Дело № 2-747(1)/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 ноября 2010 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой СВ. при секретаре ФИО4 с участием истца ФИО1, представителей Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области по доверенностям ФИО5 и ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной пенсии,- УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области *** от *** (протокол *** от ***) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности, обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с под.20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с ***, с учетом включения в стаж лечебной деятельности периодов работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в муниципальном учреждении здравоохранения «Балашовский родильный дом» в должности акушерки обсервационного отделения в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с *** по *** и с *** по ***, а также отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с *** по *** в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев и взыскать расходы по оплате государственной пошлины. В обоснование иска указала, что обратившись в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности истцом получено решение комиссии по пенсионным вопросам. Согласно решению истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Не согласившись с данным решением комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области ФИО1 вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав. Согласно определению Балашовского районного суда Саратовской области от *** производство по данному гражданскому делу в части исковых требований о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с *** по *** и с *** по ***, а также отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с *** по *** в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев и взыскании расходов по оплате государственной пошлины прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований. Истец ФИО1 в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах. Представители Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области по доверенностям ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, в соответствии с нормативными актами в стаж соответствующих видах работ может быть засчитана не любая лечебная деятельность, а только работа в должностях в учреждениях, поименованных в соответствующем списке. Периоды работы в МУЗ «Балашовский родильный дом» в должности акушерки обсервационного отделения с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** засчитаны в стажа соответствующих видах работ в календарном порядке, так как «обсервационное отделение» не поименовано Перечнем, утвержденном Постановлением от 29 октября 2002 года № 781. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативным актам, в частности, относились постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшие до 01 ноября 1999 года, постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право за выслугу в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 01 ноября 1999 года, и после указанной даты соответственно. При этом после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (с 12 ноября 2002 года) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением. Также применяется разъяснение Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств работ, профессий, должностей и показателей в соответствии со ст.ст.12.78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет. Периоды работы в МУЗ «Балашовский родильный дом» в должности акушерки обсервационного отделения с 01 апреля 1986 года по 23 апреля 1987 года, с 28 декабря 1988 года по 12 июня 1989 года, с 28 июня 1989 года по 01 июня 1992 года засчитаны в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке в соответствии со Списком от 06 сентября 19991 года № 464. Согласно п.2 постановления от 06 сентября 1991 года № 464 льготный порядок исчисления стажа один год работы за один год шесть месяцев производился врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. При отнесении отделений к числу хирургических применялся Перечень хирургических отделений, утвержденный Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377. Согласно Перечня от 15 октября 1999 года № 377 «обсервационное отделении» не поименовано в числе отделений хирургического профиля. Таким образов, спорные периоды не подлежат исчислению как один год работы за один год и шесть месяцев. Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. В силу статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 указанного выше закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а также законодательство, действующее на момент обращения за назначением досрочной пенсии, что подтверждается правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также признано конституционным производить оценку приобретённых прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретённых гражданином до 1 января 2002 г., по нормам ранее действовавшего законодательства. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка (Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»). В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 с *** по настоящее время работает в муниципальном учреждении здравоохранения «Балашовский родильный дом». Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность истицы в спорный период была связана с лечебной деятельностью в качестве среднего медицинского персонала - акушерки обсервационного отделения Балашовского родильного дома, что подтверждается записями в трудовой книжке. Период работы ФИО1 с *** по *** в должности акушерки обсервационного отделения также подтверждается лицевыми счетами на выдачу заработной платы за период с 1986 года по 1992 год, должностной инструкцией акушерки обсервационного отделения; справкой, уточняющую занятость в соответствующей должности за периоды работы, которые засчитываются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Из штатных расписаний на 1990-1991 года усматривается, что в обсервационном отделении родильного дома центральной городской больницы (МУЗ «Балашовский родильный дом») имелась должность акушерки, которая относилась к среднему медицинскому персоналу. Исходя из содержания Типового положения об акушерке, данный специалист в полном объеме обладает медицинской специальностью и непосредственно осуществляет лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения. Таким образом, истица выполняла обязанности акушерки в соответствии с квалификационной характеристикой акушерки обсервационного отделения лечебного учреждения. В судебном заседании обозревались журналы записи родов в стационаре Балашовского родильного дома за 1990-1992 г.г., из которых усматривается участие ФИО1 (Андриановой) Е.В. в принятии родов. В соответствии с приложением № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1977 года № 830 обсервационное отделение является структурным подразделением родильного дома. Согласно Уставу МУЗ «Балашовский родильный дом» является лечебно профилактическим учреждением, осуществляющим свою деятельность в области оказания медицинской помощи на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, обеспечивающим квалификационную стационарную и амбулаторно- поликлиническую помощь женскому населению г.Балашова и Балашовского района. В период осуществления трудовой деятельности ФИО1 действовали Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", а также Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". В приложении к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в качестве отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений поименованы обсервационные отделения. Согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997 года № 2510/8568-97-32 руководителям подведомственных лечебно - профилактических учреждений даны указания о приведении наименований структурных подразделений и записей в трудовых книжках медицинских работников этих учреждений исходя из того, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.10.1999 №371 до руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений федерального подчинения было доведено о необходимости привести наименования учреждений здравоохранения (структурных подразделений) и должностей медицинских работников в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения и должностей врачебного и среднего медицинского персонала, а также с действующими штатными нормативами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Должностные инструкции акушерки обсервационного отделения Балашовского родительного дома за 1986 - 1992 года не сохранились. Из представленной должностной инструкции акушерки обсервационного отделения усматривается, что на должность акушерки назначается лицо, окончившее медицинское училище и имеющее сертификат по специальности «Акушерское дело», в соответствии с основной задачей акушерка обязана, в том числе вести роды, помогать врачу при проведении лечебных манипуляций, оказывать больным в необходимых случаях первую неотложную помощь, вести уход за послеоперационными больными др. Акушерское обсервационное отделение является структурным подразделением муниципального учреждения здравоохранения «Балашовский родильный дом» и оказывает круглосуточную медицинскую помощь беременным женщинам с угрозой прерывания, резус-конфликтами, гестозами, подготавливает беременных к родам и плановым операциям. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) предусматривалось исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности за один год и 6 месяцев. Анализируя имеющиеся доказательства в их совокупности, суд, учитывая характер работы истицы в должности акушерки обсервационного отделения - отделения хирургического профиля стационаров, предназначенного для оказания родовспоможения, считает подлежащим включению в ее специальный стаж в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 6 месяцев. Истица не может быть лишена права на льготное пенсионное обеспечение, поскольку это право не должно ставиться в зависимость от наименования отделения. Таким образом, суд считает необходимым включить в трудовой стаж периоды работы истца с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в должности акушерки обсервационного отделения в льготном исчислении - 1 год за 1 год и шесть месяцев. Согласно требованиям ст. 19 Федерального Закона РФ от *** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Как следует из материалов дела, на день обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области за назначением пенсии ФИО1 имеет необходимый стаж, а потому суд признает за ФИО1 право на назначение досрочной пенсии с ***. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить полностью. Признать право ФИО1 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения, включив в стаж периоды работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в должности акушерки обсервационного отделения в муниципальном учреждении здравоохранения «Балашовский родильный дом» в должности акушерки обсервационного отделения в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев. Признать решение комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области *** от *** в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области назначить ФИО1 досрочную пенсию с момента обращения, то есть с ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (22 ноября 2010 года). Председательствующий С.В.Климова