяносто восемь) руб. 94 коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать с Управления социальной защиты населения Балашовского района Министерства социального развития Саратовской области за счет средств федерального бюджета в пользу М задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью с 01 января 2005 года по 31 октября 2010 года в размере 93301 (девяносто три тысячи триста один) руб. 96 коп. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (06 декабря 2010 года). Председательствующий С.В.Климова