О признании права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2010 года                                                                                   город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ерохиной И.В.

при секретаре Стоякиной Д.Д.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области по доверенности ФИО6, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (далее ГУ УПФР в Балашовском районе), в котором просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж периоды: службу в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, работу в Балашовском горкоме ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из льготного стажа указанных периодов, а также обязать ГУ УПФР в <адрес> назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения. В обосновании своих исковых требований ссылается на то, что, обратившись ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, решением комиссии по пенсионным вопросам включено в специальный стаж 19 лет 7 месяцев 27 дней, исключены 5 лет 5 месяцев 17 дней - периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР, работа в должности секретаря, второго секретаря горкома ВЛКСМ, с чем он не согласен, поэтому за защитой своего права вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, уточняя тем, что просил признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вследствие отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, выдвигая вышеуказанные доводы.

Представители ответчика ГУ УПФР в Балашовском районе по доверенности ФИО6 совместно с ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали, заявляя, что вопрос установления пенсий за выслугу лет педагогических и медицинских работников до 1 октября 1993 года регулировался постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а также инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И, согласно которым при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по Перечню учреждений, организаций и должностей, и работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу, предусмотренную Перечнем. С принятием постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 лицам, которым время работы и другой деятельности засчитывалась в соответствии с Постановлением № 1397, стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической или медицинской деятельностью. Стаж работы ФИО1 в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 17 декабря 1959 года, на указанную дату составляет 3 года 6 месяцев 2 дня. Возражали представители ответчика также тем, что не представлены ФИО1 доказательства выборности должностей секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища и второго секретаря Балашовского горкома ВЛКСМ. В обоснование своих возражений представители ответчика сослались на положение абзаца 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 Положения, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что педагогическая деятельность истца ФИО1 исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ с назначением его приказом от ДД.ММ.ГГГГ учителем математики в <данные изъяты> средней школе.

ДД.ММ.ГГГГ 2009 года истец обратился в ГУ УПФР в Балашовском районе за назначением досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ УПФР в Балашовском районе от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении данной пенсии по основанию отсутствия у него необходимого педагогического стажа 25 лет, указав, что ФИО1 имеет 19 лет 7 месяцев 27 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из протокола комиссии ГУ УПФР в Балашовском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что периоды работы секретарем комитета ВЛКСМ медицинского училища с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вторым секретарем Балашовского горкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не были засчитаны в педагогический стаж по основанию отсутствия должности «секретарь», «второй секретарь» и учреждения «горком ВЛКСМ» в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года № 463. Включение периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, ни Правилами, утвержденными Правительством РФ от 11 июля 2002 года № 516, ни Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, ни разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5.

С основанием отказа и вышеприведенными доводами представителей ответчика в судебном заседании, суд не может согласиться.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка (Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»).

Как следует из записей №6,7,8,9,10 трудовой книжки истца он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал секретарем комитета ВЛКСМ медицинского училища, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год вторым секретарем Балашовского горкома ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год служил в составе Вооруженных Сил СССР.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В оспариваемый ответчиком период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктами «а,г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, принятый XIV съездом ВЛКСМ установил руководящим принципом организационного строения комсомола демократический централизм, означающий, в том числе, выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху (п.11).

Суду представлены доказательства, что работа истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища, второго секретаря Балашовского горкома ВЛКСМ являются выборными.

Данное обстоятельство нашло свое подтверждение при исследовании архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Областного государственного учреждения Государственный архив новейшей истории Саратовской области, представившего протоколы заседания комитета ВЛКСМ Балашовского медицинского училища от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № У организационного пленума Балашовской городской комсомольской организации, свидетельствующие об избрании ФИО1 в состав комитета ВЛКСМ Балашовского медицинского училища секретарем и вторым секретарем горкома комсомола.

Суд находит несостоятельным доводы представителей ответчика о том, что должность истца в комсомольском органе должна быть не только выборной, но и освобожденной, что следует из Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И, которое к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относит работу в качестве освобожденного секретаря.

В п 3.1 названного выше Инструктивного письма перечислены виды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, ограничение данный пункт не содержит.

Таким образом, вышеназванные периоды работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища, второго секретаря Балашовского горкома ВЛКСМ, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательств повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи доводы представителя ответчика о том, что у истца отсутствует необходимый стаж работы на 1 октября 1993 года (отмена постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), дающий право на досрочное назначение пенсии, не могут служить основанием для отказа в иске, так как они опровергаются нормативными актами, исследованными в судебном заседании, при этом истец имеет право на досрочное назначение пенсии, независимо от того, когда был приобретен необходимый стаж.

В силу п.4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 перечисленные в подпунктах «а,г» пункта 1 периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Суд считает неправомерной ссылку представителей ответчика на абзаца 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 Положения, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем.

Абзац 1 пункта 4 указанного Положения содержит условия включения в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения для назначения пенсий за выслугу лет, а абзац 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривает засчитывать в такой стаж независимо от условия, указанного в абзаце 1 пункта 4, службу медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 Положения, следовательно, свое действие на ФИО1 абзац 2 пункта 4 Положения не распространяет.

Из материалов дела видно, что ФИО1 на момент обращения за назначением пенсии имел 19 лет 7 месяцев 27 дней специального стажа работы.

С учетом периодов педагогической деятельности истца, которые не оспаривались ответчиком, у него на момент обращения с заявлением имелся необходимый для досрочного назначения пенсии двадцатипятилетний стаж осуществления педагогической деятельности, что является основанием для удовлетворения требований истца в полном объеме и назначения ему пенсии со дня обращения.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить полностью.

Признать право ФИО1 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области включить в педагогический стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы ФИО1 секретарем комитета ВЛКСМ медицинского училища с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вторым секретарем Балашовского горкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, период службы ФИО1 в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вследствие отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

      Судья                                                                            И.В.Ерохина