о признании права на приватизацию и признании права собственности



Дело ***(1)/2010 г.                                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 года                                                                           город Балашов                                                                         

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Климовой СВ.

при секретаре ФИО2

с участием истца ФИО1, представителя истца адвоката ФИО4, третьего лица ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение,-

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать за ней право на приватизацию и право собственности на комнату *** Б ***, общей площадью 57,1 кв.м.

В обоснование иска указала, что *** мужу истца ФИО5 на основании ордера на семью, состоящую из жены ФИО1 и дочери ФИО3, была предоставлена спорная комната в трехкомнатной *** Б *** В настоящее время в спорной комнате значится зарегистрированной и проживает истец. Нанимателем двух других комнат является ФИО7 Квартира ***Б *** находится в оперативном ведении управления федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту- ФГКЭУ «206 КЭЧ района») и относится к федеральной собственности. ФИО1 пользуется комнатой на условиях социального найма. Спорная комната не признавалась служебной, была предоставлена в порядке очередности по обычному ордеру. Ранее правом приватизации истец не пользовалась. Обратившись с заявлением о приватизации спорной комнаты было отказано, поскольку служебные жилые помещения отчуждению не подлежат. ФИО1 считает, что нарушены её жилищные права, пользуется спорной квартирой на условиях социального найма, следовательно, у неё возникает законное право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.

Истец ФИО1 и представитель истца адвокат ФИО4 исковые требования поддержали в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Третье лицо ФИО7 в судебном заседании с иском согласился, просил суд вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, каких-либо возражений на иск суду не представлено.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, о месте и времени судебного заседания извещенный надлежащим образом, не явился, согласно письменного заявления просил дело рассмотреть без участия их представителя, принять решение в соответствии с действующим законодательством, при этом письменно указав, что согласно постановлению Правительства № 1053 от 29.12.2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Представитель Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района», извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, письменным отношением просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленных письменных возражений на иск усматривается, что просят суд в удовлетворении исковых требований отказать, при этом указывая, что *** Б *** находится на балансе ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления и является собственностью Российской Федерации. Спорная комната была предоставлена семье ФИО5 в связи со службой, как служебная. О том, что комната является служебной свидетельствует корешок ордера *** от *** с пометкой «служебный», копия лицевого счета, выписка из реестра федерального имущества. Вопрос о выселении истца из занимаемого помещения администрацией ФГКЭУ «206 КЭЧ района» не рассматривался. В соответствии со ст.4 Закона РФ № 1541-р « приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июня 1991 года служебные помещения не подлежат приватизации. Законодатель предоставил право собственнику соответствующего жилищного фонда принимать решение о приватизации служебных жилых помещений. По состоянию на 01 декабря 2010 года Министерство обороны Российской Федерации не принимало решений о передаче служебного жилья в собственность граждан.

Суд, выслушав участников дела, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность.

В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно положениям ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (чч 1 и 2).

В судебном заседании установлено, что *** на основании талона к ордеру *** ФИО7 и членам его семьи были предоставлены две комнаты, общей площадью 22 кв.м., в ***-5. На основании талона к ордеру *** от *** ФИО5, являющемуся военнослужащим, и членам его семьи: жена ФИО1 и дочь ФИО3 предоставлена комната, площадью 15,0 кв.м., в ***.

В силу п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до *** (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Указанное жилое помещение является собственностью Министерства Обороны Российской Федерации, что не оспаривается сторонами.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации).

В соответствии с правилами ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Требования ст. 106 ЖК РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Судом бесспорно установлено, что при предоставлении спорной квартиры ФИО5 вышеуказанные правовые требования ответчиком не соблюдены.

Ордер, выданный ФИО5, не отвечает вышеуказанным требованиям ст. 105 ЖК РСФСР.

Суду не представлены доказательства о признании спорной квартиры служебной в установленном законом порядке.

*** брак между ФИО5 и ФИО1 расторгнут.

Согласно справки войсковой части *** *** от *** ФИО5 убыл из войсковой части *** *** для прохождения дальнейшей службы в другую местность.

Основным квартиросъемщиком является ФИО6, что подтверждается копией лицевого счета.

На основании приказа начальника 206 КЭЧ района *** от *** «О присвоении номеров и литеров коммунальным квартирам жилых домов 206 КЭЧ (района)» ***-5 присвоены номера: комнате, принадлежащей ФИО1 присвоен *** Б, комнатам, принадлежащим ФИО7 присвоен ***А.

В настоящее время в спорной комнате значится зарегистрированной и проживает только ФИО1 (справка *** от ***, выданная обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домоуправление ***», копия лицевого счета, копия паспорта на имя ФИО1).

Нахождение комнаты *** «Б» *** на балансе ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» подтверждается выданной ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» справкой *** от *** и копией лицевого счета.

Согласно техническому паспорту, изготовленному ***, общая площадь *** составляет 57,1 кв.м., в том числе жилая площадь 43,9 кв.м. Площадь комнаты, которую занимает истец, составляет 17,5 кв.м. и является изолированным жилым помещением.

Комната *** «Б», расположенная в трехкомнатной ***, является федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества *** от ***).

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** от *** ***-р вышеуказанное имущество закреплено за ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления.

При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение относится к ведомственному жилищному фонду и подлежит приватизации на общих основаниях.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность.

Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей.

Принимая во внимание вышеуказанные правовые требования при отсутствии добровольного разрешения данного спора собственником во внесудебном порядке, нарушенное право истца на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последняя пользуется на условиях социального найма, восстанавливается судом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить полностью.

Признать право ФИО1 на приватизацию жилого помещения, состоящего из одной комнаты *** «Б», общей площадью 17,5 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире общей площадью 57,1 кв.м. по адресу: ***, ***.

Признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение, состоящее из одной комнаты *** «Б», общей площадью 17,5 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире общей площадью 57,1 кв.м. по адресу: ***

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (20 декабря 2010 года).

Председательствующий                                                               С.В.Климова