Дело № 2-419(1)/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 мая 2010 года г.Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой С.В. при секретаре ФИО3 с участием представителя истца по доверенности ФИО6, представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО4, представителя Управления образования администрации Балашовского муниципального района ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка, к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации,- УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района, в котором просит признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на *** в г.Балашове, ссылаясь на то, что в 2005 году на основании распоряжений главы муниципального образования Балашовского района ***-р от *** и ***-р от *** были предоставлены комнаты *** и *** в *** г.Балашова, в дальнейшем объединенные в одну квартиру с присвоением ***. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают истец, её несовершеннолетняя дочь ФИО2, а также дети ФИО10 и ФИО5 Обратившись в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области с заявлением о приватизации занимаемой квартиры ФИО1 было отказано, поскольку данная квартира является служебной, с чем истец не согласна, поэтому вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав и прав несовершеннолетнего ребенка. В судебное заседание истец ФИО1, третьи лица ФИО10 и ФИО5, извещенные о дне, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, согласно телеграмм, поступивших на адрес суда, просили дело рассмотреть в их отсутствии. Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, приводя в их обоснование вышеизложенные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах. Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО4 просил суд вынести решение в соответствии с законом. Представитель Управления образования администрации Балашовского муниципального района ФИО7 в интересах несовершеннолетнего ребенка просила суд исковые требования удовлетворить. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность. В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно положениям ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона). В соответствии со ст.14 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Статья 19 ЖК РФ не делает исключений в части возможности нахождения в собственности муниципальных образований специализированных жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированное жилье предоставляется на основании решения собственника такого жилья либо действующего от его имени государственного (муниципального) органа или уполномоченного им лица (администрация госпредприятия, командование воинской частью и т.п.); по договорам найма специализированных жилых помещений. Статья 93 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе с муниципальным учреждением. Распоряжениями главы объединенного муниципального образования Балашовского района Саратовской области ***-р от *** «О признании комнаты в общежитии служебной» и ***-р от *** «О предоставлении служебной комнаты в общежитии» комната *** в *** в г.Балашове площадью 13,2 кв.м. признана служебной и предоставлена ФИО1 на семью из четырех человек. Распоряжением главы объединенного муниципального образования Балашовского района Саратовской области ***-р от *** «О предоставлении в дополнение комнаты в общежитии» комната *** в *** в *** площадью 13,1 кв.м. в дополнение предоставлена ФИО1 на семью из четырех человек. Распоряжением МУП ОМО Балашовского района «Балашов-жильё» *** от *** в жилом *** присвоены номера квартирам в целях упорядочивания нумерации квартир, комнатам №№ 235,236 присвоен номер ***. Согласно сообщению администрации Балашовского муниципального района от *** в приватизации *** жилом *** в г.Балашове отказано в связи с наличием у таковой статуса служебной. Каких- либо доказательств, подтверждающих, что данное жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации, суду также не представлено. В соответствии с требованиями ст. 420 ГК РФ и 421 ГК РФ договором признается соглашение двух и нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Все вышеуказанные доказательства свидетельствуют об отсутствии факта заключения между сторонами рассматриваемого гражданского спора соглашения в предоставлении, пользования жилым помещением на условиях ограничения жилищных прав истца и суд делает вывод, что вселение и пользование семьёй истца ФИО1 спорным жилым помещением имеет место по договору социального найма. В настоящее время в спорной квартире значатся зарегистрированными и проживают ФИО1, несовершеннолетняя дочь ФИО2, дочь ФИО8 и сын ФИО9 (справка *** от ***, выданная обществом с ограниченной ответственностью «ПЖТ», копия лицевого счета). В силу статьи 7 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользования жилыми помещениям, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из положений стать 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежал государственным л муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям был переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Таким образом, в соответствии с указанным выше Законом общежитие фактически утратило свой статус и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, представленных по договорам социального найма. В силу положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартира). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение находится в жилом доме, однако, вследствие произведенной истицей реконструкции представляет собой отдельную квартиру общей площадью 26,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 26,5 кв. м. (по данным технического паспорта, изготовленного ***). Мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами не укомплектовывалось. В силу части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы, является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Судом достоверно установлено, что договор найма специализированного жилого помещения с указанием срока с истицей не заключался. При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение подлежит приватизации на общих основаниях. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность. Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей. В силу ст.ст. 7, 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на бесплатную приватизацию жилого помещения один раз. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов о приватизации жилья, он вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1, проживая по вышеуказанному адресу, ранее не воспользовались правом на приватизацию иного жилого помещения, в добровольном порядке этим правом воспользоваться не смогли, в связи с чем обратились в суд. Принимая во внимание вышеуказанные правовые требования при отсутствии добровольного разрешения данного спора собственником во внесудебном порядке, кроме того, учитывая, что в материалах дела имеется согласие сына ФИО9 и дочери ФИО8, в котором они отказываются от причитающейся им долей, нарушенное право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последние пользовались на условиях социального найма, восстанавливается судом. Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным признать право общей долевой собственности на *** в г.Балашове по праву приватизации за ФИО1 (за ФИО1 - в размере 3/4 доли, за ФИО2 - в размере 1/4 доли). Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка, удовлетворить полностью. Признать за ФИО1 и ФИО2 право общей долевой собственности (за ФИО1 - в размере 3/4 доли, за ФИО2 - в размере 1/4 доли) в порядке приватизации на *** в г.Балашове, общей площадью 26,5 кв.м., в том числе жилой площадью 26,5 кв.м. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области с момента изготовления мотивированного решения (18 мая 2010 года). Председательствующий С.В. Климова